Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
статья по окружающему миру на тему

Боднарчук Наталья Николаевна

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности, анализируются возможности использования экспериментов при формировании представлений о природе у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ

ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

У детей XXI века есть возможность получать информацию об окружающем мире из разных источников: это и телевидение, и Интернет, и реже книги. Эти знания – зачастую готовы и не требуют от ребенка размышлений, а значит и нет места для рассуждений, выводов и доказательств.

Многие психологи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) отмечали, что информация лучше усваивается и запоминается, если она не только понятна, но еще и наглядна. На практике мы знаем, что если информация и знания получены в процессе непосредственного взаимодействия с ней, то она остается в памяти надолго, можно сказать навсегда.

Многие личностные качества и психологические свойства в детском возрасте формируются в процессе целенаправленного и организованного обучения. Обучение мы рассматриваем как целостную форму педагогической деятельности, направленную на разностороннее развитие ребенка. Оно включает в себя совокупность разных видов деятельности, и одной из значимых выступает познавательно-экспериментальная. Познавательная деятельность предполагает совместную работу педагога и детей, нацеленную на решение интеллектуальных задач проблемного характера, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, труде, в процессе ознакомления с окружающим. Она предполагает «открытие» детьми новых знаний и способов деятельности.

Поисковая деятельность детей имеет следующую структуру:

– принятие детьми познавательной задачи;

– анализ задачи и выдвижение предположений о возможном течении явления и его причинах;

– отбор способов проверки;

– проверка предположения;

– формулирование выводов.

Познавательные задачи могут ставиться перед детьми педагогом или же выдвигаться самими детьми. Важным условием постановки познавательной задачи является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у детей, когда задача поставлена, осмыслена детьми, но сразу решить ее они не могут. Необходимо определенное усилие мысли, сопоставление известных факторов, формулировка предварительных выводов. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Поэтому одной из главных задач педагогов по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой является построение своей работы таким образом, чтобы ребенок сам смог овладевать нужными знаниями и отвечать на возникшие у него вопросы. Для реализации данной задачи мы используем такую форму работы с детьми, как экспериментирование.

Экспериментирование – это творческий процесс и эффективный прием развития ребенка. Наибольшего развивающего эффекта этот прием достигает при косвенном руководстве взрослым опытно-экспериментальной деятельностью дошкольников. Путем проб и ошибок и при поддержке педагога опытно-экспериментальная деятельность развивается в русле более глубокого и точного осмысления детьми фактов и явлений неживой природы.

Экспериментирование понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Этапы детского экспериментирования:

– собственное обследование предметов и явлений природы;

– планирование действий экспериментального опыта;

– выявление общих, существенных связей и закономерностей между предметами и явлениями;

– обобщенные формы рассуждений;

– решение практических задач, обогащающих личный опыт ребенка и развивающих такие их качества, как активность, познавательный интерес, самостоятельность, самоконтроль и творческие способности.

Важно, чтобы в работе по формированию естественнонаучных знаний при ознакомлении с неживой природой у дошкольников использовались следующие принципы.

  • Принцип научности. Информация, которую дети получают в детском саду, должна быть точной, достоверной, обоснованной. Данный принцип выдвигает необходимость формирования у дошкольников системы научно достоверных знаний, фактов и явлений в области естествознания (элементарных экологических, биологических, географических представлений), а также отражение разнообразных фактов и явлений в развитии, во взаимосвязях и существенных проявлениях. Реализация этого принципа формирует у ребенка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфических дошкольных видов деятельности.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей. Знания, которые усваивают дошкольники, должны соответствовать возрасту, быть просты и понятны ребятам. В этом залог высоких результатов усвоения полученных знаний при изучении неживой природы. Исследователи считают, что уже в младшем дошкольном возрасте важно знакомить детей на конкретных примерах с элементарными взаимосвязями и взаимозависимостями, существующими в природе. По отношению к старшему дошкольному возрасту, по мнению А.В. Запорожца, при ознакомлении с природой необходимо проникать в суть вещей, подводить детей к пониманию связи явлений. В старшем дошкольном возрасте становится возможным формирование у детей представлений и элементарных понятий, которые могут быть ядром системы знаний.
  • Принцип доступности. Он осуществляется в таких видах деятельности, как игра и экспериментирование, предполагая привлекательность для ребенка получаемых знаний и их эмоциональную окрашенность.
  • Принцип наглядности. Соответствует основным формам мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному и наглядно-образному). Известно, что реальные предметы и наглядные образы способствуют организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание материала. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке материала. В процессе обучения дошкольники имеют возможность наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполняя разнообразные практические упражнения. При этом в работе с детьми широко используются такие виды наглядности, которые способствуют формированию познавательной активности и стимулируют переход от наглядных форм мышления к словесно-логическим [5, с. 6–8].

С самого рождения ребенка окружают различные явления неживой природы: яркое солнце, теплый ветер, мороз зимним днем и многое другое. Дошкольники с удовольствием собирают различные камни, рисуют мелом на асфальте, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое ознакомление детей с явлениями неживой природы.

