Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы
методическая разработка

Тимофеева Ангелина Аркадьевна

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Гипотеза исследования: художественная литература может способствовать развитию представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, если: комплекс непосредственной образовательной деятельности (НОД) будет строиться на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой разного жанра и рассматривании картин природоведческого содержания.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина рекомендуют при подготовке к НОД обратить внимание на такие моменты, как: обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Информационно – накопительный.

Сбор сведений об уже сформированных понятиях о временах года у старших дошкольников, проведение анкетирования воспитателей на базе исследования по вопросам применения художественной литературы в процессе формирования представлений о временах года, конкретно часто рассматриваемые жанры во время проведения НОД. (вопросы анкетирования будут указаны в приложении).

2. Организационно – практический: подбор литературы по жанрам в разных подгруппах, с разным уровнем сформированных понятий о временах года; подбор картин и иллюстраций для разных подгрупп, с разным уровнем сформированных понятий о временах года.

Изучив методику художественного чтения и рассказывания детям, подробно изложенную в книге Алексеевой М.М., Яшиной В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой, которые будем использовать в своем исследовании.

1. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

2.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

3.  Беседа о прочитанном.

4. Рассматривание картин художников о временах года и рассказывание по ним. [1, с.400].

Также, следует уделить внимание рассматриванию методики художественного чтения и рассказывания на занятиях. М.М. Конина выделяет 2 типа: чтение или рассказывание одного произведения, чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Но, так как у нас в исследовании указано в одном из условий гипотезы, что комплекс непосредственной образовательной деятельности (НОД) будет строиться на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой разного жанра, то целесообразно для нашей работы использовать чтение или рассказывание одного или нескольких произведений в рамках одного жанра.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить не только пейзажи времен года, но и изображение природы в сезонных состояниях (начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых  могут получить из других источников литературы.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина советуют, что неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. Рассматривая картины о природе, мы знакомим детей с художниками и их произведениями живописи:

И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом бору». «Дубы», «Первый снег», И. Левитан «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето», «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...