Главные вкладки

    развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода
    методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

    Раткевич Елена Валентиновна

    реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Управление образования г. Лысьвы Пермского  края

                              Центр научно-методического обеспечения

          «Развитие элементарных математических

                          представлений у детей старшего дошкольного

                        возраста посредством проектного метода»

                                                              

                                                                                из опыта работы

                                                             Раткевич Е.В.

                                                                                воспитателя МДОУ

                                                                     « Центр развития ребенка-

                                                                      детский сад № 21»

                                                         

                         

                                                                                                                                                                                 

                                 

                                                                           

                                                                         

                                                                           

                                                                       

                         

                                                            2008

                                  Оглавление

            Введение                                                                            

                                                                                                          с.3

            1. Основания для построения образовательного процесса в группах                  

                 старшего дошкольного возраста          

                                                                                                           с.4-5

            2. Использование проектного метода в разделе « Развитие элементарных

                математических представлений»                                

                                                                                                           с.6-8

           

             Заключение                                                                          с.8-9

            Список литературы                                                   с.10                                      

                                                               

                                                          ВВЕДЕНИЕ

                                                         Благословенны препятствия, ими растем.

                                                                                                      Древнее изречение

    Период  от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов  всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка.

    Особенностью данного периода, отличающего его от последующих этапов развития ребенка, является то, что в это время закладывается  фундамент любых специальных знаний и навыков для усвоения различных видов деятельности. Из психологических концепций развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и конкретных психологических исследований следует, что основное новообразование дошкольного возраста – появление у ребенка внутреннего мира и его дифференциация (воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия – осознание своих переживаний, самооценка).

    К семи годам для деятельности нормально развивающегося ребенка  характерны представленная во внутреннем плане  цель и четко  артикулированный замысел, воплощающиеся во вполне определенном, намеченном заранее продукте (результате).

           Сегодня педагоги дошкольных учреждений осваивают новые образовательные программы, используют на занятиях разные методы. Основным специфическим отличием  образовательного процесса детского сада является то, что обучающие занятия являются лишь его частью, а другими равноправными частями являются совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игровая и развивающая среда, в которой активно действует ребенок. Поэтому, основной ролью педагога детского сада является не только трансляция программы, но и определение ориентиров для заполнения всего образовательного процесса.

           Мы  разделяем мнение Н.А Коротковой о том, что программа образовательного процесса должна быть лаконичной, содержащей в себе, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры, а с другой – описание общей модели образовательного процесса – стратегических принципов его организации.

          Все, что определяет тактику образовательного процесса, должно быть вариативно, представлено для выбора воспитателем.

         

           

             1. Основания для построения образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.          

    Серьезно задуматься о том, что не содержание, а средства являются ведущими в образовательном процессе ребенка-дошкольника, нам помогло понимание сущности концептуальных основ комплексной программы Л.А. Венгера «Развитие»

    Данная концепция основана на трех научных положениях:

    - А. В. Запорожца о самооценности дошкольного периода детства (не акселерации, а амплификации);

    -  А. Н. Леонтьева  о ведущей детской деятельности – игре;

    -  Л. С. Выготского  о развивающем характере обучения;

    Л.А. Венгер определил основным методом программы наглядное моделирование,  именно он впервые поставил на первое место средства, а не содержание, а ЗУНам противопоставил – карты развития ребенка.

    Однако, осваивая программу, мы столкнулись с большим объемом содержания, который представлен не автором программы, а целым авторским коллективом, где каждый раздел – максимум содержания по своему вопросу. Анализ содержания выявил либо пересечения, либо серьезные углубления в какую-либо сферу знания. Наиболее ярко это проявляется в образовательной программе старшей возрастной группы. Еще одной проблемой в организации образовательного процесса старшей возрастной группы является реализация учебного подхода: образовательный  процесс, как сумма изолированных учебных предметов, осваиваемых на специальных занятиях – формализованных, с преобладанием пассивного восприятия информации.

    Н.А. Короткова, анализируя современные подходы к организации образовательного процесса, пришла к следующим выводам:

    - во-первых, ставка на единую задачу возраста, понятую как развитие одной психологической функции или способности, приводит  к выхолащиванию содержания занятий с детьми, сведению их к искусственным формализованным упражнениям, ставка на осмысленность и детский интерес связана с утерей развивающей задачи, подменой ее простым ознакомлением детей со стандартным набором явлений окружающей жизни.

