Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
методическая разработка на тему

Методическая разработка

 

«Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

                                                       

                   

 Выполнила

Ковалева Татьяна Геннадьевна

воспитатель,

 МБДОУ № 181 г.о.Самара

Кировского района

Самара, 2013г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

        На современном этапе развития общества, особенно остро возникает проблема в воспитании  морально устойчивого подрастающего поколения.

       Современный мир полон пороков и соблазнов. Быстрыми темпами растет преступность, наркомания и алкоголизм. Средства массовой информации пропагандируют жесткость, безграничную власть денег, асоциальный образ жизни.

          Большинство современных компьютерных игр, мультфильмов и кинофильмов содержат сцены насилия,  учат тому, что главное в жизни сила и деньги, и если ты обладаешь этими атрибутами, то ты можешь жить в свое удовольствие, унижая слабых и беззащитных.

Социально-личностное развитие индивида необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, и далее непрерывно во время всего образовательного процесса,  несвоевременность включения ребенка в социальную жизнь общества может стать причиной девиантного поведения (совершения поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе).

В последние годы в педагогической практике появился новый тип социально ориентирующих игр, в которые взрослые и дети играют вместе, используя их для решения очень важных для всех проблем совместного существования.

В этих играх создаются ситуации выбора, когда дошкольник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.

         Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб дошкольников в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.

        Социально – личностное развитие ребенка процесс достаточно сложный, долговременный  и требует от педагога немало профессиональных знаний и усилий.  

          В процессе социализации у ребенка могут возникать трудности во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками,  в отношении к самому себе, в понимании нравственных норм и правил поведения, в понимании  проявления чувств и переживаний других людей.

          На основе опыта работы в  МБДОУ № 181,  можно сделать вывод о том, что около 35% детей имеют проблемы во взаимоотношениях со взрослыми,  17% со сверстниками. Это проявляется в первую очередь в  неумении наладить контакт с окружающими из-за  отсутствия коммуникативных навыков.

         Около 83% детей незнакомы с нравственными нормами и правилами поведения в обществе, а проявляют сопереживание к проблемам других людей только 59% дошкольников.

         Для улучшения взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на базе   МБДОУ № 181 проводятся занятия на тему «Я умею слушаться», «Комплименты», «Научи ребят делать то, что умеешь делать ты».

          Для  знакомства дошкольников с нравственными нормами и правилами поведения в обществе проводятся игры на тему «Что хорошо, а что плохо».  

          Для  формирования у дошкольников чувства сопереживания чужому горю воспитанниками МБДОУ № 181 была собрана посылка с рисунками больной девочке.

Недостатки в результатах:

-дети имеют недостаточное представление о семье, обществе и государстве;

-отсутствует чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Дети очень мало знают об истории и  культурных ценностях своего города, края, России, и если раньше в играх военной направленности дошкольники стремились защитить свою страну от захватчиков, то в настоящее время, под влиянием средств массовой информации данные ценности изменились;

-дошкольники не имеют представления о культурных ценностях. Мир культуры богат и разнообразен, и необходимо воспитывать любовь к нему с раннего детства. Около 13% детей обучающихся в  МБДОУ № 181 никогда не были в театре, музее, не посещали выставок для  детей и выставок детского творчества;

-дошкольники имеют слабые представления о моральных и этических нормах, плохо разбираются в вопросах поведения в обществе;

-недостаточно развито эмоциональное сопереживание окружающим.

Недостатки в процессе:

-отсутствие у педагогов знаний в области психологии личности. Работа по социально – личностному развитию ребенка требует о педагога немало усилий, а для  получения наиболее эффективного результата необходимы знания в области возрастной психологии и психологии личности. В процессе работы в  МБДОУ № 181 педагоги столкнулись с рядом трудностей: незнание основ психического развития ребенка, недостаточная осведомленность об основных психологических новообразованиях, незнание особенностей кризиса дошкольного детства;

-программы по социализации дошкольников содержат в основном только общие задачи;

-недостаточно внимания уделяется патриотическому воспитанию детей. В течение последних пяти лет на базе МБДОУ № 181 игровые занятия патриотической направленности не проводятся. Обновленный молодой педагогический состав не уделяет этой проблеме  должного внимания;

-нет единства требований к дошкольнику со стороны педагогов и родителей;

 -недостаточное моделирование жизненных ситуаций социальной направленности.

Недостатки в условиях:

-недостаточно инновационного методического и информационного материала по вопросам гуманного отношения в обществе, патриотизма, гражданской принадлежности;

-недостаточно грамотно разработанных игр и  дидактических пособий социальной направленности;

-нет необходимого количества мультимедийных пособий по воспитанию культуры поведения у детей.

