Проект «Приобщение к чтению художественной литературы, сказок детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Поминова Юлия Сергеевна

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Обследование детей выявило отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски. Данные диагностики помогли мне определиться с методической темой «Использование моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития дошкольников».

Актуальность выбранной темы:

Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ.

Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказываниерисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано

использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• ассоциативное мышление

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Использую для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Цель - Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтениии восприятии сказок,стихов, загадок.

Задачи:

Развивать литературную речь;

• Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

• Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать тексты;

• Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;

• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;

• Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

• Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Новизна представленной темы заключается в том, что мной разработаны календарно-перспективные планы работы с использованием мнемотаблиц для старшей группы. Это позволяет приобщить к чтению худочественной литературысказок, стихов и т. д. дошкольников.

Предварительная работа:

• наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

• раздаточный материал;

• обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;

• выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.

1.этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2.этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3.этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.

Как работать над составлением графического плана-схемы связного рассказа

Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым.

Взрослый (логопед, учитель, воспитатель или родитель) заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса

Например:

• цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;

• человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;

• контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;

• знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;

• рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;

• форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;

• знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект.Например: Это — барабан, это — яблоко и т. д.

Методы работы:

• Индивидуальный.

• Групповой.

• Наглядный.

Формы работы:

• Игры.

• Беседы, работа с наглядным материалом.

• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

• Чтение и заучивание художественной литературысказок

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

• - мощное развитие визуального мышления;

• - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

• - формирование способности к эффективному самостоятельному обучению

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

• Чтение художественной литературы: стихи и рассказысказки

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

• Просмотр мультиков.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• Дети активнее станут работать на занятиях. У них сконцентрирюется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повыситься творческое воображение, логическое и образное мышление.

• Дети научаться правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повыситься, они с желанием станут общаться с товарищами и взрослыми. Научаться составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции

• Появиться интерес к заучиванию стихов и чтению сказок;

• Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Намного быстрее и качественнее заучивают стихи, загадки, обогащают свой словарный запас.

Выводы:

Использование приемов и методов инемотехники позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует интерес и потребность в чтениии восприятии сказок,стихов, загадок.

Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).

Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам.

Глоссарий по теме.

Используемая литература.

Мнемотехника- это технология развития памяти.

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицамизначительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно образного;

кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации

Методы и приёмы мнемотехники:

Во-первых,надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.Эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);

метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

метод трансформации (превращения).

В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 5-7 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                                                                                           

       

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание интереса и любви к книге»

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?

                                        (ДА     НЕТ)

  1. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть)

         (познавательные книги, сказки, стихи, рассказы)

  1. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку?

                                       (отметьте 1 из пунктов)

А) смотрю содержание

Б) учитываю возраст

В) отбираю по иллюстрациям

Г) покупаю случайно

  1. Как часто  Вы читаете ребенку книги?

А)  ежедневно

Б)  2-3 раза в неделю

В)   раз в месяц      

  1. Как вы читаете книги?

А) по просьбе ребенка

Б) по своей инициативе

В) ребенок читает самостоятельно

  1. Внимательно ли слушает ребенок художественное произведение?

                                     ( ДА     НЕТ)

  1. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?

А) спрашиваю, что нового узнал из книги

Б) обсуждаю поступки героев, их поведение

В) предлагаю просто пересказать

  1. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения

                      (ДА      НЕТ    ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

  1. Как часто вы покупаете ребенку книжки?

                  (РЕДКО     ЧАСТО)

   

  1. Какова роль книги в развитии ребенка

_______________________________________________________________________________________________________________________________

11.Считает ли Ваш ребенок книгу хорошим подарком?

       (ДА           НЕТ         ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

  1.  Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?  ( ДА      НЕТ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы для  детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»Задачи:Образовательные:Продолжить знакомство с русскими народными с...

каталог произведений чтения художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста

каталог произведений чтения художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста...

Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки

Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указыв...

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Художественная литература для детей старшего дошкольного возраста....