Главные вкладки

    Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
    статья (старшая группа)

    Шумихина Анастасия Павловна

    Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская субкультура, в общем, представляет собой автономную социокультурную реальность, у которой есть свой язык, структура, функции и многое другое.

    На сегодняшний день этот неповторимый мир изменяется, уходит на второй план. Все это происходит по ряду причин: доступность в большом количестве гаджетов, интернета, его перенасыщенность, так же очень влияет и загруженность детей, загруженность в плане большого количества разных кружков, секции занятий помимо детского сада. У ребенка просто не остается времени быть простым ребенком, играть, самостоятельно познавать мир, развиваться своевременно и плавно.

    В последние год все больше становится детей, у которых плохо сформирована фантазия, они не умеют и не хотят фантазировать.  У таких детей фантазия скудна и однообразна.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rpps.docx118.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

    Цель исследования: 

    • Экспериментально изучить особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста;
    • Разработать среду, в которой дубеет благоприятно развиваться субкультура в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования игра: игра-фантазирование детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: проявление детской субкультуры в игре-фантазировании детей 5-7 лет.

    Задачи:

    1. проанализировать особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста;

    2. разработать проект условий, способствующих проявлению детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста будут проявлять детскую субкультуру в игре-фантазировании при соблюдении следующих условий:

    • обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами, относящимися современной детской субкультуре;
    • развитие фантазии детей 5-7 лет;
    • обогащение представлений педагогов о современной субкультуре ребенка.

    Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская субкультура, в общем, представляет собой автономную социокультурную реальность, у которой есть свой язык, структура, функции и многое другое.

    На сегодняшний день этот неповторимый мир изменяется, уходит на второй план. Все это происходит по ряду причин: доступность в большом количестве гаджетов, интернета, его перенасыщенность, так же очень влияет и загруженность детей, загруженность в плане большого количества разных кружков, секции занятий помимо детского сада. У ребенка просто не остается времени быть простым ребенком, играть, самостоятельно познавать мир, развиваться своевременно и плавно.

    В последние год все больше становится детей, у которых плохо сформирована фантазия, они не умеют и не хотят фантазировать.  У таких детей фантазия скудна и однообразна.

    В эксперименте принимали 21 ребенок (9 мальчиков, 12 девочек) в возрасте 5–7 лет и 15 педагогов. В соответствии с задачами исследования проводилось 3 серии эксперимента.

    По результатам первой серии эксперимента, которая был наплавлена на изучение проявления детской игры-фантазирования, мы можем сделать вывод, что  практически все дети любят фантазировать и делают это чаще всего дома, нежели в группе. Это можно увидеть на рисунках 5 и 6. По ответам детей мы сделали вывод, что большей части детей помогают родители, дают советы, уступают, предлагают атрибуты, играют вместе с детьми. Поэтому детям и нравится больше играть дома, чем в группе. В группе сложно договориться с другими детьми, сложно найти атрибуты, компанию, разделяющую интересы. По рисункам 1 2 3 и 4 можно проследить что, чаще всего дети фантазируют в группе. Больше всего фантазируют девочки. Чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры или во время настольных игр. На рисунке 3 показаны самые популярные сюжетно-ролевые игры детей в группе и на улице. В эти игры дети играю каждый день и помногу раз.

    Наблюдение и беседа с детьми на тему: «Игра-фантазирование»

    Рис.1  (где чаще всего фантазируют дети)      Рис.2 (кто фантазирует больше во время игр)

    Рис.3 (самые популярные игры в группе)         Рис.4 

    Рис.5 (где чаще всего фантазирует ребенок)     Рис.6  (Любишь ли ты фантазировать?)