       

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

         На основе анализа социально – личностного развития детей была выделена профессиональная проблема -  формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу происходит на недостаточном уровне.

      Большое внимание в педагогическом процессе уделяется развитию моральных, нравственных и этических качеств, а патриотическое воспитание отходит на второй план.

      У большинства дошкольников отсутствует чувство гордости за свой город, край, страну. Дети с восхищением говорят о зарубежных странах, порой не имея представления о необъятных просторах, природной красоте и культурных ценностях  России.

         Не ощущая себя гражданами  своей страны, дети не осознают потребности творить на благо Родины. У них отсутствует стремление защищать свою семью, свой дом, свою страну.      

        Как отмечалось ранее, игровые занятия патриотической направленности на базе МБДОУ № 181  в последнее время не проводятся.

       В целях развития чувства патриотизма, формирования гражданской принадлежности и принадлежности к мировому сообществу педагогами  МБДОУ № 181  задумана разработка ряда электронных дидактических  игр: «Вокруг света за 30 минут»,  «Я гражданин России», «Ты, я, он, она», «Я узнаю Самару».

           

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

В результате дошкольного образования в области социально – личностного развития детей  формируются следующие интегративные качества:

- эмоционально отзывчивый: откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

-  способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»; соблюдает правила поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

-способный решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

       Для наиболее эффективного социально – личностного развития ребенка  необходимы определенные условия: атмосфера любви и доброжелательности, взаимное доверие и уважение к старшему поколению, положительные эмоциональные контакты с окружающими, признание другими детьми и взрослыми достижений ребенка.

       Успешному социально – личностному развитию дошкольника способствуют: активное познание окружающего мира,  самоутверждение, самореализация, саморазвитие.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

   

          В процессе социализации огромную роль играет личный опыт ребенка, который достигается с помощью доступных и понятных дошкольнику видов деятельности,  и способствует развитию моральных и этических качеств, культуре общения, отзывчивости, самостоятельности.

       Наиболее доступный и понятный дошкольникам  вид деятельности  - игра, который является не только  средством самопознания, развлечения, отдыха, но и средством социального воспитания.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни.

        Педагогу необходимо:

        -создать благоприятный психологический климат в группе;

        -организовать личностно-ориентированное взаимодействие с дошкольниками;

       -в процессе игровой деятельности моделировать реальные жизненные ситуации социальной направленности, способствующие формированию ценностных ориентаций, положительного опыта социального взаимодействия, культуре общения.

          Социально – личностное развитие ребенка должно происходить при тесном взаимодействии с семьёй дошкольника, в рамках доверия, понимания и принятия общих целей и методов социального воспитания.

Содержание образования должно в первую очередь ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

        В целях успешной социализации необходимо:

-применять игровые технологии социальной направленности, в которых отражаются нравственные, этические, моральные составляющие общественной жизни.

Игровые технологии социальной направленности могут включать: игры-имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, игры – тренинги,  беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и кинофильмов, викторины, конкурсы, моделирование;

-моделировать реальные жизненные ситуации социальной направленности, для обогащения  личного опыта дошкольников.

         Жизненные ситуации, предложенные ребенку должны быть доступны для его понимания, найти эмоциональный отклик, побуждать к активным действиям. В процессе моделирования должна быть поставлена проблема близкая ребенку, предложены готовые варианты её решения или осуществлен поиск самостоятельных вариантов выхода из сложившейся ситуации,  произведено обсуждение результатов;

-осуществлять тесное  взаимодействие с семьёй дошкольника. ФГТ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей и учителей начальной школы.

       Средствами обучения и воспитания выступают:

        - проведение сюжетно – ролевых игр на темы: «Я помощником расту», «Давай знакомиться», «Земля наш общий дом», «Есть много профессий хороших и важных», «Я иду в гости», «Маленькое путешествие», «Вежливый покупатель»;

       -проведение дидактических игр на темы: «Моя Россия»,«У природы нет плохой погоды», «Добрые слова»;

        - проведение фольклорного праздника «Проводы русской зимы»;

        - проведение игры-тренинга «Я хороший»;

        - проведение игры - эксперимента «Шкатулка добрых дел»;

       - проведение викторины  по мотивам сказок народов мира  на тему «Добро всегда побеждает зло»;

         - чтение художественной литературы: Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О вежливости», Л. В. Гангнус « Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой «Волшебное слово»;

         -проведение беседы на тему «Уроки вежливости»;  

         -проведение конкурса рисунков на темы: «Я горжусь своей семьёй», «Мои друзья», «Мои добрые дела», «Я хороший – я плохой», «Когда я вырасту то стану…», «Мои домашние животные»;

          -просмотр и обсуждение мультфильмов: «Подарок для самого слабого», «Ивашка из дворца пионеров», «Баранкин, будь человеком», «Цветик - семицветик».

