Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги; о правилах поведения на улице, в транспорте; навыки самоконтроля и дисциплинированности в разнообразных дорожных ситуациях, а так же знания о некоторых правилах и знаках дорожного движения, можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotka_doroga.odt22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:

БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги; о правилах поведения на улице, в транспорте; навыки самоконтроля и дисциплинированности в разнообразных дорожных ситуациях, а так же знания о некоторых правилах и знаках дорожного движения, можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Цель: прививать навыки безопасного поведения на дорогах.

  1. Методика занятий с детьми.

Цель: прививать навыки безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
  1. Формы работы
  1. Создание уголка ПДД (иллюстрации, игры, пазлы, разрезные картинки, раскраски, дорожные знаки,конструктор, атрибуты, художественная литература)
  2. Беседы
  3. Занятия
  4. Чтение литературы. Разучивание стихотворений
  5. Рассматривание иллюстраций
  6. Целевые прогулки, экскурсии
  1. Методические приёмы
  1. Системность и последовательность
  2. Доступность и наглядность
  3. Индивидуальный подход
  4. Разработка занятий и прогулок
  5. Демонстрационный и раздаточный материал
  6. Методы проблемного изложения информации и моделирования
  7. Работа с родителями
  1. К концу года дети должны знать:
  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на велосипеде;
  7. правила движения по дороге.

уметь:

  1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
  2. оценивать свое поведение на дороге;
  3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
  1.         Перспективный план по ПДД в подготовительной группе.

месяц

неделя

Форма работы

тема

Программное содержание

оборудование

сентябрь

1

Беседа

Знай и выполняй правила уличного движения

Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания о пдд и о назначении дорожных знаков

Дорожные знаки, светофор, машины.

2

Конструирование

Строим улицу

Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Строительный материал, машины.

3

Ребенок и окружающий мир

Моя дорожная грамота

Расширять знания детей о правилах поведения на проезжей части и тротуаре, закрепить знания детей о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «проезжая часть», «тротуар».

Картинки с изображением ситуаций на дороге, карточки с дорожными знаками, д/и «Собери знак»

октябрь

1

Дидактическая игра

объясни

Развивать у детей мышление, закрепить знания Правил дорожного движения, на звания и назначение машин.

Предметные картинки с изображением машин, дорожные знаки.

2

Рисование

Мой дом – моя улица

Закреплять у детей представления об улице, развивать умение отображать увиденное во время прогулок, учить передавать свои впечатления в рисунке.

Листы бумаги, цветные карандаши или краски и кисти.

3

Целевая прогулка

Знакомство с перекрестком

Дать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности.

2 красных флажка.

4

Подвижная игра

перекресток

Познакомить детей с правилами игры. Закрепить знания детей о перекрестке. Воспитывать внимание, честность.

Макет светофора, свисток, игрушечный руль.

ноябрь

1

Настольная игра

Учим дорожные знаки

Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность.

Настольная игра «Дорожные знаки»

2

Художественная литература

Автомобиль  Н.Носов

Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Носова, учить оценивать поступки героев произведения. Воспитывать желание соблюдать ПДД,

Книга Н. Носова «Автомобиль»

3

Сюжетно-ролевая игра

улица

Закрепить знания детей о ПДД, учить использовать в игре предметы заместители, воспитывать интерес к сюжетно-ролевой игре.

Дорожные знаки, рули (кольца), костюмы…

4

Аппликация

транспорт

Учить работать ножницами, закрепить знания детей о транспорте, воспитывать желание выполнять ПДД.

Листы бумаги, клей, кисти, ножницы, цветная бумага.

декабрь

1

Экскурсия

площадь

Дать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства. За

2 красных флажка.

2

Практическая работа

Выполни верно

Закреплять у детей знания о различных видах транспорта и дорожных знаках. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать усидчивость.

    Трафореты«Дорожные знаки»,  карандаши.

3

Беседа

Твой приятель – светофор!

Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырёхстороннем светофоре. Воспитывать умения применять на практике полученные знания по ПДД.

Макет четырёхстороннего светофора

4

Настольная игра

Ловкий пешеход

Закрепить знания правил дорожного движения, счёта в пределах шести, умение соблюдать правила игры. Воспитывать честность.

Настольная игра «Правила дорожного движения», фишки, кубик.

январь

1

разучивание

Стихи,загадки о правилах дорожного движения

Продолжать знакомить детей с произведениями о правилах дорожного движения

Предметные (сюжетные) картинки

2

Наблюдение

Световые сигналы автомобиля

Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах.

3

Дидактическая игра

Город дорожных знаков

Знакомить детей с дорожными знаками и их классификацией.

Картинки с дорожными ситуациями, геометрические фигуры, игрушки.

