"Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Кемерова Любовь Александровна

Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется вопитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение её состояния, за плодотворное взаимодействие внутри системы "Человек - Общество - Природа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста».

Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение ее состояния. Происходит постоянный поиск концептуальных решений по конструктивному и плодотворному взаимодействию внутри системы «Человек-Общество-Природа».

В связи с вышесказанным становится актуальной проблема выполнения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию системы экологического воспитания населения. Это направление воспитания является одним из приоритетных направлений государственной политики. По данному вопросу подписан Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принята Национальная стратегия экологического образования РФ. Кроме того, пункты относительно указанного образовательного направления включает закон РФ «Об образовании». Эту насущную задачу можно решить лишь при условии, что предварительно будет установлено перспективное направление воспитания для формирования базиса личностной экологической культуры. Причем это надо выполнить еще на этапе дошкольного воспитания.

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.

Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство работ С. Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.

Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.

Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям. При этом лучше всего формировать знания о животном мире у детей посредством их ведущей деятельности – то есть в процессе игры. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Особенности игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова).

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Теоретические основы формирования представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста

Представление старших дошкольников о природе

Природа… Такая разная, такая понятная… Такая близкая, такая непостижимая. Мы произносим слово «природа», собираясь на загородный отдых. Мы говорим о природе, характеризуя среду своего обитания. Мы сетуем на то, что так и не смогли покорить природу, и радуемся, что пока не уничтожили ее окончательно.

У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное (растение), рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И.Золотовой, дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими [8].

Тем не менее, к 5-6 годам у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам [24].

Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

Обобщающие понятия, обозначенные словами-терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери» [20].

У детей же есть неотчетливые знания о животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников — дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев и др. — дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца — нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т.д.

Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М.Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят) [23].

Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. Отмечается, что, проводя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А. М. Гаврилова, А.М.Федотова, Л. И. Цеханская). Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на допонятийном уровне [21].

Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н.Николаева делает следующие выводы [22]:

- у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении с взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах животных;

- общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

- формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения

 

Особенности формирования преставлений о животных у детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе имеется достаточное количество различных исследований, которые направлены на выявление особенностей формирования обобщенных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Рассмотрим исследования, в которых раскрывается формирования понятий многообразия природных явлений и предметов у детей дошкольного возраста. Упорядочить представления детей о многообразии животного мира предлагает В.Герасимов. Он утверждает, что в ознакомлении с животными, следует оперировать преимущественно крупными группами животного мира [5].

Авторы других исследований (А.М. Гаврилова, С.А. Ладывир, Р.Г. Натадзе, Е.Ф. Терентьева, М.М. Харшани и др.) рассматривают вопрос о возможности формирования у дошкольников таких понятий, как птицы, рыбы и пр. Содержание ознакомления дошкольников с животными осуществляются по разным направлениям, и предполагает формирование у детей понимания следующих понятий «взаимосвязь живого организма со средой обитания», «понятие о многообразие растительного и животного мира» [12].

С.Н. Николаева считает, что «взаимосвязь живого организма со средой обитания и адаптация организма к среде обитания выражают одну из главных идей экологии – любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни». Одним из основополагающих понятий, является понятие о многообразии животного мира. Детям необходимо показать группы животных, имеющих разное строение [17].

В монографии С.Н. Николаевой анализируются различные подходы к формированию обобщенных знаний о многообразии природных явлений и предметов у детей дошкольного возраста. Автор рассматривает устоявшийся в дошкольной педагогике по аналогии со школой подход к обобщению знаний о животном мире на основе зоологической классификации. У детей формируют понятия о рыбах, птицах, насекомых, млекопитающих и т.д. различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.). В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены [16]:

- степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные);

- способ питания: хищные, растительноядные, всеядные;

- местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно - водные;

- способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.

Указанные способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира. Изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки [8].

Л.С. Выготский выделил несколько форм обобщения в период дошкольного детства [4]:

- синкреты, объединение вещей без какой-либо предметной связи, исходя из случайных субъективных впечатлений; именно на их основе в последующем отбираются и проверяются существенные связи, характерные для того или иного явления;

- комплексы — более высокий тип обобщения; в них объединение предметов происходит на основе существующих в действительности связей, которые ребенок обнаруживает в практической деятельности с предметами.