    - во-вторых, переход от автора программы к коллективному авторству имеет следствием «разорванность» образовательного процесса и самого ребенка в нем.

    Моя задача, как воспитателя – стать соавтором целостного образовательного процесса, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.  Самым актуальным в этот момент был выбор оптимальных средств, которые не просто обеспечили хорошее усвоение программы, а главное – вовлекли бы детей в увлекательную и понятную им практическую деятельность. По мнению А. И. Бурениной именно проектная деятельность помогает ребенку через посильное участие в творческих проектах приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе( и вообще для успешной жизнедеятельности.

    Придерживаясь данной точки зрения, мы решили, что организация всей жизнедеятельности детского сада, особенно в старших группах, может быть представлена в форме различных игровых проектов (как долговременных, так и кратковременных).

    Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:

    - проекты позволяют ребенку получать знания через включение   в практическую деятельность,

    -  дают возможность реализации игровой деятельности,

    - не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования, который является основой комплексной программы «Развитие» Л.А. Венгера

    - включают  в деятельность всех возможных участников  воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей,

    - объединяют усилия всех специалистов детского сада, что дает возможность активно взаимодействовать,

    - дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату,

    - дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности.

    Итак, исходя из вышеуказанного, мы пришли к противоречию между пониманием  необходимости включения проектного метода в образовательный процесс и недостаточностью профессионального опыта для применения данной технологии.

    ЦЕЛЬ: Создание условий  для реализации проектной  технологии, оптимизирующей воспитательно-образовательный процесс.

    ЗАДАЧИ:

    1. Повысить  уровень самообразования по данному вопросу
    2. Сделать  глубокий анализ дидактической базы и развивающей среды в группе
    3. Составить подробный «портрет группы» для оптимального подбора  средств  для осуществления проектов
    4. Определить цели  и содержание образовательных проектов
    5. Определить участников и целевую группу проектов
    6. Разработать технологические карты проектной деятельности
    7. Разработать систему мониторинга проектной деятельности

    Основной педагогической идеей своей работы я считаю использование проектной технологии – как средства развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Использование проектного метода в разделе « Развитие элементарных математических представлений»      

    Данный раздел был выбран не случайно.  В течение нескольких лет занятия математикой не занимали  рейтингового места в числе любимых занятий детей в нашем  детскому саду.

    Несмотря на довольно высокий  в среднем уровень усвоения программы по ФЭМП, глубокий анализ диагностики показывает, что дети более всего затрудняются в таких видах деятельности, как состав числа (более 50%), условная мерка (более 45%), определение последующего и предыдущего чисел (более 30%), решение задач на уменьшение исходного – вычитание (более 50%).

    Все это сказывается на снижении уровня готовности к школе.

    Важным моментом в начале данной работы я считаю вовлечение в проект  педагога-психолога, заместителя заведующей по методической работе и семей воспитанников. Помощь этих специалистов была в организации и мониторинге проектов.

    Также просто необходимым условием была взаимосвязь с учителями начальной школы № 2, с которыми мы обсуждаем идеальные модели первоклассника-выпускника, знакомились с методиками преподавания в школе. Сегодня мы построили работу так, что выработали единую стратегию, которая  помогает детям лучше подготовиться к школе и успешно адаптироваться в начальных классах.

    Метод проектов мы видим в использовании разнообразных средств и приемов обучения, а  также возможности интегрирования знаний и умений. Метод интересен тем, что педагог и дети в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.

     

    Первый проект, который мы реализовали в группе  старшего возраста,  это проект «Числа и цифры». 

     

    Краткая технологическая карта проекта.

    Содержание

    Название проекта

    «Числа и цифры»

    Тип проекта

    Образовательный

    Участники  проекта

    Воспитатель старшей группы Е.В. Раткевич; педагог-психолог М.Н. Сорокина; зам. заведующей по  воспитательной и методической работе Л.Е. Степанова

    Целевая группа

    Воспитанники старшей группы, их родители

    Масштаб проекта

    Краткосрочный,  с сентября по декабрь 2006 года

    Основания для разработки

    Недостаточный  интерес к занятиям ФЭМП  у  детей.

    Недостаточно высокий уровень усвоения программы.

