Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Михайлова Наталия Сергеевна

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Поэтому я решила работать над проблемой воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель: формирование и систематизация представлений о родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konk.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №74 «Березка»

г. Чебоксары

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

             Подготовил  воспитатель:

Михайлова Н. С.

г. Чебоксары 2017 г.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Поэтому я решила работать над проблемой воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель: формирование и систематизация представлений о родине.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины и чувство гордости за русский народ.

2. Познакомить детей с символами государства.

3. Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества и развивать интерес к русским традициям.

4. Развивать познавательный интерес у детей и обогащать словарный запас.

Материал и оборудование: Стол, самовар, гармонь, матрешка, баранки, ромашки, береза, платки, валенки, ложки, русский народный костюм, экран с проектором.

Предварительная работа: Разучивание русских народных танцев с хореографом.

Ход занятия:

Зал украшен русским народными атрибутами - матрешками, платками, валенками, ложками, балалайкой. В углу на столе стоит самовар расписной.

Дети входят в зал с танцем под песню «Россия ты моя»

(После дети становятся с дух сторон от экрана.)

Воспитатель:

Ребята посмотрите, в какие костюмы мы свами сегодня одеты. Что это за костюмы?

Дети: Русские народные. (Слайд с костюмами)

Воспитатель: А почему мы именно эти костюмы надели?

Дети: Мы русские и наша родина Россия.

Воспитатель: Правильно. Много народов разных национальностей живет в нашей стране. И у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, танцы. Но Родина русского народа - Россия.

В: - Ребята, а что такое «Родина»? (слайд с просторами России)

Д: - Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

Это мама и моя семья, это наш город, это и детский сад.

В: - Наша Родина - это великая страна. Россия - сама большая богатая и красивая страна в мире! В ней много городов, сёл, деревень. Но у каждого человека есть своя малая Родина. Малая частичка большой страны. А какая малая Родина у нас?

Д: - Город Чебоксары.  (Слайд c фотографиями г. Чебоксары)

В: - Правильно. Молодцы ребята.

Воспитатель: В каждой стране есть главный город- столица. Как называется главный город России?

Дети: Москва. (Слайд с изображение Москвы)

Воспитатель: Москва - столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Он руководит жизнью страны. Как зовут президента России?

Дети: В. В. Путин. (Слайд с изображением В. В. Путина)

В: - Правильно. Молодцы ребята.

Давайте с вами сядем на стульчики.

У любого государства есть отличительные знаки – символы. Давайте вспомним их. Что это за символы?

Дети: - (Флаг, герб, гимн). (Слайд)

В: - Скажите, пожалуйста, на что похож флаг?

Дети: - На прямоугольник.

В: - Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Дети: - (Из белого, синего, красного).

В: - Что означает белый цвет?

Д: - Белый цвет – означает мир и чистоту души. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

- Синий цвет - верность и правду. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

- Красный цвет – отвагу и любовь. Наша страна сильная, миролюбивая.

В: - Правильно ребята. Посмотрите ребята, это герб России.

Герб - это эмблема государства.

В: - Давайте вспомним где он изображается.

Д: - Он изображается на всех печатях, денежных знаках. На паспортах и документах.

В: - Посмотрите на герб нашего государства. Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение. Что вы на нем видите?

Двуглавый орел – символ единства России; Одна голова смотрит на восток другая на запад.

Короны – союз республик, входящих в состав России.

Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

Всадник на щите – Это герб Москвы столицы нашей родины. Это Георгий Победоносец. Означает победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

В: У каждого города есть свой герб. А у нашего города есть свой герб?

Д: - Да. (Слайд герб города)

В: Что на нем изображено?

Д: -( ответы детей)

В: - Молодцы.

Воспитатель: Еще одним символом России является -Гимн.

В: - Давайте вспомним, что такое гимн?

Д: - Это главная песня страны.

В: - Когда он исполняется?

Д: - Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, а так же во время спортивных соревнований, при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы. Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства- Гимн России. (звучит гимн России)

В: - Герб, флаг и гимн – это официальные государственные символы России, нашей Родины.

В: - А какие вы знаете неофициальные символы нашей родины России.

Д: - Матрешка, береза, балалайка, и т. д.

В:- Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Для многих людей символом России является дерево. Это дерево - березка потому что таких берез, березовых рощ нет больше нигде в мире. На Руси березу восхваляли в песнях, хороводах. (Слайд с изображением березы)

В:- Давайте встанем в хоровод и споем песню. Хоровод «Во поле береза стояла».(После садятся на стулья.)

В: - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров (подходят к экспонатам). Посмотрите сколько здесь много интересного.

Ребята, а вы знаете, как раньше на Руси любили играть

на русских народных инструментах. Посмотрите, какие здесь представлены.

Я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете, о каком предмете пойдет речь.

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская». (гармонь).(Слайд с изображением гармони.)

В: - Кто может сказать нам про гармошку.

Ребенок: - Гармошка – русский народный музыкальный инструмент. Звучит она за счёт воздуха, который наполняет её складки-меха.

В: - Правильно. Молодец. На всех праздниках и народных гуляньях первым и важным человеком всегда считался гармонист. Кто же еще мог достаточно быстро исполнить любую мелодию, чтобы развеселить народ.

Давайте послушаем, как она поет. (Играет гармонь)

В: - Послушайте следующую загадку.

- «Ой, звенит, она звенит,

Всех в округе веселит.

А всего-то три струны.

Ей, для музыки, нужны.

Кто, такая, отгадай-ка.

Это наша». (балалайка). (Слайд)

В: - На что похож корпус балалайки?

Д: - Корпус треугольной формы, похож на треугольник.

В: - Сколько струн у балалайки?

Д: - У балалайки три струны.

В: - Балалайка - известна на Руси не одну сотню лет. Инструмент для развлечений сельских жителей - немудрёная балалайка.

Её название происходит от слова балагурить, баловаться.

А музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечник.

Изготовлением этого инструмента также занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.

Балалайка, балалайка,

Веселее заиграй-ка!

- Послушайте, как она звучит.

(Звучит фрагмент русской народной мелодии).

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Вот, посмотрите, ложка обыкновенная, из дерева выточена, раскрашена, а возьмет её мастер в руки, заиграет она.

В: - Ребята вы знаете, что у русского народа есть много разных игр. Сейчас мы тоже поиграем в одну из них.

Русская народная игра «Тетера»

В: - Садитесь на стульчики.

В: - Ребята к нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции и всегда увозят с собой наш российский сувенир.

- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости?

В:- отгадайте загадку:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

Правильно ребята. Речь пойдет о матрешке.

В: А что же такое матрешка?

Дети: - Деревянная игрушка.

В: Как выглядела первая матрешка?

Д: Первая русская матрёшка была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовала другая, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

В: - Правильно. Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал Василий Звездочкин,а разрисовал художник Сергей Малютин.

В: - Почему игрушку назвали матрешка (ответы детей)

- В то время очень популярным именем была Матрена. В доме у художника работала Матрена. Добрая и красивая девушка, в честь нее он назвал игрушку.

В: - И у нас в группе есть свои матрешки.

- А теперь, матрешки, выходите, да платочки повяжите.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Танец «Русские матрешки».

В: - Спасибо девочки! Ребята давайте с вами вернемся на ярмарку и продолжим знакомство с изделиями русских мастеров.

(дети подходят к столам)

В: - Отгадайте следующую загадку:

В Туле, или на Урале

Собрались мастера.

В головенках почесали, засучили рукава.

Над железом почудили - агрегат соорудили,

И на стол поставил, и пыхтеть заставили.

Стал пускать он жаркий пар

Что за чудо это дети?

Д:- Самовар!

В: - Самоварчик. Так ласково звали его в прошлые времена. Столица самовара г. Тула. Тульские мастера веками не только ковали оружие, но и делали самовары. Что же такое самовар?

Д: - Это посуда для чая. Это прибор, из которого пьют чай.

В:- Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам, варит" - отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство.

Ребята вы знаете, русский народ всегда был очень гостеприимным народом. Когда заходили странники, всегда приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

В: - Ребята мы с вами подготовили для наших гостей подарок, еще один символ нашей Родины России - ромашки, которые мы сделали сами. Давайте их подарим. Дети дарят ромашки под песню «Ромашка – ромашка, цветок полевой»

Воспитатель: Вот наше занятие подошло к концу, надеюсь вам понравилось, а мы возвращаемся в группу.

Список литературы

1.  Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

2.  Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного  возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

3.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

         4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.

         5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...