         В условиях детского сада педагогу необходимо проводить ежегодный мониторинг социального развития ребенка, в динамике на начало и конец года. По результатам мониторинга составляется «Индивидуальная карта социального развития ребенка», которая отражает особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, умение принимать решения и действовать самостоятельно,  контролировать свое поведение, сопереживать проблемам других, бережно относиться к растениям, животным, книгам и игрушкам [Гребенникова Г. Н. «Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии детей в ДОУ», 2011].

        Обобщенные результаты  характеризуют динамику и уровень  социального развития детей в группе.  

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

         Для достижения новых образовательных результатов в образовательной области «Социализация» необходимо изменений следующих условий:

         1.Кадровых:

          -повышение квалификации на курсах «Мониторинг социального развития ребенка»,  

          -обмен опытом с коллегами из других детских садов в области «Социализация»;

           - педагогические советы на тему «Социальное развитие детей в группе»;

           -тесное взаимодействие с психологом в области социальной адаптации ребенка, и в первую очередь  в выявлении проблем социального характера в семье.

2.Научно – методических:

-составление годового и квартальных планов в области «Социализация»;

-изучение и подбор новых форм  диагностики социального развития ребенка;

-применение в работе методических разработок «Уроки вежливости», «Я хороший».

3. Материально – технических:

      -обновление и поддержание в актуальном состоянии материально - технических ресурсов в сфере информационных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная сенсорная доска;

      - наглядное сопровождение по темам: «Мой любимый город», «Край родной», «Я горжусь своей страной».

4.Нормативно – правовых:

Руководство в работе следующими нормативными документами:

-Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 – 2017г.;

-Приказом Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

-Приказом Минобрнауки России № 2151 от 20.07.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

5.Информационных:

      -размещение на сайте детского сада информации о динамике социального развития детей в группе;

      -размещение на сайте детского сада под персональным паролем для родителей «Индивидуальной  карты  социального развития ребенка»;

      -размещение на сайте информации о культуре поведения в обществе;  

      -подборка информационно – методической литературы для родителей по вопросам социализации;

      -информационные стенды о правилах этикета;

      -информационное пособие С. А. Насонкиной «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете»;

      -видеотека мультфильмов на тему «Добрые дела»;

      -электронные  дидактические игры.

6.Организационных:

     - консультации для родителей по вопросам социальной адаптации детей;

      - организация сотворчества родителей и детей ( конкурсы рисунков, сюжетно – ролевые игры, спектакли);

- сотрудничество с психологом.

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия:

электронная дидактическая игра «Я узнаю Самару».

Возраст целевой группы:  

дети старшего дошкольного возраста

Цель пособия:

Формирование представлений о родном городе, истории, архитектурных особенностях, развитие словесно-логического мышления.

 Задачи пособия:

  - расширить представление детей о Самаре;

   - рассказать об истории и архитектурных особенностях города;

-способствовать социально-личностному развитию ребенка, путем формирования позитивного отношения к родному городу;

- воспитывать умение замечать красоту архитектурных ансамблей;

- обогатить словарный запас;

- развить логическое мышление;

- развить связную речь.

Мультимедийное оснащение для электронного пособия:

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Интерактивная сенсорная доска

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

Слайд № 1

Название дидактического пособия «Я узнаю Самару»

Слайд № 2

         Педагог рассказывает детям об истории и архитектурных особенностях города.

Педагог поясняет, что Самара - центр Самарской области. Расположена на левом берегу Волги. Крупный транспортный узел.

        Самара с 1935 по 1990 гг. называлась Куйбышев, названная так в честь революционера, провозгласившего в Самаре советскую власть.

        В наше время от Куйбышева осталось только название центральной площади города, на которой размещается монумент в честь Куйбышева.

Самара – культурный центр Поволжья.

Слайд № 3

С помощью курсора на экране появляется изображение Монумента Славы.

        Педагог поясняет, что Монумент Славы - главный символ города, который непременно печатается на всех открытках, буклетах и книгах, посвященных Самаре. На 40-метровом пьедестале - 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолет - штурмовик ИЛ-2, «летающий танк».