Так же он выделяет особенности комплексного мышления: связность и объективность. И подчеркивает, что комплекс как тип обобщения существенно отличается от понятия. Понятийное обобщение строится на абстрактных связях, а в основе комплексов лежат конкретные, фактические связи предметов. Ученый выделяет несколько видов комплексов (ассоциативный, коллекция и др.) среди них особое место занимает комплекс — псевдопонятие, которое внешне ничем не отличается от истинного научного понятия. Но по существу это понятие иного рода. Псевдопонятия формируются в процессе речевого общения ребенка с взрослым. Речь взрослых определяет пути развития детских обобщений. Подводя итог выше сказанного, мы можем сделать вывод, что формирование у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о многообразии и развитии живого организма способствует становлению у них диалектического мышления, т.е. форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие и отражение окружающего мира. Детям необходимо показывать и знакомить их с многообразием животного мира, с классификацией животных. Помогать в обобщении конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки [19].

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно, формирует ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, стимулирует желание, и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь. Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три основные задачи: формировать представления детей о животных, развивать эмоционально-положительное отношение к ним, воспитывать нравственное поведение в природе [1].

Программа по ознакомлению с природой определяет объем представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Их можно объединить в три группы [27]:

-  внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);

- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

- приносимая польза.

Таким образом, основой задачей педагога является формирование детей дошкольного возраста обобщенных знаний о животном мире.

Методы ознакомления дошкольников с многообразием животного мира

Информация о животном мире делится на три группы [25]:

- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);

- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

 - приносимая польза.

Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота) [18].

Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.

Эффективным методом формирования представлений дошкольников о животном мире является игра. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [2].

Дидактические игры - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в дошкольном возрасте. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимых игрушках и т.д., игры-ответы на вопросы. Дидактические игры можно проводить с группой, подгруппой детей, а также индивидуально. Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторыми явлениями жизни. Дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь в этих играх [5].

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций [10].

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным [13].

Это позволяет сформулировать основные функции дидактических игр: функция формирования психических новообразований; функция формирования различных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей [4].

Обязательными элементами дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебного материала, выделение задач игры, наличие правил, определенные действия играющих, подведение итогов игры, объявление ее конечного результата. Дидактические игры носят обучающий характер и по своему основанию и действиям играющих не должны отвлекать ребенка от освоения и закрепления определенных новых или повторения уже известных знаний. Различают дидактические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные [8].

Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием [9].

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, окружающего миру, систематизирует и углубляет знания о природе.

Знания о многообразии животного мира дают детям по определённой системе. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей [10].

У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к животным, о нормах поведения в природе. В формировании представлений о животных ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к природе, вызывают желание помочь растениям и животным [7].

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями природы позволит именно дидактическая игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире животных. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми природных явлений и особенностей поведения животных, птиц [6].

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний о животных, овладению способами познавательной деятельности. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактические игры природоведческого содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде [3].

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока: игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе [2].

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения представлений о природе, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня воспитанности детей [14].

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе [11].

Использовать дидактические игры для обогащения представлений о животном мире следует с учетом представлений, которые сформированы у детей старшего дошкольного возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе [4]. Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала.

Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх представления о природе и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Велика роль дидактической игры и при формировании представлений о многообразии животного мира у детей дошкольного возраста.

Модернизация российского образования предусматривает повышение качества воспитания детей, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая воспитанность, целью которой является: вооружить человека знаниями об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в нем способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации. В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных, так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе «общество-природа».

Формирование знаний о многообразии животного мира в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: наблюдения за природными явлениями в процессе ухода за растениями и животными уголка природы, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы, просмотр фильмов и мультфильмов, посвященных данной теме и т.д.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Возможности использования дидактической игры в формировании представлений дошкольников о многообразии животного мира

Анализ образовательных программ по проблеме формирования представлений дошкольников о многообразии животного мира

В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы - «Семицветик», «Юный эколог».

В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

Достоинством программы считаем то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний - представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест - что, чем, как; двигается - как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.

Второй блок знаний - связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.

Третий блок знаний - понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний - понятия о сообществах растений и животных в природе.

