Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
методическая разработка

Тимофеева Ангелина Аркадьевна

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная база нашего исследования: ГБДОУ Детский сад №6 Московского района г. Санкт-Петербурга компенсирующего вида. Данное дошкольное учреждение использует в своей практике программу «От рождения до школы» (под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой).

В экспериментальном исследовании принимали участие 6 дошкольников старшего возраста, составляющих контрольную группу и 6 дошкольников старшего возраста – экспериментальную группу. Список детей (Приложение А).

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап: Диагностика уровня базовых представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста;

2 этап: Проведение формирующих мероприятий по развитию представлений о временах года посредством художественной литературы у детей, входящих в экспериментальную группу;

3 этап: Диагностика уровня представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующих мероприятий.

На констатирующем этапе нами использовалась диагностика, выявляющая уровень экологической воспитанности старших дошкольников и степень овладения программным содержанием.

Целью констатирующего эксперимента являлось: определение уровня базовых представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить критерии базового уровня представлений о временах года у старших дошкольников

2. Изучить состояние работы ДОО по изучаемой проблеме, определить уровень знаний педагогов по развитию представлений о временах года в учебном процессе детей старшего дошкольного возраста. Выявить заинтересованность родителей в данном вопросе.

3. Подобрать диагностический материал и оборудование;

4. Провести диагностику уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группах.

На первом этапе исследования использовалась диагностическая методика, разработанная И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой.

Серия 1.

Описание диагностической методики

Цель

Оценка общей осведомленности ребенка о временах года, с указанием их признаков и последовательности

Процедура обследования

Ребенку предлагается ответить на вопросы по серии картинок «Времена года»

Вопросы

1. Что изображено на картинках?

2. Какие времена года ты знаешь? (ребенок должен назвать и показать соответствующее время года на картинках)

3. Почему ты решил, что это зима (лето)? Ребенок должен объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, соответствуют о том, что на данной картинке показано именно это, а не какое-либо другое время года.

4. А теперь разложи картинки по порядку, начиная с зимы.

Уровень развития/баллы

Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав на каждой картинке не менее 8 признаков (всего не менее 8 признаков), свидетельствующих о том, что на картинке изображено данное время года и правильно выложив все картинки по порядку

5

Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав при этом только 5-7 признаков, подтверждающих его мнение на всех картинках, вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого

4

Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав при этом только 3-4 признака, подтверждающих его мнение на всех картинках вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого.

3

Ребенок правильно определил время года только на 1-2 картинках из 4-х и указал только 1-2 признака, подтверждающих его мнение на всех картинках вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого

2

Ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, не смог выложить картинки по порядку даже с помощью наводящих вопросов взрослого

1

Серия 2.

Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.

Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений, карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.

Задание 1. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний. Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».

Оценка:

Высокий уровень: все выполнено правильно - 3 балла.

Средний: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.

Низкий: более половины ответов не верны – 1 балл.

Задание 2. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».

Оценка:

Высокий уровень: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.

Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.

Низкий: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.

№ п/п

ФИО ребенка

Серия 1

Серия 2

Всего баллов (по результатам 2 серий)

Уровень представлений детей о временах года

1

Яков М.

5

3

3

11

высокий

2

Катерина Л.

1

1

2

4

низкий

3

Дмитрий М.

3

2

3

8

средний

4

Светлана М.

3

2

3

8

средний

5

Лизавета Т.

2

1

2

5

средний

6

Александр Г.

3

2

2

7

средний

Таблица 1. Результаты диагностики по методикам (экспериментальная группа)

Таблица 2. Результаты диагностики по методикам (контрольная группа)

№ п/п

ФИО ребенка

Серия 1

Серия 2

Всего баллов (по результатам 2 серий)

Уровень представлений детей о временах года

1

Анастасия М.

4

3

3

10

высокий

2

Виолетта Р.

