Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Супроткина  Наталья Сергеевна

Знакомство детей с временным эталоном 1 минута.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Методическая разработка  «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»  Супроткиной Натальи Сергеевны – воспитателя ГБДОУ Детский сад №11, Кировского района, г. Санкт- Петербурга.

Содержание: 1. Введение. 2. Теоретическая часть 3. Конспект непрерывной образовательной деятельности  по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста  4. Заключение.

        1. С понятием – время, человек сталкивается круглосуточно. С временем человек встает утром и с временем ложиться спать.  Осознаем мы его или нет - оно постоянно с нами. Как часто мы сталкиваемся с людьми, которые постоянно и всюду опаздывают или, несмотря на способности, ум или даже талант, не успевают сделать и того, что делает обыкновенный середнячок. И проблема всех неуспевающих чаще всего – в неумении  организовать себя во времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создают основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность.

   Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. Но как это сделать? Время нельзя увидеть, нельзя понюхать, потрогать, услышать… Время воспринимается ребенком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления или действия из личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которые измеряют их непосредственную деятельность или последовательность, ритмичность действий.     В условии детского сада, где  ежедневно строго соблюдается режим, постоянны интервалы прогулок, организованной непрерывной образовательной деятельности, знакомить детей со временем гораздо легче, нежели в домашних условиях. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовывать соответствующую деятельность, направленную на знакомство с определенными интервалами времени и их взаимосвязь.                                                    Знакомство детей с единицами измерения времени  должно осуществляться в системе и  последовательности, где знание одних интервалов времени служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям основные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

2      В словаре русского языка С.И. Ожегова дается определение частей суток: день- часть суток от утра до вечера, вечер- часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь- часть суток от вечера до утра; утро- начало дня.

   Детских садах развитие представлений о времени начинают уже в младших группах с  правильного обозначения частей суток. Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть их  воспитатель в детском саду приступает к уточнению знаний о последовательности частей суток. В средней группе воспитатель следует традиционной цепочке слов – утро, день, вечер, ночь – при определении последовательности частей суток, и точкой отсчета для них является утро. Целесообразно учить детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает вечером, воспитатель спрашивает: «Что наступить после вечера? Что люди делают ночью? Кончилась ночь, что наступить после ночи?»                                                                        В старшей группе, когда у детей сформированы знания о частях суток, их последовательности можно приступать к значению слова «сутки». Конечно, ребенку еще трудно усвоить количественную характеристику – 24 часа, но продолжительность этой меры времени уже можно объяснить, используя части суток. На данном этапе работы ребенку нужно помочь осознать, что утро, день, вечер, ночь – это части целого, т.е. суток, и что отсчет последовательности частей суток можно начинать с любой из них. Для закрепления умения различать части суток по характерной деятельности используются интерактивные доски, дидактические карточки, вопросы воспитателя: «Назови соседей утра? Назови соседей дня?» и т.п.

   У детей старшего дошкольного возраста уже возможно формировать  навыки регуляции деятельности во времени или чувства времени. Для этого, прежде всего, необходимо развивать умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Решая эту задачу, воспитатель создает специальные ситуации, обращая внимание детей на  длительность временных интервалов. Таким образом,  воспитатель знакомит детей с временными эталонами: 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Предлагается конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению детей с временным эталоном детей 1 минута. 

3. Конспект непрерывной образовательной деятельности  «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»                                                                                                                                          Цель.  Дать детям представление о временных эталонах, расширить  чувство пространственно-временной ориентировки.

Задачи. Познакомить детей с временным эталоном ( 1 минута), дать возможность  прочувствовать длительность временного интервала,  учить умению  контролировать время по песочным часам, обучать навыкам регуляции деятельности во времени, активизация словаря: песочные часы, минута, секунда, время.

Обеспечение. Песочные часы, настенные часы с секундной стрелкой, ножницы, полоски  и квадраты из бумаги, тетради в клеточку, карандаши,  клей, заготовки аппликации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель  Ребята, вам часто приходилось слышать выражения: «Одну минутку». «Через одну минуту»?  Давайте узнаем, что же такое – одна минута. Минута- это 60 секунд, а секунда- это мгновение. Скажешь, раз и секунда прошла. Подойдем к часам и посмотрим  на секундную стрелку.

(дети подходят к настенным большим часам)

Воспитатель. Все нашли на часах длинную тоненькую стрелку, которая непрерывно двигается? Понаблюдайте за ней. Она отсчитывает секунды. Секунды короткие, раз два и две секунды прошло. Секундной стрелке приходиться двигаться очень  быстро, потому что секунды коротенькие. И еще одна особенность секундной стрелки- она все время двигается по кругу. Спрашивается, зачем секундной стрелке бегать по кругу? А затем, чтобы отмерять минуты. Вот мы сейчас и увидим, как секундная стрелка показывает, что прошла одна минута.