    Вторая серия эксперимента была направлена на изучение субкультуры детей 5-7 лет. По результатам наблюдения и опроса детей, мы можем сделать вывод, что дети знают детскую субкультуру, смотрят современные мультфильмы, слушают популярную музыку и играют в современные игры. Но есть дети, которые знают и любят старые мультфильмы и песни. Это можно увидеть на рисунках 9 и 10. Так же на рисунке 7 хочется отметить, что субкультура проявляется у детей и на улице и в группе. Детскую субкультуру чаще всего можно наблюдать в сюжетно-ролевой игре, о чем свидетельствует диаграмма 8.

    Особенности проявления детской субкультуры

    Наблюдение и беседа с детьми на тему: «Современная детская субкультура»

    Рис.7                                                                Рис.8 (вид деятельности, в котором проявляется детская субкультура)

            

    Рис.9                                                                   Рис.10

    Третья серия была направлена на изучение непосредственно педагога дошкольного образования, и на изучение развивающей предметно-пространственной среды. По результатам анкетирования, мы можем сделать вывод, что, в общем, все педагоги разбираются и понимают что такое детская субкультура, как понятие. К сожалению, не все педагоги одобряют и разбираются в современной субкультуре. Хочется отметить, что воспитатели знают, во что любят играть дети и на какие темы они фантазируют во время игр. По возможности они играют вместе с детьми, но это происходит очень редко и только по просьбе детей.

    Предметно-пространственная среда, к сожалению, мало способствует развитию игры-фантазии у детей. Современных игр, соответствующих субкультуре современного ребенка, практически нет. Дети любят приносить игрушки из дома и играть с ними в небольших компаниях. Любимые настольные игры детей в группе, это «МЕМО животные» и «Спаси пингвина». Дети группы любят конструировать и рисовать, но центр художественной активности не способствует этому в полной мере. В центре сложно найти пишущие карандаши и интересные раскраски.

    По результатам второй главы мы можем сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда в данной группе не способствует развитию игры-фантазии у детей.

    Цель проекта: обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития игры-фантазирования детей 5-7 лет. А также обогащение представлений педагогов о современной детской субкультуре дошкольников.

    Ожидаемые результаты:

    В процессе реализации проекта дети:

    • смогут совершенствовать умения в игре-фантазировании;
    • будут привлечены к развивающей предметно-пространственной среде с помощью современной детской субкультуры.

    В процессе реализации проекта педагоги:

    • расширят свои представления о современной детской субкультуре, увидят перспективы применения полученных знаний.

    Как же мы собираемся достичь ожидаемых результатов. На рис.12 Мы можем увидеть простую схему, как же можно развивать игру-фантазирование и фантазию детей в общем. На рисунке представлены основные шаги.

    Развитие фантазии и игры-фанатазирования у детей (рис.12)

    Так же в таблице 1 Мы можем увидеть наполняемость развивающей предметно пространственной среды, которая соответствует современной детской субкультуре и способствует развитию игры-фантазирования детей. А что самое главное - она будет привлекать детей. Среда будет своевременно обновляться, дети будут учувствовать в обновлении и организации среды.

    Группа оформлена в теплых, светлых тонах, у каждой зоны свой цвет и тематика. Каждая  центр активности имеет своего героя, например, у зоны БЖД герой Гонщик из щенячьего патруля, он рассказывает детям правила ПДД, правила безопасности при ЧП и тд.

    • Магазин - Моана, мультфильм «Моана»
    • Салон красоты - Рапунцель, мультфильм «Рапунцель, запутанная история»
    • Кухня - Реми (мышь), мультфильм «Рататуй»
    • Транспорт - Молния Маквин, мультфильм «Тачки»
    • Магазин одежды -  Роза, мультфильм «Барбоскины»
    • Зона конструирования - Винтик, мультфильм «Фиксики»
    • Зона рисования - Эльза, мультфильм «Холодное сердце»
    • Театральная зона - Щелкунчик, сказка «Щелкунчик и мышиный король»
    • Библиотека – Гена, мультфильм «Барбоскины»
    • Уголок экспериментирования
    • Содержание предметной среды (Таблица 1)

    Центры игровой активности

    Наполняемость

    Магазин

    дисконт-карты, банковская карта, чеки, сканер, корзина, купоны, леп-бук «Профессии».