3

2

3

8

средний

3

Даниэль Б.

4

3

4

11

высокий

4

Валера С.

2

1

1

4

низкий

5

Дарья К.

3

2

2

7

средний

6

Екатерина Л.

3

2

2

7

средний

В соответствии с характеристикой ответов была определена уровневая шкала:

0-4 баллов – низкий уровень

5-8 баллов – средний уровень

9-11 баллов –высокий уровень

В соответствии с выделенными критериями оценки и требованиями, предъявляемыми образовательными программами дошкольного образования к детям старшей группы, были составлены уровневые характеристики.

Низкий уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носит бессистемный характер. Ребенок знает времена года, но путает их последовательность, затрудняется в названии месяцев в порядке их следования, не может перечислить их, начиная с любого месяца; не может находить «соседей» месяца. Дошкольник не может соотнести месяц с определенным временем года. У ребенка не сформированы представления о характерных признаках каждого времени года. Он выборочно отмечает их, не различает или с трудом определяет времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; не имеет представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года, не может аргументировать свое мнение.  Дошкольник не знает народные приметы.    

Средний уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носит ситуационный характер. Ребенок путает времена года, их последовательность, с помощью педагога называет месяцы года в порядке их следования, с затруднением перечисляет их, начиная с любого месяца; с трудом находит «соседей» месяца. Дошкольник допускает ошибки в соотнесении месяцев с определенным временем года. У ребенка недостаточно сформированы представления о характерных признаках каждого времени года.  Он с помощью наводящих вопросов отмечает их, затрудняется различать и определять времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; имеет неполные представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года, не может аргументировать свое мнение.  Дошкольник плохо знает народные приметы, не может объяснить их смысл.  У ребенка не в полной мере сформирована способность самостоятельно мыслить и получить результат, владеет медленной реакцией и ориентировкой в новых условиях.

- Высокий уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носят постоянный систематический характер. Ребенок знает времена года, их последовательность; может назвать месяцы года в порядке их следования и начиная с любого месяца, легко находит «соседей» месяца. Дошкольник владеет умением соотнесения месяцев с определенным временем года. У ребенка сформированы представления о характерных признаках каждого времени года.  Он различает и определяет времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; имеет представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года. Дошкольник знает народные приметы, может объяснить их смысл.

Диагностическое обследование каждого из детей проводилось в индивидуальном порядке продолжительностью 15-20 минут. Во время проведения диагностического обследования поддерживалась доброжелательная атмосфера: экспериментатор поддерживал ребенка. Отсутствовал оценочный фактор ответов ребенка, что обеспечило выполнение главной задачи – констатации уровня развития личности ребенка, а не воспитательного процесса.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, экспериментатор оказывал небольшую помощь, использовал наводящие вопросы

Таблица 3. Уровень развития представлений о временах года (экспериментальная группа)

Уровень развития представлений о временах года

Количество детей

Низкий

1

Средний

4

Высокий

1

Рис.1 Уровень базовых представлений о временах года в экспериментальной группе

Таблица 4. Уровень развития представлений о временах года         (контрольная группа)

Уровень развития представлений о временах года

Количество детей

Низкий

1

Средний

3

Высокий

2

Рис.2 Уровень базовых представлений о временах года в контрольной группе

Таблица 5. Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе.

Уровень представлений о временах года

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Низкий

1 ребенок

2 ребенка

Средний

4 ребенка

3 ребенка

высокий

2 ребенка

1 ребенок

Рис.3 Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе

Таблица 6. Уровень сформированности представлений

о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, экспериментальная группа)

Уровень

%

Количество детей

высокий

16,6

1

средний

66,6

4

низкий

16,6

1

Рис. 4 Уровень сформированности представлений о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, экспериментальная группа)

У детей не было выявлено значительных затруднений в определении времени года.