    Слабая взаимосвязь с родителями

    Цель проекта

    Сформировать понятие числа через практическую деятельность детей

    Задачи проекта

    1. Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к занятиям;

    1. Выявить  группы детей наиболее и наименее заинтересованных в данной деятельности;

    1. Определить дидактические и методические средства для  реализации проекта;

    1. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс с рамках проекта

    Стратегии и механизмы реализации проекта

    Консультации с родителями  «Логическая мастерская»;

    Наглядно-демонстрационный стенд для детей и родителей «Знакомимся с числом»;

    Создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т.д.);

    Конкурс для детей и родителей «Цифры-числа»;

    Организация уголка экспериментирования (пересыпание, переливание, взвешивание и т.д.);

    Оснащение игр «Магазин», «Телефонная станция»;

    Конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»;

    Сочинения «Где живут цифры», «Для  чего нужны числа?»;

    Составление коллажа «Числа в жизни»;

    Составление различных количественных лесенок «Мы растем», «Какой по счету?»

    Ожидаемые  результаты

    Появление постоянно действующего стенда по математике  для детей и родителей;

    Повышение уровня усвоения программы по РЭМП детьми;

    Создание дидактических пособий «Считаем вместе», «Состав числа»

    Дальнейшее развитие проекта

    Проекты «Условная мерка», «Состав числа», « Задачи»

    Заключение

    Реализация данных проектов       принесла ряд конкретных результатов

    - более 80% детей справились с диагностическими занятиями на высоком уровне

    -  из 20 детей, больше половины выделили математику в разряд одного из  любимых занятий (опрос)

    -по результатам диагностики сюжетно-ролевой игры ( « Магазин», «Ателье», «Почта» и т. д.) педагогом психологом отмечено обогащение игр сюжетами и содержанием

    - отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания (наблюдения)

    - по мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (анкетирование).

    Многие педагоги испытывают большой соблазн пользоваться готовыми разработками.

    Однако на практике реализация  готовой типовой программы так или иначе требует адаптации ее содержания под конкретные условия и возможности образовательного учреждения.

    Сегодня, когда возрастает значение индивидуализации образования, особенно детей предшкольного возраста, важно научиться проектировать содержание и формы воспитательной работы с детьми, осуществляя личностно-ориентированный подход  не на бумаге, а в реальной жизни.  

    Самым демократичным сегодня, на наш взгляд, является проектный метод, позволяющий синергично использовать различные технологии, вовлекать детей в практическую деятельность. Это позволит нашим воспитанникам не просто получать знания, а научиться использовать их в своей жизни.

    Л.С. Выготский сказал: «Воспитывать – значит, организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

    Список литературы.

         Концепция дошкольного воспитания \\ Дошк. воспитание.-1989.- № 5.

         Об образовании: Закон РФ. - М., 1997.

    1. А. И. Буренина. « Проектирование интегративной программы предшкольного образования». М., 2007.
    2. Л. А.  Венгер.« Дневник воспитателя». М., 2001.
    3. Л. А. Венгер. « Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М., 2001.
    4. Л. А. Венгер. « Программа « Развитие». М., 2001.
    5. Л. А. Венгер. « Педагогическая диагностика по программе «Развитие». М., 2005.
    6. З. Л. Венкова. « Метод проектов в образовательной практике ДОУ». П., 2007.
    7. В. В. Данилова, Т.Д. Рихтерман. «Обучение  математике в детском саду». М., 1999.
    8. О. М. Дьяченко. « Чего на свете не бывает». М.,  1989.
    9. Т. И. Ерофеева. «Математика  дошкольников». М., 1992.
    10.  Н. А. Короткова. « Образовательный процесс  в группе старшего дошкольного возраста». М., 2001.
    11.  И. В. Красильникова. « Основы математических знаний и развитие

    логического мышления дошкольников». М., 1998.

    1. Л. С. Метлина. « Математика в детском саду». М., 1984.

    13. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Ориентиры требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации. М., 1993.

    1. С. Л. Новосёлова. « Игра дошкольника». М., 1989.
    2.  Преемственность / Сост. Н.А. Федосова. М.,1999.

    15. В. П. Петровский. « Построение развивающей среды в дошкольном учреждении». М., 1993.

    16. Л. В. Русскова. « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». 1986.

    1.  А. А. Столяр. « Давайте поиграем». М., 1991.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

    Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

    Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

    laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

    План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

    laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

    Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

    Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

    Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

    Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.

    В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы в соответствии с Образовательной Программой ДОУ, ФГОС До. И от того, на...