Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) по теме

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Доклад

«Развитие интересов

и познавательной мотивации детей

через расширение представлений

о многообразии окружающего мира

у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнил:

М.В.Савина, воспитатель

Моршанск, 2016

В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».

Что же такое  интерес – интерес  (познавательный) — проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его.

А что же такое познавательные мотивы? Познавательные мотивы– те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни

         В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.

               Быть активным – значит быть деятельным.

               По своей природе дети дошкольного возраста стремятся  к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком  позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

             Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу»), у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т.е. «хочу»).

Как сделать так, чтобы такое желание  и интерес возникли  .

            Прежде всего, в основу работы в этом направлении  мной были положены следующие принципы:

  • принцип   развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы  максимально реализовать себя;
  • принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип    психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
  • принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
  • принцип формирования  деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
  • принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
  • здоровьесберегающий принцип и др.

             Эти принципы и определяют мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

             Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела  диагностику с целью определения уровня  развития познавательной активности детей. На основе полученных результатов стала  выстраивать систему работы

Прежде всего составила  перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В плане я предусматриваю разные виды деятельности: ООД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную деятельность.

             Серьезное внимание уделила  созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.

В группе   организованы развивающие центры разных видов деятельности, составлена картотека  методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.

 Организованно  - образовательную  деятельность, выстраиваю из  четырех  частей:

             1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.

             2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям,  они являлись своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получают  новую информацию.

             В 3-й  части сообщаю детям новую информацию. Причем эта часть в ООД проводится по-разному:

  • в виде познавательного рассказа (если ООД была информационного типа);
  •  экспериментов и опытов (если ООД -  практикум);
  • комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.

             В 4-й части  подводятся итоги. Предлагаю детям сказать, что нового они узнали. При этом  подчеркиваю, что людям известны и другие сведения по предложенной  теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности. Обязательно предупреждаю детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.

             В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляется она в основном  во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. 

              На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

             Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

  • «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
  • - дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.), схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми  вне ООД;
  • - глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.д.;
  • настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
  •  микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

     Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти  и «поработать» с ними.

Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг»:

(энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т.п.). Ее содержание всегда доступно детям.

             В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Детям очень нравятся  разной тематики досуги: КВН, викторины, вечера загадок и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию.

              На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало  по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

             Большое внимание уделяю продумыванию мотивов, побуждающих ребенка к деятельности. Чаще всего использую игровой – оказание помощи воспитателям или изготовление какой-либо поделки для себя.

                Результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора метода обучения. В работе с детьми наряду с традиционными методами (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора;  практические – дидактические игры, опыты, труд детей),

использовали и другие:

  • объяснительно-иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);
  •  репродуктивный (используем для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);
  • проблемное изложение (применяется в ООД и в совместной деятельности с детьми  для решения игровых проблемных ситуаций);
  • частично-поисковый (используем, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя  поисковую деятельность);
  • - исследовательский (эвристический) (используем в ситуациях, когда воспитанники по нашему заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).

             Кроме этого, в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • элементарный анализ;
  • задания на сравнение по контрасту и сходству;
  • задания на группировку и классификацию;
  • моделирование пространства;
  • вопросы проблемного характера;
  • приучение к самостоятельному поиску ответов;
  • экспериментирование, постановка опытов;
  • решение логических задач;
  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя. 

      Мы убедились в том, что эмоциональная окрашенность информации помогает детям в ее восприятии. На наш взгляд, не менее важным является и эмоциональный отклик детей на получаемую информацию. Поэтому большое внимание в процессе работы уделяю формированию интеллектуальных эмоций:

  • удивления для порождения мотива;
  • радости открытия, успеха, знакомства с новым;
  • эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность)        

      Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.

              В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

  • игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
  • сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.);
  • элемент новизны в ООД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.);
  • юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

                  В процессе ООД и в организации самостоятельной деятельности необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться  к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

             Работу в группе провожу непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещаем информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляем свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются  активными участниками  мероприятий,  частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей.

             В доверительных беседах с родителями  информируем их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждаем проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.

             Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности детей нас порадовали.  Можно утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников.

               У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется  без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

                                       

                                             Используемая литература:  

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
  2. Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М., 2015
  4. Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М., 2015
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М., 2014

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

ВКР "Развитие представлений о предметах окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности"

Цель: раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий для развития представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста.Объект исследования:  позн...

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...

"Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста"

Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется вопитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение её состояния, за плод...

«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Приключения  Дюймовочки в мире насекомых.Цель: формирование представлений у дошкольников о м...

«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Приключения Дюймовочки в мире насекомых.Цель: формирование представлений у дошкольников о многообразии насекомых посредством игровой деятельности Задачи:Образовательные: уточнить и расширит...