В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения [26]:

различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;

уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его назначением; связи между способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; между состоянием живого существа и условиями среды обитания;

составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.

Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.

Задачи формирования знаний о многообразии животного мира рассмотрим также на примере анализа программы «От рождения до школы» – инновационного общеобразовательного программного документа для дошкольных учреждений.

На первое место Программа выдвигает развивающую роль образования, которая помогает становлению личности ребенка и ориентирует педагога на развитие его индивидуальных качеств. Данный подход соответствует современным научным концепциям о дошкольном воспитании, которые признают самоценность дошкольного периода детства.

В основу программы положено гуманно-личностное отношение к ребенку. Она направлена на всестороннее развитие личности, формирование общечеловеческих и духовных ценностей, помогает развить компетенции и способности ребенка. Программой не предусмотрена жесткая регламентация знаний детей и предметная направленность обучения.

Во время подготовки материалов для Программы ее авторы взяли в качестве основы лучшие отечественные традиции дошкольного образования, его фундаментальные постулаты: всестороннее воспитание, комплексный подход к решению задач по охране жизни, укреплению здоровья детей, обогащение развития на основе организации разных видов творческой деятельности детей. Важнейшая роль отводится игровой деятельности, как ведущему виду деятельности в дошкольном детстве. Об этом в своих трудах упоминают А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Основой для разработки Программы стал важнейший дидактический принцип Л.С. Выготского о развивающей роли обучении и научном тезисе о том, что если обучение организовано правильно, оно «ведет» развитие за собой. Воспитания и психическое развитие – два взаимосвязанных, зависящих друг от друга процесса, причем воспитание является необходимой и всеобщей формой развития детей. Об этом в своей работе говорит В.В. Давыдов. Таким образом, развитие ребенка в области требований Программы является гарантией получения детьми успешного образования и воспитания.

Программа включает основные сюжетные линии воспитания, образования ребенка на протяжении времени от его рождения и до школы, причем эти линии сгруппированы и объединены в единый комплекс.

Одним из основных принципов Программы является культуросообразность. На практике реализация этого принципа означает учет национальных традиций и ценностей в образовании. Кроме того, происходит восполнение недостатков эмоционального и духовно-нравственного воспитания [17]. Образование принято рассматривать как процесс приобщения ребенка к человеческой культуре (мораль, знание, труд, искусство). Основным критерием для отбора образовательного материала является его высокая воспитательная ценность. Обычно выбирают высокохудожественные произведения народной и классической (отечественной и зарубежной) культуры [20]. Программа предусматривает широкие возможности для развития всесторонних способностей ребенка на любом этапе дошкольного детства.

Основные цели Программы – формирование благоприятной среды для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, создание благоприятных условий для развития базовой культуры личности, разностороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. В этом возрасте происходит подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к получению образования в школе. Ребенку прививаются навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Перечисленные цели обычно реализуются в ходе различных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и во время чтения.

Программа ставит перед собой и определенные задачи формирования предпосылок экологического сознания детей. Данные задачи включают в себя [20]:

- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

- знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

- знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

- расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

- организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

- расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т. п.).

- рассказывать детям об охране животных.

В ходе реализации Программы у ребенка должна быть сформирована целостная картина мира, то есть он имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира, знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые), знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, знает правила поведения в природе и соблюдает их, устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

 Диагностика представлений дошкольников о многообразии животного мира

Задание 1. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками (Вопросы представлены в приложении 1).

Балльная система оценивания задания:

3 балла – ребенок легко распределяет животных по видам, при этом приводит аргументы в доказательство своего выбора. Он соотносит представителей животного мира с их средой обитания. Ему известны характерные признаки каждого вида животных. Ребенок без труда, последовательно и связно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет повышенный интерес и очень эмоционально выражает свое отношение к животным, насекомым и птицам.

2 балла – при распределении животных по видам ребенок периодически допускает ошибки. Он не всегда может привести аргументы в подкрепление своего выбора. Как правило, ребенок соотносит животных с их ареалом обитания. Он знает характерные признаки, но случается, допускает небольшие неточности в ответах. Если ребенку задать вопрос, он отвечает последовательно, хотя иногда дает слишком короткие ответы. Живо интересуется и эмоционально выражает собственное отношение к животным, насекомым и птицам.