16,6% детей (1 человек) полностью самостоятельно справился со всеми заданиями. Ребенок называл времена года и показывал соответствующие картинки правильно, выделял признаки времен года (не менее двух по каждой из картинок), верно воспроизвел их последовательность.

66,6% детей (4 человека) самостоятельно назвали и показали на картинках все времена года, но указывали меньше признаков данных времен года. У них возникли сложности в раскладывании картинок по порядку: они смогли выполнить задание только при помощи наводящих вопросов взрослого.

16,6% детей (1 человек) называл только по одному признаку данных времен года и раскладывал картинки по порядку только при помощи наводящих вопросов взрослого. Один ребенок смог определить время года только на двух картинках (зима и лето) и назвал по одному признаку этих времен года; картинки выложил по порядку только при помощи взрослого.

Таблица 7. Уровень сформированности представлений

о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, контрольная группа)

Уровень

%

Количество детей

высокий

33,3

2

средний

50

3

низкий

16,7

1

Рис. 5 Уровень сформированности представлений о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, контрольная группа)

33,3% детей (2 человека) полностью самостоятельно справились со всеми заданиями. Дети называли времена года и показывали соответствующие картинки правильно, выделяли признаки времен года (не менее двух по каждой из картинок), верно воспроизвели их последовательность.

50% детей (3 человека) самостоятельно назвали и показали на картинках все времена года, но указывали меньше признаков данных времен года. У них возникли сложности в раскладывании картинок по порядку: они смогли выполнить задание только при помощи наводящих вопросов взрослого.

16,7% детей (1 человек) называл только по одному признаку данных времен года и раскладывал картинки по порядку только при помощи наводящих вопросов взрослого. Один ребенок смог определить время года только на двух картинках (зима и лето) и назвал по одному признаку этих времен года; картинки выложил по порядку только при помощи взрослого.

Полученные данные диагностического обследования сформированности у испытуемых представлений о времени года зафиксированы в сводной таблице.

Таблица 8. Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе (в процентном отношении)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

высокий

16,6%

33,3%

средний

66,6%

50%

низкий

16,6%

16,7%

Также на базе исследования было проведено анкетирование воспитателей о возможности использования жанров детской художественной литературы для развития представлений о временах года.

Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента мы провели анкетирование педагогов, целью которого было выявление круга проблем, с которыми сталкиваются воспитатели в работе с детьми по развитию представлений о временах года, и состояние работы по проблеме в ДОО. В анкетировании приняли участие 10 педагогов. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Часто ли планируете занятия по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно ответили: 1 раз в квартал – согласно смене времени года по календарю.
  2. Какие методы и приемы Вы используете в своей практике для развития представлений о временах года у детей Вашей группы? – Педагоги перечислили различные методы и приемы развития представлений о временах года у детей. 100% воспитателей назвали – беседа, чтение художественной литературы, показ картин, иллюстраций; 50% - игровые ситуации, наблюдение в природе (на улице); 20% - вопросы проблемного характера, моделирование.
  3. Есть ли в Вашей группе уголок природы и ведется ли работа в нем по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно заявили о наличии уголка природы и календаря погоды. Лишь 50% воспитателей отметили последовательную систематическую ежедневную работу в данном уголке в часы утреннего приема детей, задания выполняются полностью самостоятельно детьми; 40% - работа ведется либо в утренние часы, либо после сна, т.е. бессистемно, эпизодически, проводится беседа с детьми, но педагог сам заполняет календари погоды и природы; 10% - чаще всего педагог сам все отметит.
  4. Диагностируете ли Вы детей на выявление уровня знаний по развитию представлений о временах года? – 100% педагогов ответили «Да».
  5. Испытываете ли Вы трудности при подготовке (проведении) занятий по развитию представлений о временах года? – 60% педагогов трудностей не отмечают; 40% - испытывают трудность в наглядном обеспечении.
  6. Имеется ли в наличии наглядный демонстрационный материал, схемы, модели? – Воспитатели отметили низкий уровень используемых дидактического и наглядного материалов, чаще всего, демонстрационный материал – это картинки формата А4. Схемы и модели рисуются воспитателями самостоятельно. Всем педагогам хотелось бы видеть более современное оснащение.
  7. Проявляют ли дети активный интерес к знаниям о временах года и чем он выражен? – Все педагоги ответили, что дети замечают происходящие изменения в погоде (холодно, ветер, солнечно), изменения в природе отмечаются лишь самые яркие (опали листья, появились одуванчики), на такой показатель осени, как отлет птиц на юг, дети не обращают внимание.
  8. Хотели бы Вы получить консультацию по развитию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста? – Все педагоги ответили согласием и выступили с просьбой о необходимости в предложенном практическом материале.

