педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
проект (старшая группа)

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным
»
Б. Паскаль

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Педагогический проект

«Формирование математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

lwq6dxd-001

Разработал воспитатель 1 квалификационной категории

Анпилова Наталья Николаевна

                                                                          2021 год

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным
»
Б. Паскаль

В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра, пусть даже если и научно-познавательная. Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Следует обратить внимание на то, что игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.


I. Теоретическая часть

1.1.Актуальность темы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством игровых технологий»

Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования использование  игровых технологий в образовательном процессе детского сада поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также  будет способствовать целенаправленному  формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на  возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.  Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться  на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс  математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:

-  активизировать мыслительную деятельность;

- позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности;

-  развивать творческие способности и уверенность  в своих силах.

В настоящее время одной из  технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, обеспечить активности ребенка в деятельности, как этого требует Стандарт дошкольного образования, является игровая технология. Данная технология позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Нам, педагогам, необходимо создать условия, в которых ребенок выступает не как объект образования, а как субъект: ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяет свои потребности и интересы.

На сегодняшний день понятие «игровые   технологии» подразумевает большую и разнообразную группу методов при организации педагогического процесса в форме различных развивающих игр. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она обладает главным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позновательной направленностью.[2]  

Обучение детей в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В любой деятельности, применяя игровые технологии,  у детей развиваются психические процессы. И игровые технологии могут быть направлены на  развитие  внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей  и многое  другое.[4]

1.2. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Игровые технологии, применяемые в математическом развитии, в первую очередь направлены на познавательный интерес, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира ребенка. Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр следующие: овладение детьми средствами познания – эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания - сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, сериацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки. Важным положительным моментом является то, что  игровые технологии помогают детям освоить различные по своей степени сложности игровыедействия, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет,  измерение. 

Этапы проекта:

Подготовительный  этап:

- Определение проблемы (темы)

- Первичная диагностика  математического  развития дошкольников;

- Планирование  деятельности педагога,  детей, родителей;

- Разработка анкет для родителей;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

.Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Изготовление информационного кейса «Занимательная математика».

Заключительный этап:

- Итоговая диагностика уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов,  самооценка. Анализ выполнения проекта.

- Определение перспективы дальнейшей работы.

II. Практическая часть реализации проекта

2.1. Организационно-подготовительный этап

На подготовительном этапе для меня было важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработала диагностику и провела ее с детьми (Приложение 1). В диагностике принимало участие 20 ребенка. Диагностика проводилась в начале учебного года. В индивидуальном взаимодействии с ребенком, в игровой форме задавала вопросы, просила выполнить задания, используя необходимый инструментарий, подобранный к возрасту детей.

2.2. Основной практический этап

С начала проектной деятельности велось взаимодействие со всеми участниками по подготовке развивающей среды. Так я подготовила для детей большое разнообразие наглядного и игрового материала

1. Игры «Геометрическая мозаика», «Веселый счет», «Собери танграм» и т.д.

2.Тематические альбомы «В мире математики», «Занимательная математика», «Решай и считай», «Логические примеры», «Сколько будет…?»

3. Картотека ребусов, задач на смекалку, загадок и т.д.

Образовательная деятельность была выстроена так, чтобы при использовании игровых технологий, формировались математические представления, и чтобы это выражалось в практических действиях. При организации и проведении непрерывной  образовательной деятельности использовались разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты: «К нам пришло письмо из Простоквашино, просят у нас помощи», «Буратино не умеет считать, давайте ему поможем»,  «К нам приехал цирк, но нам нужно купить билет и найти свое место. Как это сделать?» и т.д.

Я использовала компьютерные презентации «Веселый счет», «Засели цифры в домик», «Веселые фигурки», компьютерные игры «Скоро в школу. Развиваем внимание,  логическое мышление, память», «Скоро в школу. Учимся считать» (Приложение 7). С помощью  презентаций и компьютерных игр дети вовлекаются в образовательную деятельность, она становится эмоционально-окрашенной, вызывает у детей математический интерес, а так же является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом для формирования математических представлений в игровой форме. Так же презентации и игры на компьютере способствуют хорошей результативности. Конспекты непрерывной образовательной деятельности (Приложение 8) были разработаны в соответствии с ФГОС ДО, согласно перспективному планированию.

В режимных моментах с целью формирования математических представлений совместно с детьми проводились элементарные опыты и эксперименты (Приложение 9). Перед началом опыта, детям давалась игровая проблемная ситуация, например «У гимнасток замотались ленточки, что делать?», или «Куклам нужен столик. Как нам купить подходящий столик?» Опыты и эксперименты в игровой форме позволяют детям самостоятельно или совместно с педагогом сформировать практический опыт, добывать путем поиска или эксперимента, анализировать, т.е. добывать знания самостоятельно.