февраль

1

Игра-соревнование

Перейди дорогу

Развивать у детей внимание, умение действовать по сигналу воспитателя. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Три круга (красный, желтый, зеленый)

2

Развлечение

Свети зеленый огонёк на перекрёстке всех дорог

Формировать у детей основные навыки безопасного поведения на дороге, закрепить знания о ПДД, воспитывать культуру поведения на улице.

Дорожные знаки, светофор.

3

Чтение

Про правила дорожного движения

Учить внимательно слушать произведение, развивать умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять правила ПДД.

Книга С.Вокова «Правила дорожного движения»

4

Подвижная игра

Ловкий пешеход

Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер. Закрепить знания ПДД. Воспитывать спортивный дух.

Три корзины (красная, желтая, зеленая), мячи.

март

1

Экскурсия  

Светофор.

Знакомить с работой светофора. Воспитывать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы. Развивать любознательность

2

инсценировка

Весёлые машинки

Создавать у детей эмоционально положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами.

Маски -машинки,дорожные знаки

3

беседа

О чем разговаривает улица

Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать чуткость, умение помогать друг другу

Макеты дорожных знаков.

4

рисование

Дорожные знаки

Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении. Продолжить учить рисовать красками. Воспитывать аккуратность.

Бумага, краски, простой карандаш, образцы дорожных знаков.

апрель

1

Викторина «Что? где? когда?»

Это должен каждый знать обязательно на «пять»

Закрепить знание правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, речь, внимание.

Магнитофон, картинки, машины.

2

Конструирование из бросового материала

Такие разные машины

Закрепить знания детей о транспорте и правилах поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать творческие и конструктивные способности. Воспитывать интерес к конструированию.

Спичечные коробки, коробочки из под сока, рулончики из под туалетной бумаги, ножницы, клей.

3

Игры в зале

Красный,жёлтый,зелёный

 Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве

 Звуковые сигналы

4

беседа

 Что это за транспорт такой велосипед?

Познакомить детей с историей велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Иллюстрации – изобретения и постепенного усовершенствования велосипеда.

май

1

Отгадывание загадок, ребусов

Послушай, подумай, отгадай

Развивать у детей мышление память, внимание. Расширять знания по ПДД. Закреплять умение находить нарушителей.

Загадки, ребусы, сюжетные картинки.

2

Конкурс семейных работ

«Три сигнала светофора»

Вовлечь родителе в работу по знакомству детей с ПДД. Воспитывать ответственное отношение соблюдению правил дорожного движения родителями и детьми. Способствовать совместному творчеству детей и их родителей.

3

праздник

Путешествие в  страну дорожных знаков

Закрепить у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Создать эмоционально положительный настрой.

Атрибуты к празднику

4

беседа

итоговое

Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.

Вопросы, таблица диагностики.

  1. Формы работы с родителями.
  1. Перечень бесед и консультаций с родителями по правилам дорожного движения.
  1. «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
  2. «О поведении в общественном транспорте»
  3. «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
  4. «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
  5. «Пешеходом быть – наука!»
  6. «Этого могло не случиться»
  7. «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения».
  8. «Улица требует к себе уважения».
  9. «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и т.д.
  1.         Примерная тематика целевых прогулок

« Дороги и перекрёстки» ,« Наблюдение за работой светофора»,« Знакомство с местом остановки общественного транспорта»,«Пешеходный переход»

  1. Дидактические игры

« Узнай дорожный знак».« Найди логическую пару»,« Подбери по смыслу»,« Сложи картинку»,« Ошибка»,« Что сначала, что потом»,« Чего не хватает?»,« Узнай дорожный знак на ощупь»,« Найди два одинаковых дорожных знака»,«  Догадайся, что нарисовано?».«Отгадай загадки»,« Так бывает или нет?»,« Собери знак»,« К какой группе принадлежит дорожный знак?»,« Кто внимательнее»,« Придумай  автомашину, которой нет».

  1. Музыкальные сказки, театрализованные представления

Театрализованное  представление: « Приключение Мухи, или хитрости Паука  на дороге» С. Детковой , ( Музыкальная  палитра  №3-2008)

Кукольный спектакль :« Зеленый огонёк» Е.Шулика (Дошкольное воспитание №12-2003)

Театрализованное представление: « День рождения Светофорика» О. Сидоровой, (Музыкальная палитра №3-2004)

  1.   Музыкально-ритмические игры :« Светофор», муз . Н. Богословского(Музыка в детском саду.1989)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

Данный перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ построен с учетом принципа комплексно-тематического планирования. Темы месяца соответствуют содержательным компонентам...

Картотека дидактических игр по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке собраны игры, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Игры способствуют формированию у детей основ здорового образа жизни . Разовьют познавательные интересы....

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа): Дидактическая игра "Сортировка мусора, или помоги зверятам очистить лес"

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа): Дидактическая игра "Сортировка мусора, или помоги зверятам очистить лес"Цель:Вспоминаем понятие «экология»,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....