Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе
статья (старшая группа)

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), воспитание ценностного отношения к природе должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Дошкольное детство является исходным этапом формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо сформировать систему представлений о природной среде, воспитывать основы ценностного отношения к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65  комбинированного вида Красносельского  района Санкт-Петербурга

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Подготовила воспитатель:

Лебедева В.В.

2020г

Санкт-Петербург

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), воспитание ценностного отношения к природе должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Дошкольное детство является исходным этапом формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо сформировать систему представлений о природной среде, воспитывать основы ценностного отношения к ней.

В процессе воспитания ценностного отношения к природе наряду с традиционными формами воспитания – наблюдение, рассказ, беседа и др. – педагоги используют нетрадиционные формы, одним из которых является экологическая тропа, отмечает В.А. Зебзеева [3].

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты, он прокладывается по озеленённому участку детского сада, где дети могут наблюдать за растениями, животными, знакомиться с местами обитания животных. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Основные задачи экологической тропы:

1. формирование у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Экологическая тропа позволяет систематически проводить наблюдения за живой и неживой природой, экспериментировать, получать представления о жизни и среде обитания некоторых животных и птиц, о видах растений и способах ухода за ними, о влиянии человека на природу и о том, как нужно вести себя в живой природе, чтобы не нанести ей вред. Следственно, работа на экологической тропе учит детей ценностному отношению к окружающей природе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами был проведен комплекс мероприятий по формированию ценностного отношения к природе на экологической тропе, направленный на формирование умений и навыков грамотного взаимодействия с природой; понимания универсальной ценности природы; умения оценивать факты взаимодействия человека с природой, умения видеть и оценивать красоту, целостность, природы.

Был проведен марафон «Мы ценим и любим природу», который представляет собой путешествие по станциям. Отметим также, что в работе мы использовали прием введения в ход занятия сказочного героя – проводника по экологической тропе.

На остановках экологической тропы «Зеленые великаны» и «Лечебная полянка» мы решали задачи первого этапа, уточняли и расширяли знания дошкольников о деревьях леса, лекарственных растениях. Для этого использовали такие мероприятия:

Беседа «Наш друг – зеленый великан», которая предусматривала формирование умение детей различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, расширяла знания о животных леса.

Дидактическое упражнение «Вопросы и загадки Природы», закрепляющее знания дошкольников о лесе как природной системе, а также о лекарственных растениях, их пользе для человека.

Игры из игротеки «Живая природа»: Подвижная игра «Раз, два, три, к дереву беги», в которой уточняются знания деревьев, дидактическая игра «Узнай по описанию»

На второй остановке «Птичьи домики» перед нами стояла задача уточнять знания детей о птицах, их видах, как они выглядят, чем они питаются. Была проведена викторина «Птицы-загадки». С целью формирования умения любоваться природой проводилось наблюдение за птицами. В беседе «Человек и птицы», направленной на выявление взаимовлияния людей и птиц, мы узнали, какими знаниями обладает дошкольник о том, как человек может помочь птицам, а птицы людям, подводили детей к осознанию необходимости заботиться о птицах, беречь их. После беседы дошкольники раскладывали угощение для птиц в кормушки. На этом этапе мы формировали бережное отношение к природе, ответственность, навык заботы о ней.

На точке «Цветник» мы проводили практическую работу. Дошкольники по примеру воспитателя рыхлили землю в клумбах и высаживали рассаду цветов. Деятельность детей в природе способствовала закреплению норм и правил поведения в природе, формировала умение практически проявлять заботу о природе. Во время высадки растений мы обращали внимание на то, что ростки очень хрупкие и нежные, поэтому требуют особенно бережного отношения и внимания. Это способствовало формированию у дошкольников осознания ответственности за высаживаемые растения, пониманию того, что природа очень хрупкая и ее легко можно уничтожить неосторожными действиями.

На точке «Муравейник» мы проводили беседу на тему «Насекомые – наши друзья». Рассказывая о насекомых, в том числе и жалящих, мы старались подвести дошкольников к осознанию того, что все насекомые в природе ценны сами по себе, независимо от их пользы или вреда человеку. Это способствовало формированию осознания ценности и уникальности объектов природы. На специально оборудованной площадке мы проводили инсценировку проблемных ситуаций. Например, 1) дети нарвали подснежники и принесли их бабушке, чтобы ее порадовать. Бабушка сильно рассердилась; 2) мальчики отправились в поход. По пути им встретился муравьи, которые трудились над своим домиком. Дети решили помочь муравьям с постройкой муравейника и закидали его палочками. После разыгрывания сценки мы обсуждали ее, делали вывод, в чем была ошибка в казалось бы хорошем поступке. Экологический театр позволял научить детей понимать состояние живого существа, чувствовать ответственность за природу, проявлять заботу, но заботу умную.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая тропа является эффективной формой воспитания ценностного отношения к природе. Работа на экологической тропе позволяет продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе; дает возможность дошкольникам получать знания об объекте в разные сезоны года, проводить наблюдения, игры, экскурсии. Кроме того, свои впечатления об увиденном на экологической тропе дети могут выражать на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

 

Список литературы

  1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. 2008. N 4. С. 78-80.
  2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 10-15.
  3. Зебзеева В.А. Психолого-педагогические основы экологического развития детей дошкольного возраста /В.А. Зебзеева // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 157-160.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду / Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитание. 2001. N 8. С.23-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...

План работы по самообразованию по теме «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Воспитание бережного отношения к природе у детей старшег...

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту  в окружающем ...