1 балл – во время распределения животных по видам ребенок часто допускает ошибки. Не может аргументировать свой выбор. Не всегда может соотнести представителей животного мира со средой обитания. Не может назвать характерные признаки. Не в состоянии ответить на поставленные вопросы, а если и дает ответ, он, как правило, оказывается неверным. Не проявляет интерес к животным, птица и насекомым.

Результаты диагностики уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых показали, что 10 детей (50%) имеют высокий уровень развития знаний. Они получили по 3 балла. Дошкольники легко распределяют животных по видам, для подтверждения своего выбора они способны привести весомые аргументы. Дети без труда соотносят животных со средой обитания, они знают их характерные признаки. На поставленные вопросы дети отвечают легко, последовательно и связно. Они живо интересуются и выражают эмоциональное отношение к животным, насекомым и птицам.

У 8 детей (40%) отмечается средний уровень развития знаний. Они периодически допускали небольшие ошибки при распределении животных, птиц и насекомых по видам, причем не всегда могли аргументировать свои ответы. Эти дети часто умеют соотносить животных с их средой обитания, знают характерные признаки, но, случается, допускают неточности в ответах. Ответы на поставленные вопросы были последовательными, но иногда слишком короткими. Дети живо интересуются и выражают собственное эмоциональное отношение к животным, птицам и насекомым.

У 2 детей (10%) выставлен 1 балл, это соответствует низкому уровню знаний. Они допустили множество ошибок при распределении животных по видам, не всегда могли привести аргументы в подтверждение своего выбора. Дошкольники не всегда соотносили животных со средой обитания. Они не могли назвать характерные признаки животных. На вопросы практически не отвечали, а если и давали ответы, они были неправильными. Они не интересовались и не проявляли эмоционального отношения к животным, насекомым и птицам.

Данные результаты наглядно представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых

Затем мы применили методику для изучения экологического отношения ребенку к миру животных.

Задание 2. Экологическое отношение к миру животных (приложение 1).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает ответить на вопросы, представленные в приложении 1

Система балльного оценивания задания:

3 балла – ребенок свободно, полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Он хорошо знает, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями живого уголка. Ребенок осознает взаимосвязь между деятельностью. Людей и жизнью животных, растений и птиц. Он способен без труда выразить свое отношение к указанной проблеме.

2 балла – ребенок дает ответы на поставленные вопросы. Ему известны основные сведения, как правильно осуществлять уход за животными и обитателями уголка живой природы. Иногда он не понимает, какая именно существует взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, насекомых и птиц. Ребенок свободно выражает свое отношение к проблеме.

1 балл – поставленные вопросы вызывают у ребенка затруднения. Он не имеет представления о том, как правильно ухаживать за животными и обитателями уголка живой природы. Не видит взаимосвязи между деятельностью человека и состоянием среды обитания животных, птиц, насекомых. Затрудняется выразить собственное отношение к существующей проблеме.

После проведенного исследования результаты показали, что 8 детей (или 40% от общего числа детей) получили по 3 балла и доказали, что их знания соответствуют высокому уровню. На поставленные вопросы дети отвечали полными предложениями. Они хорошо знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями живого уголка. Дошкольники отлично понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Дети способны легко выразить свое отношение к проблеме.

У 10 детей (50%) было зарегистрировано по 2 балла. Они проявили знания среднего уровня. Они с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, представляют, как надо ухаживать за домашними животными, а также обитателями живого уголка, легко выражают свое отношение к проблеме. Тем не менее, эти ребята не понимают, какая взаимосвязь существует между деятельностью людей и жизнью животных, растений, птиц и насекомых.

Еще 2 детей (или 10%) получили всего 1 балл: их знания находятся на низком уровне. Они не дали ответы на поставленные вопросы, не понимают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями живого уголка. Дети не видят взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Они не смогли выразить свое отношение к проблеме.

Данные результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования экологического отношения к миру природы

Таким образом, по результатам двух методик 9 детей (45%) имеют высокий уровень развития экологической культуры, 9 детей (45%) имеют средний уровень развития экологической культуры и 2 ребенка (10%) имеют низкий уровень развития экологической культуры.