( дети с воспитателем отмечают определенную цифру на часах и наблюдают, как стрелка делает полный оборот)

Воспитатель. Ребята, секундная стрелка пробежала полный круг, прошла одна минута. Движение по кругу всегда происходит за одну минуту. А теперь давайте посмотрим на этот прибор. Это песочные часы. Как вы думаете, почему их назвали песочные? ( ответы детей)

Воспитатель. Давайте сейчас с вами поэкспериментируем. Посмотрим, за какое время песок успеет пересыпаться из одной колбы в другую?

( Дети и воспитатель наблюдают и сопоставляют движение стрелки и процесс вытекания песка. Определяют, что песок  весь высыпался ровно за одну минуту)

 Воспитатель. Давайте теперь посмотрим, что мы успеем сделать за одну минуту? По моему сигналу, я переворачиваю песочные часы, а вы вырезаете полоски из бумаги. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. Работу выполняйте как всегда, аккуратно. Полоски должны быть ровными.

( По сигналу воспитатель переворачивает песочные часы. Дети приступают к выполнению задания. Разрезают бумагу на полоски по намеченным линиям. По окончании минуты дети рассказывают, сколько они успели вырезать полосок).

 Воспитатель. Ребята, обратите внимание- количество вырезанных полосок у вас разное. Почему?

(Ответы детей. Подвести к пониманию, что результат зависит от темпа работы).

Воспитатель. А давайте теперь за 1 минуту, наполним тарелки яблоками. Следите за временем. Работу нужно окончить, по окончании 1-ой минуты.

(По сигналу дети наклеивают заготовки фруктов на бумагу. Следить, что бы дети окончили работу по песочным часам)

Воспитатель. Ребята, пока вы наклеивали фрукты, сколько прошло времени?

(Ответы детей. Воспитатель отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успели закончить работу вовремя)

Воспитатель  Ребята, встаньте. Давайте сейчас выясним, сколько упражнений мы можем повторить за одну минуту. Только мне нужен помощник, который будет следить за временем и вовремя нас остановит.

( Выбирается ребенок, который переворачивает песочные часы и вовремя подает сигнал  окончания одной минуты. Дети выполняют любое упражнение из комплекса утренней гимнастики и считают вслух количество упражнений.)

Воспитатель.  Ребята, а как вы думаете, что можно сделать еще за одну минуту?  

(Ответы детей. Подводит детей к пониманию, что одна минута по времени небольшая, но за это время можно многое успеть, сделать, выполнить…)

Воспитатель  Давайте проверим наши предположения. Сейчас каждый из вас выберет свое действие, а я засеку время. Посмотрим наши результаты.

( Ребята по два человека: строят домик из кубиков, раздевают куклу, сервирует стол, надевают колготки, штаны, рисуют палочки в тетради, разрезают квадраты на треугольники, вырезают круги. По окончании минуты рассказывают, что они успели сделать за это время. Побуждать детей в речи использовать словосочетание - за одну минуту)

Воспитатель  Ребята, теперь вы очень хорошо поймете четверостишье:

Раз – секунда пролетела

Оглянуться не успела,

Шестьдесят секунд промчались,

И минуткой оказались.

Сегодня мы с вами познакомились с небольшим отрезком времени – минутой. Узнали, по каким приборам можно узнать о время, узнали длительность минуты. Я надеюсь, что теперь вы правильно, и с пользой будете проводить свое время.

3. Заключение.

      Задачей первых занятий по знакомству детей с временными эталонами - научить детей самим следить за временем в процессе деятельности и прекращать работу по истечении времени, отведенного на ее выполнение. На втором этапе работы сохраняются те же задания, но задача уже другая- упражнять детей в оценке времени уже без песочных и настенных часов. Окончание заданной работы служило показателем оценке деятельности 1 минуты. Далее воспитатель предлагает ребятам самостоятельно выбрать деятельность и объем работы, которую он может выполнить в интервале 1 минута. Аналогичная работа проводится  с интервалами в 3 минуты, 5 минут.     Надо отметить, что в ходе работы по формированию у детей чувства времени, дети овладевали необходимым темпом работы. Такие занятия помогают ребятам наглядно увидеть (на настенных часах с секундной стрелкой, песочных часах) пережить, прочувствовать длительность одной минуты, три минуты, пять минут.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены...

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей - как научить ребенка чувству времени....

"ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определен...

«Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»...