Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Лесникова Елена Ивановна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИЙ: КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ»

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»

2425 МАРТА 2015 ГОДА, Г. НОВОСИБИРСК

–––––––––––––––– СЕКЦИЯ № 2 –––––––––––––––

Новая система требований к образовательному процессу

в условиях введения ФГОС ДО

24 марта                                                                         Начало в 14:00                                                                        Ауд. 404

Председатель

Чечулина Оксана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО

Секретарь

Корюкова Оксана Владимировна, методист кафедры теории и методики дошкольного образования
НИПКиПРО

ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. «Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях повышения квалификации»

Плевако Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО

  1. «Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС»

Дроговоз Ольга Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Краснозерский детский сад № 5» Краснозерского р-на Новосибирской области

  1. «Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста»

Выжелкова Маргарита Александровна, педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 192» г. Новосибирска

  1. «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»

Лесникова Елена Ивановна, воспитатель МАДОУ «ЦРР № 16»
г. Бердска Новосибирской области

  1. «Социокультурное развитие личности в контексте ФГОС»

Откидышева Наталья Валерьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 7» г. Бердска Новосибирской области

  1. «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через работу фольклорного кружка "Горенка"»

Колесникова Галина Петровна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад "Красная шапочка"» р. п. Линево Искитимского р-на Новосибирской области

  1. «Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды»

Боброва Ольга Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад
№ 281» г. Новосибирска

  1. «Представление правил поведения в пространстве группы детского сада как средства социально-коммуникативного развития детей»

Селиверстова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 281» г. Новосибирска

       Одним из приоритетов модернизации современного дошкольного образования является создание условий для развития активной и самостоятельной личности, обладающей творческим потенциалом и готовой постигать новизну и сложность меняющегося мира.

      Педагогов  сегодня чрезвычайно волнуют вопросы: каким содержанием следует обогатить жизнь детей  в детском саду, как правильно построить отношения с детьми для достижения наибольшего эффекта в образовательной деятельности? Не секрет, что воспитателю  бывает трудно ориентироваться в многообразии существующих программ, технологий, методик образовательной деятельности.

Для себя ответы на многие вопросы я нашла в использовании ТРИЗ.

ТРИЗ- это не просто набор  игровых методов и приёмов, это целостная технология, требующая от педагога глубокого изучения и осмысления.

Эта технология  представляет собой универсальный инструмент для развития детской субъектности  в разных видах деятельности. На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития речи дошкольников.

     Палитра игровых методов и приёмов ТРИЗ многообразна и увлекательна, как для детей, так и для педагога. В их основе- партнёрское взаимодействие детей и взрослого. Здесь  не бывает неправильных суждений или ответов, любая точка зрения ребёнка принимается и заслуживает ценностного отношения. Поэтому у каждого формируется уверенность в своих силах; создаётся «ситуация успеха», которая побуждает к активности, инициативности  и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

     Я начала работу с создания в группе обогащённой  развивающей  предметно-пространственной  среды, игротеки с набором разнообразных дидактических игр, в том числе, изготовленных своими руками. В группе появился развивающий  центр «Познавайкин мир», в котором  я расположила разнообразные модели  мыслительной деятельности: на освоение признаков предметов, на установление причинно- следственных связей, на освоение детьми способов формулировки вопросов и других.

Поначалу мне казалось, что предлагаемые мной мыслительные модели  не вызовут интереса у детей или будут трудны для понимания. Оказалось - наоборот, ведь для детей, чем необычнее деятельность, тем она привлекательнее. Дети раскладывали  модели, рассматривали значки- символы, обсуждали, что они могут изображать.