А с учетом того, что в современном обществе необходимо, чтобы у каждого человека экологическая культура была развита на высоком уровне, то мы считаем необходимым разработать систему работы, направленной на формирование представлений дошкольников о многообразии животного мира.

Программа формирования у дошкольников представлений о многообразии животного мира

С целью формирования экологической культуры дошкольников нами разработана  программа формирующего эксперимента с использованием дидактических игр (таблица 1).

Тематический перспективный план формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных

Месяц

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Муравьи». Художественное слово.

Чтение произведения

В. В. Бианки «Как Муравьишко домой спешил»

Сформировать представления о муравьях.

Воспитывать умение запоминать вид персонажа, его поступки и сопереживание к персонажу.

Конкретизировать представления о внешнем виде муравья, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами основные признаки

Сентябрь

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Мухи и комары». Художественное слово.

Чтение сказки Д. Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост»

Сформировать представления о мухах и комарах.

Воспитывать у детей умение чувствовать и понимать характеры персонажей; учить детей передавать своё отношение к персонажам.

Конкретизировать представления о внешнем виде мухи, комара, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме)

Сентябрь

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о насекомых «Паук», «Бабочка». Художественное слово.

Дидактическая игра «Где мой дом?»

Закрепить представления детей о месте обитания насекомых (муравья, пчелы, комара, бабочки)

Сентябрь

4 неделя

Чтение познавательной литературы И. Гурина. Как появляется бабочка. – М.: ООО «Фламинго», 2009. – 16с

Дидактическая игра «Цепочки развития»

Сформировать представления о появлении и развитии насекомого.

Уточнить представления о способах размножения насекомых, развитии, питании, способах защиты от естественных врагов

Октябрь

1 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Ерш». Художественное слово.

Чтение русской народной сказки «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»

Сформировать представления о рыбах

Конкретизировать представления о внешнем виде рыб пресноводных водоемов, отличительных особенностях; дать детям представления об образе жизни рыб (как заботятся о потомстве, чем питаются; как готовятся к зиме); учить выражать точными словами основные признаки

Октябрь

2 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Плотва». Художественное слово.

Сформировать представления о рыбах

Октябрь

3 неделя

Беседа и демонстрация картин о рыбах «Окунь». Художественное слово

Дидактические игры «Рыбы», «Рыболов»

Сформировать представления о рыбах

Октябрь

3 неделя

Беседа об отлете птиц

Дидактическая игра «Кто как выглядит?»

Сформировать представления о перелетных птицах

Сформировать представления о внешнем виде птиц, закрепить в речи названия частей тела

Октябрь

4 неделя

Чтение сказки Г. А. Скребицкого «Всяк—по-своему»

Дидактическая игра «Зоологическое домино», «Чем питаются животные?».

Расширить представления старших дошкольников об основных условиях для полноценной жизнедеятельности животных; об особенностях поведения и внешнего вида животных в соответствии с условиями жизни.

Формировать у детей представления о том, как звери готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; еж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти); воспитывать интерес к жизни диких зверей.

Ноябрь

1 неделя

Беседа по картине «Птицы у кормушки».

Дидактическая игра «Угадай птицу», «Чем питаются птицы?»

Чтение сказки А. М. Горького «Воробьишко».

Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них

Ноябрь

2 неделя

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Закрепить представление о «биоценозе», «цепи питания», уточнить представления об основных отличительных признаках животных (насекомых, зверей, птиц), связанных с местом обитания.

Примеры некоторых игр представлены в приложении 2.

Выводы:

С целью рассмотрения особенностей формирования представлений о многообразии животного мира у дошкольников нами проведено комплексное исследование, в котором  приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что только 50% детей имеют  высокий уровень знаний о характерных особенностях животных, птиц и насекомых. У 40% детей отмечается средний уровень развития знаний, а у 10% - низкий уровень. Исследование экологического отношения ребенку к миру животных показали, что 40% детей имеют высокий уровень отношения, 50% - средний уровень и  10% - низкий  уровень экологического отношения ребенку к миру животных.