Малыш познает мир на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Он не всегда видит причинно-следственные и закономерные связи между явлениями природы. Поэтому так важно дать детям возможность поэкспериментировать с природным материалом. Основными темами, с которыми знакомятся и экспериментируют дошкольники, являются «Вода», «Земля», «Воздух», «Звук», «Солнце» (свет), «Строение веществ». Данная система знаний раскрывает многообразие окружающего мира неживой природы, формирует в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Основные задачи при организации экспериментальной деятельности дошкольников таковы:

1. расширение мировоззренческих сторон детского сознания на основе усвоения естественнонаучных знаний о природе;

2. формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к природе;

3. организация развивающей среды, способствующей формированию познавательных, творческих способностей и предоставляющей детям простор для самостоятельного экспериментирования;

4. пробуждение у дошкольников исследовательского интереса, любознательности и стремления к преобразованию окружающего мира;

5. воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Организация опытов требует специально созданной развивающей среды, что предполагает наличие в дошкольном учреждении оборудованной физической лаборатории – «научного центра». Кроме того, в младших возрастных группах необходимы центры «Воды  и песка», а в старших группах – мини-лаборатории. Их задача заключается в проведении более длительной экспериментально-опытнической работы детьми в течение дня.

Педагог планирует деятельность дошкольников по формированию основ естественно-научных знаний таким образом, чтобы ребята после непосредственной организованной деятельности могли самостоятельно или совместно с воспитателем применить полученные знания в мини-лабораториях. Таким образом, дошкольники закрепляют полученные знания о неживой природе на практике.

С точки зрения экологического образования, по мнению педагога-исследователя Н.А. Рыжовой, предметно-развивающая среда физической лаборатории должна способствовать:

– познавательному развитию ребенка (создавать условия для познавательной деятельности и экспериментирования с природным материалом, систематическим наблюдениям за объектами неживой природы, формированию интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых проблем);

– формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе);

– эколого-эстетическому развитию (привлечению внимания ребенка к окружающим природным объектам, формированию умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации – искусственным объектам).

Ознакомление дошкольников с природой проводится планомерно и системно в течение всего года. Для этого используются наиболее эффективные формы работы с детьми:

– наблюдение на прогулке;

– проведение игр-экспериментирований, опытов и экспериментов в физической лаборатории и мини-лабораториях в группах;

– организация интегрированных занятий познавательного цикла.

Все организованные формы работы имеют свой алгоритм:

1. выявление знаний детей по данной теме и проблеме;

2. организация и проведение опытов воспитателем и наблюдение детей за процессом изменения объекта;

3. организация самостоятельной исследовательской деятельности детей;

4. коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы;

5. решение поисково-проблемных задач;

6. составление схем, моделей, чертежей (обобщение знаний).

Такой алгоритм действий позволяет педагогу формировать у детей знания по многообразию окружающего мира, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формировать собственную картину мира. В целом поисковая деятельность позволяет ребенку не только легко ориентироваться в окружающем мире, но и путем сравнения, сопоставления, рассуждения осознавать причинно-следственные связи, существующие в природе, самостоятельно открывать, познавать свойства и отношения, отыскивать закономерности.

Таким образом, планомерная работа по формированию основ естественнонаучных знаний при изучении природы позволят воспитателям формировать следующие необходимые ключевые компетентности дошкольника.

1) Технологические. У детей формируются умения:

– понимать и выполнять поставленную задачу;

– планировать этапы своей деятельности;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– умение пользоваться ранее полученными знаниями,

– использовать наглядные модели, символы, схемы, планы.

– принимать решение и применять знания в жизненных ситуациях;

– ориентироваться в новой нестандартной ситуации.

– организовывать рабочее место;

– доводить начатое дело до конца и добиваться результата.

2) Информационные компетентности:

– ориентироваться в источниках информации, получать информацию, используя раз-

личные источники;

– делать выводы из полученной информации;

– понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

– задавать вопросы на интересующую тему;

– оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой.

3) Социально-коммуникативные компетентности. Происходит формирование таких навыков, как умение:

– получать информацию в общении;

– вести диалог с взрослыми и сверстниками;

– принимать участие в коллективных делах;

– принимать и оказывать помощь;

– не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Таким образом, с помощью экспериментирования дошкольник не только обогащает свои знания о неживой природе, но и развивается как личность, которая формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, а также происходит процесс социализации – овладение социальными нормами и ценностями.

Список литературы.

1. Еник О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). –                  С. 581–583.

2. Куликова, И.Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст / И.Э. Куликова, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

3. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.

4. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

5. Николаева, Э.Ф. Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. – Тольятти, 2003. – 132 с.

6. Поддьяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков – М., 1996. – 380 с.

7. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа / Н.А. Рыжова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста

Представлены выводы об особенностях представлений о человеке, ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие",  "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о диких животных, об их подготовке к зиме....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»Возраст воспитанников: старший до...

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Овощи»

Форма организации: групповая, индивидуальная.Программное содержание: продолжать знакомить с названиями овощей, местом их выращивания, учить описывать овощи.Оборудование: презентация....