Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по окружающему миру на тему

Мельяченкова Ольга Викторовна

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_eksperimentirovaniya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Традиционными и ведущими формами работ по формированию экологических представлений являются: занятия и экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, чтение познавательной литературы и художественных произведений, экспериментирование и проведение элементарных опытов.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

  Для организации экспериментальной деятельности в группе должен быть оборудован центр экспериментирования – маленькая лаборатория.  Это дает возможность организовать проведение эксперимента с подгруппой детей, обеспечивает безопасность во время проведения опытов.

Особое значение придается правильному отбору методов в экологическом образовании. Методы обучения в экологическом образовании – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование элементарных экологических представлений. В ходе работы с детьми необходимо использовать разнообразные методы в комплексе, правильно их сочетать.

У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен строиться на методах словесных (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы), наглядных (наблюдения, рассматривание картин), практических (труд, элементарные опыты).

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и экологического образования. Для того, что педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы. Предпочтение отдается методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы, активное овладение навыками.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с такими, как труд и наблюдения.

Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, с другой стороны - пополнение знаний способствует развитию речи.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания детей о свойствах и качествах объектов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

Перспективное планирование в системе педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста на год по экспериментированию в неживой природе...

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста....

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Элементарные опыты, как метод формирования знаний о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы детского экспериментирования как научно-методической проблемы.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы.Детское эксперименти...