Таким образом, по результатам двух методик 45% детей имеют высокий уровень развития экологической культуры, 45% - средний уровень и 10% - низкий уровень развития экологической культуры. А с учетом того, что в современном обществе необходимо, чтобы у каждого человека экологическая культура была развита на высоком уровне, то мы разработали  программу, направленную на формирование представлений о многообразии животного мира у дошкольников.

Заключение

Актуальность настоящего исследования определяется  социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием личности, способной к конструктивному  взаимодействию  с окружающей природной средой и активному ее преобразованию,  и недостаточной разработанностью  методик для реализации такого заказа; необходимостью повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения  и недостаточным методическим обеспечением данного процесса; необходимостью разработки методики развивающего экологического воспитания  дошкольников  и  недостаточной  теоретической  разработанностью данной проблемы.

Делая выводы по проделанной работе, хотелось бы отметить, что отношение к природе и животному миру складывается у каждого человека именно в детском возрасте. Об этом упоминают в своих работах известные авторы и исследователи по экологическим вопросам.

В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. У дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении с взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных. Общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки. Дидактические игры также являются эффективным средством ознакомления детей среднего дошкольного возраста с дикими животными.

Мы провели комплексное исследование, основной целью которого стало рассмотрение роли дидактической игры в формировании представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в группе, состоящей из 20 детей в возрасте 5-6 лет.  Анализ результатов констатирующего эксперимента показал следующее. 45% детей обладают высоким уровнем развития экологической культуры, у 45% детей отмечен средний уровень развития и 10% дошкольников имеют низкий уровень развития экологической культуры.

Учитывая актуальность высокого уровня развития экологической культуры для каждого человека, мы разработали специальную программу. Она направлена на формирование представлений дошкольников о многообразии живой природы. В данную программу вошли дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы.

Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать следующие: разработка  целостной  концепции  и  частных  методик развивающего  экологического воспитания дошкольников; осуществление преемственности между дошкольниками и учащимися начальной школы в процессе развивающего экологического воспитания и другие.


Список  используемых источников

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий -  Изд.4-е.– М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 96 с.
  2. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 67 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Проспект, 2010.  -160с
  4. Выготский, Л.С. Развитие эмоционального поведения / Л.С. Выготский //Педагогическая психология. –М., 1991. –С. 128-144
  5. Герасимов В. Многообразие и единство в животном мире // Дошкольное воспитание. -1969. № 1, с. 79-82.
  6. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.
  7. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край - М.: Сфера, 2010.-86 с
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 159с.
  9. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 283с 
  10. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 190с.
  11. Карпухина Н.А. Знакомство с окружающим миром, дидактические игры, утренняя гимнастика. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 288с.
  12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 144 с.
  13. Комратова Н.Г., Грибова Л. Ф.  Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
  14. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 319 с.
  15. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников.  - 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2011. – 112с.
  16. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2012. – 336 с
  17. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2012. — 144 с.
  18. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
  19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: Курс лекций. – М.: Педагогика, 2009. – 102с.
  20. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
  21. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб.: Питер, 2001. – 103с
  22. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 2009. – 360 с.
  23. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 122 с.
  24. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ. 1990. - с. 75-87
  25. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие, часть 2. – Новосибирск, 2004. – 265с.
  26. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика.- М.: Ин-т развития профессионального образования, 2009.- 170 с.
  27. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2010. – 72с.



Приложение 1

Задание 1. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых

- Как называется животное (птица, насекомое)?

-Почему это животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Задание 2. Экологическое отношение к миру природы

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?


Приложение 2

Дидактические игры по формированию представлений о многообразии животного мира

Покажи отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

 «Выбери млекопитающих животных».

Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).

Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Узнай и назови»

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал: карточки с изображением различных животных собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: показать и назвать части тела животного изображенного на карточке.

 «Зоологическое лото»

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.

Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие представлений о предметах окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности"

Цель: раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий для развития представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста.Объект исследования:  позн...

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Приключения  Дюймовочки в мире насекомых.Цель: формирование представлений у дошкольников о м...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСА. Э. ЛеонтьеваАннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме формирования предст...

«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Приключения Дюймовочки в мире насекомых.Цель: формирование представлений у дошкольников о многообразии насекомых посредством игровой деятельности Задачи:Образовательные: уточнить и расширит...