Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"
консультация (старшая группа)

Варюхина Людмила Алексеевна

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздывать на занятия и т.д., причиной которых являются особенности восприятия времени дошкольниками.

Независимо от возраста у детей дошкольного возраста развивается «чувство времени», т.е. способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств.

Использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени, его свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlyaroditeley.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида

Консультация для родителей

на тему:

"Формирования  временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы»

                                      Составила и провела:     Варюхина Л.А

Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздывать на занятия и т.д., причиной которых являются особенности восприятия времени дошкольниками.

Независимо от возраста у детей дошкольного возраста развивается «чувство времени», т.е. способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств.

Известные исследователи детской литературы, такие как И.Н.Арзамасцева, В.В.Гербова, Л.С.Кудрявцева и др., выделяют следующие жанры детской литературы: колыбельные песни, потешки, прибаутки, нелепицы, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки, заклички, русские народные песни, былины, сказки, басни

  • Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.

Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например, Заря-заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает. И лес-то спит, И река-то спит, Ходит сон У окон, Оле спать велит. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.

  • Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка.

Например: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

  • Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста.

Например: - Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Починить можно? - Иглы нет. - А велика ли дыра? - Один ворот остался.

  • Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет.

Например: Сегодня день целый Все звери у дела: Лисичка-сестричка Шубку подшивает, Сер медведь. Старый дед, Сапог подбивает. А сорока-белобока Мушек отгоняет. Медведица Маша Варит детям кашу. Зайчиха под ёлкой Метет метелкой. Кошка лыки дерёт, Коту лапотки плетет.  

  • Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет. Ясный месяц И мышатки По ночам Играют В прятки. Месяц, месяц, Выходи! Я нашел, А ты - води.
  • Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет.

Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». ·Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше. Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Около околицы!

  • Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства.

Например: Масленица, Масленица! Широкая Масленица! Гостья нагостилась, С зимушкой простилась, С крыши капели, Грачи прилетели, Воробьи чирикают, Они весну кликают. Кончилось весельице! Беритесь за дельце, Готвьте сошеньку - Выехать на пашенку!

  • Былины - героический эпос народа. Применяют при обучении детей в начальной школе. Например, «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор-богатырь» и др.
  • Сказки - вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например, «Колобок», «Репка» и др.
  • Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется в начальной школе для нравственного воспитания детей. Например, «Мартышка и очки», «Лиса и виноград» и др.

Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. При использовании детской литературы, при этом дошкольники лучше воспринимают материал в стихотворной форме, в форме сказок, поэтому далее раскроем понятие детской литературы и ее основных жанров.

Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей.Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными.

Стихи для заучивания 

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать… ( А. Барто)

Встала - прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась. ( С. Баруздин)

 Спят лига, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звездочки горят,

 К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит. ( А. Блок)

Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

 Что тебе не спится,

Если радио у вас Вдруг заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило. ( Ю. Яковлев)

Использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени, его свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на процесс обучения.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе. Ваши ответы будут использованы в написании работы, связанной с изучением вопроса об эффективности использования детской литературы при формировании временных представлений дошкольников.

 Вы можете отвечать на вопросы анонимно!

1.Какие интересы есть у вашего ребенка?

2.Подчеркните, какие предметы дошкольного курса для него наиболее интересны: математика, рисование, лепка, письмо, чтение, музыка, физкультура? .

3.В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка? .

4.Занимается ли ваш ребенок самостоятельно? .

5.Какую литературу вы используете при занятиях с ребенком математикой?.

6.Имеет ли место в этих занятиях детская литература?

7.Перечислите, какая?.

8.Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий на практике (при рисовании, лепке, в беседе и т.д.)?

 Благодарим за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...