Еще одной  интересной формой взаимодействия с детьми стали математические сказки, задачи-загадки, ребусы и т.д. С помощью них у детей развивается логическое мышление, память, умение анализировать. Большую роль в математическом развитии мне оказал народный фольклор и художественное слово (Приложение 10). Широкое использование народного творчества пробуждает у детей интерес к математике, к совершенствованию познавательной деятельности, а так же умственного развития. Например, для ознакомления с частями суток или времен года детям предлагала веселые стихотворения, задания практического характера. Это мне помогло в том, чтобы дети лучше усвоили знания оо ориентировке в пространстве. Через художественные произведения знакомила детей с цифрами.

С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца я проводила с детьми развлечение и викторины. В октябре было организовано развлечение «Путешествие к Фее наук». На данной мероприятии, детям предлагалось самостоятельно решать математические задачки. Всем детям понравилось развлечение, оно вызвало у них радостное настроение.

В ноябре проходила викторина «Царица математики». Викторина была направлена на развитие у детей сообразительности, находчивости, способности к остроумным рассуждениям. Также в ходе викторины у детей закреплялись математические знания и умения посредством игры-викторины. Еще одним интересным развлечением с детьми было проведено «Умники и умницы». Здесь дети развивали свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление. А самое главное, доставили детям радость от проведения совместного интеллектуального развлечения-игры, и доброжелательной атмосферы командной игры.

Для меня очевидно, для того, чтобы обеспечить полноценное математическое развитие в семье, родители (законные представители) должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. Я провела родительское собрание «Роль игровых технологий в математическом развитии детей» (Приложение 11). На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах применения игровых технологий для развития детей в математических представлений. В ходе проведения собрания предлагала игровые практические ситуации математического содержания, кроссворды. Мною был подготовлен большой информационный материал (Приложение 12): консультации «Математические игры дома», «Развиваемся играя», «Роль компьютерных игр в математическом развитии дошкольников» и т.д.; буклеты «Запоминай, играя», «Математические игры и упражнения» и т.д.; памятки «Средства формирования элементарных математических представлений в детском саду», «Влияние интеллектуальных игр на математическое развитие личности» и мн.др. Чтобы повысить компетенцию в вопросе математического развития детей посредством игровых технологий  в семье, я провела с родителями (законными представителями) ряд мероприятий: мастер-класс «Математический каламбур», деловая игра «Волшебный мир математики» (Приложение 13).  Родители на данных мероприятиях показали себя активными участниками, дали элементарные знания о математике, а так же поддерживали интерес, к познанию математических представлений, используя все возможности игровых технологий. Совместно с детьми и родителями (законными представителями) были организованы и проведены такие мероприятия, как КВН «Математический турнир» и  «Играем в математику» и т.д.  (Приложение 14) Данные мероприятия были направлены на то, чтобы приобщить родителей к участию в жизни детского сада, повысить уровень педагогической культуры. В октябре дети и родители активно приняли участие в конкурсе на тему «Математические игры своими руками».

В рамках проекта я тесно сотрудничала и с другими дошкольными образовательными учреждениями. Посещала методические мероприятия, где педагоги делились опытом работы по познавательному развитию.

В  век информатизации, мне было интересно применить в своей работе с детьми интернет-ресурсы. Для этого, мы с детьми приняли участие в интеллектуальном турнире способностей «РостОК-SuperУм». В данном турнире детям представилась возможность испытать свои силы в интеллектуальном математическом соревновании. Еще мы приняли участие во Всероссийской онлайн-викторине познавательного характера «Занимательная математика». Дети показали хорошие результаты и заняли  2 место.

2.3. Заключительный этап

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика По результатам можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений по всем критериям и этому способствовало использование  игровых технологий.  

Заключение

В процессе организации работы над проектом мною был проведен анализ проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом и практическом уровне был рассмотрен процесс математического развития с использованием игровых технологий. Я повысила свою компетентность по использованию игровых технологиий в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Работая над темой проекта, нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда. Пополнился уголок познавательного  развития иллюстративным материалом, учебно-игровыми пособиями, дидактическими и развивающими играми.

Мы систематизировали информационный, наглядно – демонстрационный материал для детей и родителей: были созданы картотеки логико – математических игр, экспериментов с математическим содержанием, занимательных вопросов и задач; подобраны консультации для родителей, буклеты, памятки. Эффективность работы с детьми и родителями по данному вопросу была доказана в ходе реализации проекта. Продуктом проекта стала папка – кейс «Занимательная математика», где собраны все материалы по формированию математических представлений посредством игровых технологий.

По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемые игровые технологии отвечают интересам детей, обеспечивают эффективное  развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют ФГОС и стимулирует к дальнейшему математическому развитию на этапе подготовки к школе.

Список  литературы

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

3. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.

4. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.

5.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.

6. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144

7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.

8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000

9. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по  формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.

10. Ломакина Л.Н. Игровые технологии в математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika

11. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл.

12. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2012

13. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009

14. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.

15. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

16. Попова Г.П., Усачёва В.И.; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.

17. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания    М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

18. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

19. Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.

20.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005. 19. 19.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Методическая разработка  «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО

Особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий в условиях ДОО...

Педагогический проект на тему: " Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"

Педагогический проектна тему: «Развитие музыкальных способностейдетей старшего дошкольного возрастапосредством фольклора»...

Формирование элементарных логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных задач современности....

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...