Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Сапожникова Александра Александровна

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп о формировании финансовой грамотности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи: Сапожникова Александра Александровна
         МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок»

Республика Башкортостан Чишминский район село санатория «Алкино»

Воспитатель

Консультация для педагогов «Формирование основ

финансовой грамотности старших дошкольников посредством

художественной литературы».

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же, как и взрослых, касаются финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь ребенок вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. А можно ли увлечь детей рассказами о финансах в столь юном возрасте? Это задача трудная, но решаемая.

Чтение художественной литературы. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

 Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т. д.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность, знакомит с экономическими понятиями – купля, продажа, обмен, ресурс, потребности и т. д. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Необходим детальный анализ содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Основными педагогическими условиями построения системы воспитания основ финансовой грамотности старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

 Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: в ОД (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников финансовой компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Пословицы и поговорки об экономике и бережливости:

- Считай деньги в своём кармане.

- Деньги счёт любят.

- Без копейки рубля не бывает.

- Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам - счёт.

- Из копеек рубли вырастают.

- Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

• Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

  • На деньги ума не купишь.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  •  Деньги — гости: то нет, то горсти.
  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
  • Гроша ломаного не стоит.
  •  Долг платежом красен.
  • Уговор дороже денег.
  • Монета карман не тянет.
  • Здоров буду — и денег добуду.
  • Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
  • Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
  • К копейке копейка – проживет семейка!
  • Рубль - трудовой, потому и дорогой
  • Кто долго спит, тот денег не скопит
  • Без нужды живет, кто деньги бережет
  • В долг брать легко, да платить тяжело
  • Дурак, деньги напоказ носит.

«О труде» 

  • В страду одна забота: не стояла бы работа.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • По работе и плата.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Ремесло – золотой кормилец.
  • Ремесло, пить, есть - не просит, а хлеб приносит.
  • Уменье везде найдет примененье.
  • Не работа дорога – умение.
  • Вся работа мастера хвалит.
  • Дело мастера боится.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без работы день годом станет.
  • Без труда и отдых не сладок.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Горька работа, да сладок хлеб.
  • Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
  • Дело - словом не заменишь.
  • Делом спеши, да людей не смеши.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Дерево смотри в плодах, человек - в делах.

«О жадности и зависти»

  • В чужой лодке всегда больше рыбки.
  • Влез кот на сало и кричит: «Мало!».
  • Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
  • Дождешься – как от вербы яблок.
  • Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
  • Охал дядя, на чужие деньги глядя.
  • Продает с барышом, а ходит нагишом.
  • Не было бы зла, да зависть нанесла.

«О мотовстве» 

  • Живет на широкую ногу.
  • Рубль наживает, а два проживает.
  • Займом богат не будешь.

«О лени» 

  • Лень мужика не кормит.
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
  • Пролениться – и хлеба лишиться.

Игра-конкурс для педагогов «В экономику со сказкой»

Задачи: расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач. Совершенствовать умение результативно работать в группах.

(Участники делятся на две команды, придумывают название. Каждой команде выдается копилка. За правильные ответы команда получает монету.)

1. Конкурс «Назови сказку»

1. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар («Лисичка со скалочкой»).

2. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег («Золотой ключик»?

3. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

4. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»).

5. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»).

6. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)

7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? («Теремок»)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Вершки и корешки»).

9. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. («Колосок»).

10. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход («Морозко», «Крошечка – Ховрошечка», «Царевна-лягушка».)

2. Конкурс «Экономические новости»

Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес. Но вернемся к действительности. Подумайте, что напоминают вам эти «экономические новости»

1. Международные отношения.

Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке (Сказка о царе Салтане).

2. На страже Отечества.

Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля (Сказка о Золотом петушке»).

3. Вести из российской глубинки.

В российской провинции, пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам (Сказка о рыбаке и рыбке).

4. О налогах.

Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения (Сказка о Попе и работнике его Балде).

5. Внимание! Некачественный товар!

В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

6. Проблемы молодежи

Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество (Сказка о царе Салтане).

3. Конкурс “Быль и сказка”

Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте узнаем, для рекламы чего используются некоторые сказочные герои.

Подсказка № 1:

1. Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.

2. Это сказочная героиня маленькая девочка.

3. На своем пути она встречает хищного зверя.

4. Её путь лежит через лес.

(«Красная шапочка»)

Подсказка № 2:

1. Этот сказочный герой рекламирует ковры.

2. Этот сказочный герой имеет друга-джина.

3. Джин живет в лампе.

4. Герой имеет очень много приключений.

(«Алладин»)

Подсказка № 3:

1. Эти герои рекламируют молочные продукты.

2. У них есть свое хозяйство.

3. В деревне живут кот и пёс, а мальчик к ним часто с родителями приезжает в гости.

4. Мальчик иногда им пишет письма, их приносит коту и псу почтальон. («Простоквашино»)

Подсказка № 4:

1. Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.

2. Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.

3. Ее время правления – это зима.

4. Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких ребят.

(«Снежная королева»)

4. Конкурс «Русская сказка на экономический лад»

Перескажите на экономический лад сказки «Колобок», «Репка», используя как можно больше экономических терминов:

Экономические термины

Рынок Труд Издержки

Потребности Производительность Доход

Благо Спрос Прибыль

Товары Предложение Богатство

Услуги Потребитель Собственность

Производство Деньги Ограниченность

Купля Товарная марка

Потребление Торговля Национализация

Обмен Конкуренция Приватизация

Распределение Инфляция Безработица

Ресурсы Орудия труда Капитал

Цена Предмет труда Убыток

Фактор Бартер Реклама

Производства Продавец

Продажа Специализация

Покупка Разделение труда Продвижение товара

Выбор Продукт труда Профессия

Квалификация Результат труда Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство Производитель Экономический интерес

Эластичность Бюджет Выгода

Покупатель Фирма

Время на подготовку. Затем команды зачитывают свои сказки.

5. Конкурс «Сказка – ложь, да в ней намек, экономики урок»

Назовите сказки, знакомящие детей с экономикой. Сказки будем называть не просто так, а по категориям. Итак, начали:

Сказки, отражающие труд людей:

«Теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Умный работник».

Сказки о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка».

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл»

Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Сказки о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»воспитателя средней группы Черновой Н.С....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

РАБОТА С ДЕТЬМИТаблица 1Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста № п/пТемаСодержаниеМероприятия  Тема 1. «Окружа...