 Анализ результатов анкетирования позволил нам выявить и обозначить круг проблем в работе с детьми по развитию представлений о временах года. Воспитатели планируют занятия по развитию представлений о временах года 1 раз в сезон, что не является достаточным. Следовательно, нужно отметить, что у детей не сформировано представление о ранней, золотой и поздней осени и др. Интегрированные занятия не практикуются ввиду отсутствия времени в сетке деятельности.

В процессе развития представлений о временах года воспитатели используют различные методы и приемы: наглядные (наблюдение, показ картин художников, рассматривание книжных иллюстраций), словесные (беседы, объяснение, проблемные ситуации, чтение художественной литературы).

Недостаточно в практике педагогов используются игровые приемы, чтение природоведческой литературы, детских журналов и др.

Воспитатели замечают смену сезонов (не по календарю) и прививают эту наблюдательность детям. Во время наблюдений за погодными и природными изменениями у детей сохраняется положительный эмоциональный настрой и высокая активность. Однако, наблюдения за сезонными изменениями часто носят констатирующий характер, представляющий собой традиционную работу по ознакомлению с временами года, не уделяя внимание установлению взаимосвязей и закономерностей в природе, причинно-следственных связей. Детей дошкольного возраста не учат делать выводы, анализировать и прогнозировать. На этой основе у детей формируются обобщенные представления о временах года.

Дидактические пособия и наглядные материалы представляют собой набор картин по разным временам года, создана шикарная подборка картин художников-пейзажистов по всем сезонам года согласно возрасту детей, схемы и модели, изготовленные воспитателями. Отмечается низкий уровень используемого демонстрационного материала и отсутствие современного оснащения (в данном ДОО не используются информационно-коммуникационные технологии ввиду их отсутствия).

В каждой возрастной группе имеется уголок природы с наличием календаря погоды, но заполнения в нем выполняются не всегда самостоятельно детьми, некоторым требуется помощь в условном обозначении. Отмечено, что многие дети не умеют пользоваться схемами, моделями. Наблюдается незначительная динамика развития представлений о временах года у детей.

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что педагоги владеют знаниями по развитию представлений о временах года у детей, заинтересованы в развитии детей, создают условия, планируют занятия и наблюдения. Однако, воспитатели не всегда способны подобрать и эффективно применить инструменты развития представлений о временах года у детей, в том числе рассмотреть влияние разных жанров детской художественной литературы.

С целью повышения развития представлений о временах года у детей в дошкольной образовательной организации создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

 Развивающая предметно-пространственная среда в данном ДОО строится с учетом ФГОС ДО. В каждой возрастной группе имеется уголок природы, уголок детского творчества, книжный уголок. С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используется оформление уголков чтения в группах детского сада. В детском саду проводятся конкурсы на лучшее оформление данных уголков, целью которых является обогащение знаний детей об окружающем мире, создание в группе обстановки для творческой активности детей, развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста, побуждение педагогов к творческой активности.

        Проведенный анализ развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения развития представлений о временах года детей дошкольного возраста показал:

- соответствие уголков природы, детского творчества и книжных уголков возрасту и требованиям ООП ДО;

- грамотное расположение зоны уголков природы, творчества и книжных уголков: доступность, эстетичность, подвижность;

- разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям.