Слайд № 4

       С помощью курсора на экране появляется изображение Вечного огня.

       Педагог поясняет, что рядом с Монументом Славы перед символическим барельефом Родины-матери, горит Вечный огонь.

Сюда возлагают венки и проводят торжественные мероприятия.

         После многолетнего перерыва в Самаре возрождается Пост №1 у Вечного огня на площади Славы. Теперь по праздникам в почетном карауле со сменой через каждые полчаса будут стоять мальчишки и девчонки из 132-й школы Ленинского района областного центра.

Слайд № 5

С помощью курсора на экране появляется изображение Самарского Драматического театра.

Педагог поясняет, что Самарский Драматический театр имени М. Горького, ведет начало от театра, основан в 1851 в Самаре.

 В 1854 г., после большого пожара в Самаре, когда деревянное здание театра сгорело, городская власть собрала 3 тыс. рублей, купила хлебный амбар на берегу реки Самара и установила его на Хлебной площади.

К 1888 г. возвели каменное здание на Театральной площади (ныне пл. Чапаева, на которой стоит памятник легендарному командиру Красной Армии).

Слайд № 6

С помощью курсора на экране появляется изображение Самарского академического театра оперы и балета.

Педагог поясняет, что Самарский академический театр оперы и балета - один из крупнейших в России коллективов.

      По своей структуре это репертуарный театр, располагающий стационарной труппой солистов, артистов оркестра, хора и балета. Самарская опера - театр с богатейшими творческими традициями. Он начал свою биографию в 1931 году, открыв первый сезон оперой великого русского композитора М.П.Мусоргского “Борис Годунов”. Мировая, и, в особенности, русская оперная и балетная классика стали основой репертуара труппы и остаются ею по сей день.

Слайд № 7

С помощью курсора на экране появляется изображение Аквапарка «Виктория». Педагог поясняет, что культурная жизнь Самары не стоит на месте, она постоянно меняется. У разных поколений Самарцев, свои культурные ценности, свои предпочтения в выборе отдыха. Если поколения наших бабушек и дедушек свободное время  проводили в кино или ходили в театр, то нынешняя молодёжь предпочитает более активный вид отдыха.

Наибольшее распространение в настоящее время получило новое направление активного отдыха – отдых  в аквапарке.

Аквапарк «Виктория» - это уникальный комплекс площадью 6700 кв.м, который по дизайну и внутренней архитектуре напоминает индонезийский остров - курорт Бали.

Водные развлечения представлены одиннадцатью видами горок различной высоты, бассейнами, гидро-массажными ваннами. В водной зоне расположен уникальный волновой бассейн с высотой волны до 1,2 метра.

Слайд № 8

        С помощью курсора на экране появляется изображение Парка имени Ю.Гагарина.

Педагог поясняет, что Юрий Гагарин после своего знаменитого полета вокруг Земли приземлился в Саратовской области. В тот же день, 12 апреля 1961 года, его на самолете доставили в Куйбышев, нынешнюю Самару.

С тех пор дача, где отдыхал Юрий Гагарин, называется Домом Гагарина, в Самаре есть улица и парк имени знаменитого космонавта. Юрий Гагарин бывал в Куйбышеве не один раз.        Здесь проходили послеполетную реабилитацию и другие космонавты его отряда.

       В летнее время, в праздники и выходные парк им. Ю. Гагарина очень многолюден. Взрослые с детьми катаются на каруселях, колесе обозрения, прочих аттракционах, фотографируются с героями мультфильмов, едят в многочисленных кафе, катаются на катамаранах, кормят лебедей и уток.

Слайд № 9

Педагог предлагает детям картинки с изображением  Самарского академического театра оперы и балета и  Самарского Драматического театра и предлагает выбрать Самарский Драматический театр имени М. Горького.

Слайд № 10

Молодец, правильный ответ!

При правильном ответе нажатием кнопки звучат аплодисменты!

Слайд № 11

Педагог предлагает детям картинки с изображением  Монумента Славы и Вечного огня и предлагает выбрать Вечный огонь.

Слайд № 12

Молодец, правильный ответ!

При правильном ответе нажатием кнопки звучат аплодисменты!

Слайд № 13

Педагог предлагает детям указать, что изображено на картинках с другими видами Самары (Ладья на набережной, Волга с видом на Жигули, аллеи набережной).  

Слайд № 14

Молодец, правильный ответ!

При правильном ответе нажатием кнопки звучат аплодисменты!

Слайд № 15

Автор дидактической игры:

Ковалева Татьяна Геннадьевна