Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Полякова Инга Александровна

Представлены выводы об особенностях представлений о человеке, ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

). Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста

Полякова И.А., Санкт-Петербург

     Аннотация. Показаны выводы об  особенностях представлений о человеке,  ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у старших дошкольников.

    Ключевые слова: особенности представлений о взаимодействии человека и природы, природные и  социальные характеристики человека,  взаимодействие человека и природы, Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения (ФГТ

    Cовременный социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, сформулированный в Федеральных государственных требованиях, заключается не только в выделении требований к объему и содержанию знаний об окружающем мире, а в развитии универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивах. Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что природный мир интересен для детей старшего дошкольного возраста как для познания, так и для детской деятельности.

     Поэтому актуальным становится освоение содержания представлений о человеке и его взаимодействии с миром природы. Информация о взаимодействии человека и природы отвечает заданным характеристикам. В ней присутствует динамика, связи и зависимости, она ценностна. Для большинства детей старшего дошкольного возраста информация о человеке является новой, в ней заложено противоречие не только в понимании, кто такой человек – биологический вид или социальное существо, но и в осмыслении значения человека для природы и природы для человека.

    Нами  проводилось исследование «Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста» в подготовительных группах на базе ГДОУ детский сад комбинированного вида № 20 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в 2010 году. ДОУ работает по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которые были распределены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

   В процессе исследования  с детьми проводились беседы, целью которых было выявить  особенности  представления о человеке,  ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у старших дошкольников.

    Критерии оценки представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы были выделены на основе модифицированных критериев В.Н.Максимовой.

    Выводы по результатам исследования:

     1. а) В старшем дошкольном возрасте у большинства детей складывается биологический взгляд на человека. Можно говорить о возникновении опасности становления одностороннего взгляда на человека, только как на природное существо.

     Лишь у незначительной части детей начинают формироваться представления о человеке как о биосоциальном существе (в своих высказываниях дети называют как природные, так и социальные характеристики человека).

    б) Дети начинают выделять особенности человека как представителя рода Homo sapiens (живой, разумный, гуманный, культурный).

    2. Природа воспринимается детьми, как дом, и ребенок осваивает ее как жизненное пространство, вследствие чего в старшем дошкольном возрасте у детей складывается отношение к природе как к жизненно важной среде для человека,  пространству для разнообразной деятельности детей и взрослых.

    3. В старшем дошкольном возрасте дети воспринимают мир как средство реализации собственных потребностей. Такая особенность позволяет ребенку осваивать информацию о ценности природы для человека. Наиболее значимыми для них оказались прагматическая, эстетическая, здоровьесберегающая ценности природы. Познавательная и нравственная  ценность природы для детей не значима.

    4. При взаимодействии человека и природы взрослый, в представлениях детей, «вредитель и разрушитель природы». Дети выражают собственную позицию по отношению к природе как помощника. (Уход за растениями и домашними животными). Возникает противоречие между образом взрослого человека как «разрушителя природы» и образом ребенка, как ухаживающего за домашними животными и комнатными растениями.

    В ходе дальнейшей работы нами были выявлено: необходим учет направленности познавательного интереса детей при формировании представлений о взаимодействии человека и природы; поддержание состояния активной заинтересованности ребенка; внимательное отношение к детским вопросам.

    Упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению, систематизации, поддержанию познавательного интереса способствует организация образовательных проблемных ситуаций, использование специально разработанных дидактических игр, наглядных материалов; издание «Красной книги группы».

     Особое внимание в целостном педагогическом процессе   уделять

организации детской деятельности, направленной на самопознание (элементарные опыты, самонаблюдения), что позволит детям: учить понимать и расшифровывать органические ощущения и коррегировать свое поведение; активизировать мыслительные процессы, познавательный интерес.!!

    В результате проведенного исследования  по формированию представлений о взаимодействии человека и природы у старших дошкольников нами было установлено, что развитие познавательного интереса происходит при условии, что новая  информация отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления; при отборе содержания знаний высокой информативности и проблемной направленности, реализованных в личном опыте и в практической деятельности ребенка, что и соответствует  Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру "Трудом человек славится" для детей старшего дошкольного возраста

Одним  из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, что указано в Федеральном государст...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

   Содержание и задачи воспитания детей подготовительной группы многочисленны. Особое место среди них занимают задачи, связанные с  охраной здоровья детей и их физическим воспита...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осущес...

Опыт «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога черезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива  не должна носить эпизод...