    Салон красоты

    карточки, касса, ресепшн, зона маникюра, кисточки, лаки, купоны на бесплатное посещение.

    Транспорт

    автосалон, СТО, форма для сотрудников СТО, набор инструментов, домкрат, жезл инспектора, фуражка инспектора, светофор, леп-бук «Правила ПДД».

    Магазин одежды

    Одежда, касса, деньги, банковская карта, форма для персонала, вешалки, карточки, примерочная, форма для всех сюжетно-ролевых игр.

    Центр художественного творчества

    (Приложения 9 и 10)

    Материалы для раскрашивания (на выбор), картинки «Дорисуйка», «Клякса», картинки «Соедини по цифрам»(реши пример), «Нарисуй эмоцию», карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага, точилка, ластик, леп-бук с информацией (как смешивать цвета, сколько основных цветов, загадки, ребусы и прочее).

    Центр театрального творчества

    Атрибуты для развития фантазии (черный ящик, волшебный мешочек и прочее) современные костюмы в соответствии с субкультурой и интересов детей.

    Библиотека(место уединения)

    Серия книг, соответствующих возрасту и отвечающих на запросы детей данной группы, диван. Центр чтения отгорожен ширмой.

    Центр экспериментирования

    Слаймы, не Ньютоновая жидкость, леп-бук «Юный исследователь».

    Настольные игры
    (Приложения 7 и 8)

    «Пингвин в ловушке», «Добль», «Барабашка», «Окулья охота»,«Jenga», «Геометрика», «Россия», «Мемо», «Уно», «Головоноги»

    Большая часть материалов и игр должны меняться по мере необходимости. Педагог следит во что дети играют, во что не играют, какие игры детям уже не интересны и т.д. Только после этого, педагог убирает материал из зоны. Обновляемость материалов и игр происходит 1 раз в 2 месяца, предварительно педагог советуется с детьми, предоставляя выбор.

    Воспитатель проводит с детьми беседу, в какие игры дети уже давно не играют и согласны ли они поменять старую забытую игру на какую-нибудь новую. Затем предлагает 3 варианта новых игр и дети сообща выбирают одну.

    Дети могут трансформировать среду самостоятельно, как и где угодно.

    Воспитатель  принимает участие и организует игры,
    помогает детям развивать фантазию, обогащать опыт и словарный запас.

    Очень важно, что бы воспитатель принимал непосредственное участие. Предлагает сюжетно-ролевые игры. Во время игры помогал детям, направлял.
    1 раз в неделю воспитатель играет с детьми в игры на развитие фантазии «Что будет если..» и прочее

    На рисунке 13, Мы можем так же наблюдать схему, по которой педагог может познакомиться с современно детской субкультурой и быть ближе к детям и лучше их понимать.

    Педагог (Рис.13)

    Нам удалось смоделировать и разработать методические рекомендации для педагога и развивающую предметно-пространственную среду, которая способна развивать игру-фантазию у детей старшего дошкольного возраста и так же данная среда отвечает запросам современных детей и соответствует детской субкультуре.

    Благодаря разработанным методическим рекомендациям, мы расширим знание педагогов о современной детской субкультуре. Так же, привлечем детей к предметно-пространственной среде посредством субкультуры. Благодаря развивающей предметно-пространственной среде  игра-фантазирование у детей старшего дошкольного возраста выйдет на новый уровень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

    реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

    Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

    Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

    Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

    Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный  возраст – это время интенсивного развития речи и, ...

    Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды

    В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...


     

    Комментарии

    Шумихина Анастасия Павловна

    Благодаря разработанным методическим рекомендациям, мы расширим знание педагогов о современной детской субкультуре. Так же, привлечем детей к предметно-пространственной среде посредством субкультуры. Благодаря развивающей предметно-пространственной среде игра-фантазирование у детей старшего дошкольного возраста выйдет на новый уровень.