     Большой интерес у детей вызвали модели «имен признаков» объектов окружающего мира. Обычно, задавая вопрос: «Мяч, какой?»,-  педагог не уточняет,  про какой признак он хочет услышать ответ. Ответы детей, в таких случаях, скудны. Они называют цвет, форму, размер. Очень редко без наводящих вопросов, говорят о таких признаках, как влажность, температура, рельеф (поверхность). При этом  многих признаков ребёнок  просто не видит, не обращает на них внимания. Это приводит к тому, что представление об объекте формируется неполным, а значит искаженным.

     С использованием модели «имя признака» дети рассматривают объекты гораздо подробнее, выявляют их особенности, общие признаки и отличия, какие-то внутренние  противоречия, и всё это обговаривают. При этом значительно обогащается словарь детей. И это очень важно, т.к.интересный рассказ или сказка получится у ребёнка только тогда, когда в его багаже появится множество прилагательных, существительных, глаголов, наречий; слов, с помощью которых он сможет выразить свои впечатления, мысли, эмоции, фантазии.

     Мыслительные модели значительно расширяют возможности восприятия объектов и в дальнейшем их графические изображения  уже не нужны ребенку, он самостоятельно, на основе усвоенного алгоритма, способен составить яркий рассказ о любом объекте; а загадки, рифмованные тексты, придуманные детьми, отличаются богатством содержания и яркой индивидуальностью.

     Очень интересны для детей модели  преобразования  признаков предметов, так называемые «волшебники». Их использование расширяет возможности фантазирования и, в то-же время, придаёт ему направленный и более глубокий характер. «Волшебников» дети используют при составлении рассказов, при решении творческих заданий.

Например: встреча Лисы и Мышонка на лесной опушке может закончиться по- разному, если в дело вступают «волшебники».

      В процессе общения с детьми я тщательно продумываю вопросы. Правильно заданный вопрос побуждает к речевой активности, к использованию разных форм речи- рассуждения, а также речевых форм убеждения (я думаю, что…; я считаю, что…; я хочу тебя убедить), культурных форм несогласия с мнением собеседников (хочу тебе возразить; я не согласен с тобой; сомневаюсь…).

      С использованием «тризовских» приёмов становится более разнообразной  работа с картиной. Обычно, при рассматривании картины бывает сложно поддерживать интерес детей и побуждать их к речевой активности. Игровые приёмы ТРИЗ в таких случаях бывают очень кстати.

      Например, рассматривая с детьми натюрморт, можно предложить интересный ход: найти в изображении  цирк, семью или что- то другое. Дети с особым вниманием  рассматривают изображение, фантазируют, рассуждают, доказывают. Интересно, что они очень чутко реагируют на задание: если я предлагаю найти в натюрморте «войско», в речи дети используют такие слова как богатырь, меч, копьё, шлем и т.п. Если даю задание найти «военную базу» - то преобладает современность: беспилотник, автомат, граната, парашют и др. Речевая активность в подобных видах деятельности очень велика.

      В речевом развитии детей  я активно взаимодействую с педагогами детского сада  и семьями воспитанников. С педагогами более эффективно и естественно это осуществляется в процессе реализации групповых проектов.

     Во взаимодействии с образовательными организациями важным является научное руководство кафедры теории и методики дошкольного воспитания в лице Плевако Ларисы Александровны. Это позволяет координировать деятельность, иметь возможность обсуждать возникающие проблемы и определять перспективы.

      Практика показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах. Общение в процессе игры, практической деятельности объединяет всех участников образовательных отношений и дарит радость и удовлетворение от совместного творчества.

    Данные диагностики детского развития показывают положительную динамику в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Для детей характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Они имеют богатый словарный запас. С интересом общаются со сверстниками и взрослыми. Активно используют разные формы речи при выражении своих мыслей, чувств и желаний. Дети успешны в творческой деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы, рифмованные тексты.

     Уверена, что достижению хороших результатов, несомненно способствовало использование методов и приёмов ТРИЗ- педагогики.

ТРИЗ- это актуально, современно и эффективно.

Поэтому я приглашаю коллег к сотрудничеству и обмену опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста»....

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...