В ДОО создана организованная среда, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами по развитию представлений о временах года, а именно:

1) Наглядный материал с понятием «времена года»: тематические картинки; 2) Картины художников-пейзажистов по временам года;

3) Разные виды календарей (настенный, отрывной);

4) Наличие разных жанров детской литературы;

5) Рисунки детей по временам года.

        В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок по временам года.

        Таким образом, в ДОО создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая эффективному развитию у старших дошкольников представлений о временах года.

  Анализируя перспективный план образовательной работы стоит отметить недостаточное количество занятий, посвященных формированию у дошкольников представлений о временах года. В ДОО используется тематическое планирование, следовательно, мы смогли проследить 4 занятия по временам года.

  Качественный анализ календарных планов учебного процесса показал, что педагогами проводится работа по ознакомлению с окружающим, уделяется внимание развитию представлений о временах года у детей, также имеет место быть индивидуальная работа.

  На прогулке планируются наблюдения чаще за живой природой: изменение окраски листьев деревьев, наблюдение за цветами на клумбе, наблюдение за птицами и др. Наблюдение за погодой планируется значительно реже: ветрено, похолодало, выпали осадки (дождь, снег). Наблюдение за природными явлениями (радуга, иней, туман и др.) в календарном плане не отмечено.

   В совместной деятельности воспитатели планируют рассматривание картин И.И. Левитан «Золотая осень. Слободка», А.А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Зимний вечер», И.И. Шишкин «Зима», К.А. Коровин «Зимой», К.Ф. Юон «Волшебница-зима», И. Грабарь «Внешний поток». Следует отметить, что воспитатели углубленно развивают представления о зиме и очень мало отводят наблюдений о весне и осени.

  Таким образом, не всегда работа ведется в системе, мало используется методов проблемного обучения и, как следствие, знания у детей обрывочны и не систематизированы.

        Продолжая решать третью задачу констатирующего эксперимента, нами было проведено анкетирование родителей, целью которого было выявить заинтересованность родителей в развитии детей. В анкетировании участвовало 20 родителей. В анкету были включены следующие вопросы:

  1. Сформированы ли у Вашего ребенка представления о временах года? –    50% родителей считают, что представления о временах года у ребенка сформированы; 25% считают, что представления не сформированы; 25% родителей затрудняются с ответом.
  2. Знаете ли Вы, что нужно делать для формирования представлений о временах года у детей? – 25% родителей уверены, что знают, как следует развивать ребенка в данном направлении; 55% полагают, что частично знают о том, как развивать представления о временах года у ребенка; 20 % не знают.
  3. Откуда Вы получаете знания о развитии представлений о временах года у детей? – 70% родителей ответили, что в дошкольной образовательной организации; 30% родителей – из специальных книг, из средств информации.
  4. Проявляет ли ребенок интерес к изменениям в смене времен года? – 45% родителей считают, что ребенок проявляет интерес, замечает изменения, происходящие в природе и погоде; 30 % затрудняются с ответом; 25% родителей считают, что у ребенка нет интереса.
  5. Проявляет ли Ваш ребенок знания о временах года в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации)? – 30% родителей ответили, что ребенок рисует пейзажи; 70% - ребенок свои знания не проявляет. Никто из родителей не отметил желание детей лепить и создавать аппликации.
  6.  Какую помощь ДОО в формировании представлений ребенка о временах года Вы хотели бы получить? – 40% родителей хотят получить консультацию; 30 % предпочли бы получить задания; 20% родителей помощь ДОО не требуется.

 По анкетным данным можно проследить, что не все родители заинтересованы в развитии представлений о временах года и не представляют в полной мере, что входит в это понятие. Родители часто не знают, каким образом действовать, чтобы помочь в развитии представлений о временах года у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены...

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...