Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
статья
Рассматривая экологическую культуру с позиции культурологии, ученые отмечают, что одной из важнейших задач образования является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у них экологической культуры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила – Ковальчук Ю.К.,
педагог-психолог
В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологической культуре граждан Российской Федерации. Становление данного феномена является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической теории и практике и связано, прежде всего, с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете. В научно-методической литературе термин «экологическая культура» представляет собой новый уровень развития культуры, которая ориентирована не на потребительское отношение к природе, а на поиск новых, более оптимальных путей и механизмов взаимодействия с ней. (слайд 2)Рассматривая экологическую культуру с позиции культурологии, ученые отмечают, что одной из важнейших задач образования является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у них экологической культуры.
Структурные компоненты экологической культуры (слайд 3) тесно связаны между собой и составляют единую систему.
Дети начинают постигать в программе «Социокультурные истоки» ценности внешнего мира, составляющие природнокультурное пространство России. Сюда входят священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), «сказочный лес», «братья наши меньшие», горы и реки, моря –океаны, деревни и города. В «Истоках» окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов. Ребенок воспринимает его, как живой. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы–одна из важнейших задач дошкольного образования.
Особенности формирования ценностного отношения к природе:
1. Педагогу необходимо помнить, что ребенок сориентирован на мир природы. Поэтому воспитатель должен это учитывать и не переориентировать ребёнка на мир людей, а наоборот - с помощью мира природы должен развивать и расширять социальное взаимодействие дошкольника с другими людьми.
2. Ценностное отношение дошкольника к природе развивается на основе его жизненного опыта.
3. Педагогу необходимо помнить о том, что у дошкольника размыты границы представлений между человеческим и нечеловеческим, живым и неживым. Такое явление называют анимизмом, то есть наделение физических объектов сознанием, волей, душой. Дети воспринимают неживые объекты в качестве субъектов;
4. Мышление дошкольника характеризуется представлением о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для собственных целей. Это говорит о прагматическом характере мышления ребенка;
6. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста отличается мистичностью, то есть он воспринимает мир природы и мир людей как единое и неделимое целое. Это приводит к формированию у детей своеобразной обобщенности субъективного отношения к природе;
7. Для мышления дошкольников характерно такое явление, как магичность, то есть они пытаются воздействовать на внешние предметы с помощью слова и жеста.
Итак, ребенок дошкольного возраста имеет свои психологические особенности и особо его отношение к природе находится на стадии формирования, поэтому необходимо учитывать все перечисленные особенности при работе с ними по формированию их отношения к природе и определенной позиции к ней.
Осознанно-правильное отношение к природе у детей являющееся стержнем экологической культуры, происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности и повышается, если поддерживать интерес к природе, вызвать нравственные чувства.
Прежде всего, отношение к природе складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить. Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил символом. Действие и слово дополняют друг друга - это два приема, которые сливаются в единый педагогический процесс и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.
Трудовые действия взрослого и дошкольника восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент. Таким образом, совместная деятельность по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно от того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с воспитателем трудился в уголке природы и реально заботился о подопечных питомцах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе, развивается познавательный интерес - у детей возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Важно подчеркнуть, что знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно-правильное понимание того, что происходит, почему надо делать что-либо.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дети организовали игру на природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее спровоцировало. В свою очередь, усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них ценностного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе, учит относиться к живому как к ценности.
Привлечение детей к проведению несложных опытов имеет очень большое значение для развития их наблюдательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Воспитывать устойчивый интерес к природе и ценностное отношение можно только на примере положительных результатов.
Занятия - это основная форма организации детей. Воспитатель проводит занятия со всей группой и в строго отведенное время. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для формирования правильного отношения у детей к окружающему миру. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту и неповторимость.
Образовательная ситуация — это форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания.
На этой основе следует отметить такую форму воспитания экологической культуры, как социальные акции, челленджы, мастер-классы, проекты.
Таким образом, задачи формирования ценностного, гуманного отношения к природе должны решаться как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни детей через различные методы и приемы обучения, которые должны использоваться в комплексе для повышения эффективности воспитательного воздействия на детей.
Экологическая позиция ребенка является своеобразным «фильтром» при восприятии природных объектов, и от того, какой она будет, зависит степень формирования у дошкольника субъективного отношения к природе. Она обладает определенными параметрами, в которых выражаются его нравственные качества, которые необходимо учитывать во время организации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"
Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...
Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе
Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов "Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"....

Познавательно-исследовательский проект «За чистую воду озёр и рек в ответе человек!» как средство формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Познавательно-исследовательский проект «За чистую воду озёр и рек в ответе человек!» как средство формирования ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста...

