ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Леонтьева Анна Эдуардовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС

А. Э. Леонтьева

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: представления о животном мире, расстройство аутистического спектра

Проблему формирования представлений о многообразии живых существ и их влиянии на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом подробно исследовали Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Ю.Е. Моисеенко и др., в дефектологической литературе эта проблема частично освещалась в работах О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, С.Г. Шевченко и др.

Однако применительно к детям дошкольного возраста с РАС научных исследований и методических пособий недостаточно, поэтому мы опирались на исследования проблем расстройства аутистического спектра  (А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, М. Ш. Вроно, В. Е. Каган, Т.А. Власова, К.С.Лебединский,); исследования вопросов воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (В.М. Башина, Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща и др.); исследования развития познавательных процессов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров и др.); исследования в области общей экологии (А.Н.Захлебный, Б.Г.Иоганзен и др.); исследования вопросов формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира (Л. Бобылева, Т.Зерщикова, Е.И. Золотова, О.Г. Романенко и др.).

Так же мы опирались на исследования, выполненные в области психологии и педагогики по проблеме формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева и др.).

Важность правильных представлений о живой природе дошкольниками с РАС и недостаточно полное освещение этого вопроса в специальной литературе и определило актуальность нашего исследования.

Выделенные противоречия позволяют определить проблему исследования: какие условия необходимо создать для успешного формирования представлений о животном мире у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра? Решение данной проблемы стало целью исследовательской работы.

Гипотеза исследования была сформирована на основании предположения о том, что формирование представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС будет наиболее эффективно при соблюдении условий: широкое использование дидактических игр о животном мире;  подбор материала будет осуществляться в соответствии со степенью нарушения и возрастом детей; работа будет осуществляться в нескольких направлениях: формирование представлений о домашних и диких животных, формирование эмоционально-положительного отношения к животным, воспитание нравственного поведения к животным.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили актуальный уровень сформированности знаний о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Экспериментальное исследование состояло из нескольких блоков: первый блок представлял беседу, которая заключала вопросы, направленные на выявление уровня знаний о диких и домашних животных, зимующих и перелетных птиц, насекомых, рыб. Второй блок состоял заданий, которые были направлены на выявление знаний внешнего вида животных, отличительных особенностей видов животных, о месте обитания различных видов и способах их питания, названий детенышей, особенности голосов. При анализе программы «Воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра» под редакцией О.С, Никольской, мы выявили уровень знаний по разделу «Ознакомление с окружающим миром» о животном мире [1]. Дети к концу обучения в средней группе должны знать: диких животных: лису, волка медведя, зайца, белку, ежа;  домашних животных: корову, свинью, лошадь, кошка, собака; домашних птиц: утку, гуся, курицу (петуха); перелетных птиц: ласточку, утку, гуся; зимующих птиц: ворону, воробья, голубя, сороку; насекомых: муравья, кузнечика, бабочку, стрекозу; рыб: щуку, окуня, сома, карася; земноводных: лягушку, уметь воспроизвести их голоса (по возможности), называть среду их обитания, детенышей, что они едят. Результаты проведения заданий показали, что большинство детей в обеих группах имеют средний и низкий уровни представлений о животном мире. В связи с чем нами была разработана и апробирована система коррекционной работы по формированию представлений о животном мире, которая состояла из 3 этапов. На подготовительном этапе проводились занятия по расширению и уточнению знаний о диких и домашних животных, занятия по развитию речи, наблюдению за миром животных в условиях уголка природы и в повседневной жизни, чтению литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений), содержащих знания о животном мире, а также театрализация литературных произведений, содержащих информацию о мире животных. Для этого нами были проведены следующие занятия и упражнения: тематические занятия и беседы с домашними и дикими животными (31 тема) – особенности внешнего вида животных, польза и вред, среда обитания, «Чей детеныш», «Кто что ест» «Составь рассказ о…»; учебные фильмы «Детям о животных»; чтение книг «Рассказы о животных», «Лесная газета», просмотр энциклопедий для детей.

На основном этапе проводились упражнения, дидактические игры, была введена проектная деятельность: «Кто, где живет?», «Угадай, что за животное», «Угадай, кто лишний», «Собери картинку», «Чей малыш», «Чей хвост», «Кто что ест», «Чья тень», проекты на тему «Ферма», «Зоопарк», с использованием фигурок, сделанных детьми из пластилина, природного материала, рисование животных и их среды обитания, проведение сюжетных игр на тему проектов, подвижные игры на имитацию движений животных.

На заключительном этапе работы осуществлялось закрепление пройденного: использование лото, игр-паззлов, «Найди лишнее», «Кто что любит», «Назови семью», «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает», «Узнай по описанию», «Один-много», «Составление рассказа по описанию», проведение сюжетных игр «Зоопарк», «Приключения в лесу», подвижные игры на имитацию движений животных.

По результатам контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика уровней сформированности представлений о животном мире. Количество детей со средним уровнем увеличилось, с низким значительно уменьшилось. Уровень знаний по каждому разделу значительно повысился, количество неверных ответов на задания снизилось в среднем на 20%.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Работу по формированию представлений о животном мире необходимо дополнять новыми методиками и материалами.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская – Москва : Издательство: Теревинф, 2005 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.e._leonteva.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС

А. Э. Леонтьева

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: представления о животном мире, расстройство аутистического спектра

Проблему формирования представлений о многообразии живых существ и их влиянии на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом подробно исследовали Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Ю.Е. Моисеенко и др., в дефектологической литературе эта проблема частично освещалась в работах О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, С.Г. Шевченко и др.

Однако применительно к детям дошкольного возраста с РАС научных исследований и методических пособий недостаточно, поэтому мы опирались на исследования проблем расстройства аутистического спектра  (А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, М. Ш. Вроно, В. Е. Каган, Т.А. Власова, К.С.Лебединский,); исследования вопросов воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (В.М. Башина, Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща и др.); исследования развития познавательных процессов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров и др.); исследования в области общей экологии (А.Н.Захлебный, Б.Г.Иоганзен и др.); исследования вопросов формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира (Л. Бобылева, Т.Зерщикова, Е.И. Золотова, О.Г. Романенко и др.).

Так же мы опирались на исследования, выполненные в области психологии и педагогики по проблеме формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева и др.).

Важность правильных представлений о живой природе дошкольниками с РАС и недостаточно полное освещение этого вопроса в специальной литературе и определило актуальность нашего исследования.

Выделенные противоречия позволяют определить проблему исследования: какие условия необходимо создать для успешного формирования представлений о животном мире у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра? Решение данной проблемы стало целью исследовательской работы.

Гипотеза исследования была сформирована на основании предположения о том, что формирование представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с РАС будет наиболее эффективно при соблюдении условий: широкое использование дидактических игр о животном мире;  подбор материала будет осуществляться в соответствии со степенью нарушения и возрастом детей; работа будет осуществляться в нескольких направлениях: формирование представлений о домашних и диких животных, формирование эмоционально-положительного отношения к животным, воспитание нравственного поведения к животным.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили актуальный уровень сформированности знаний о животном мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Экспериментальное исследование состояло из нескольких блоков: первый блок представлял беседу, которая заключала вопросы, направленные на выявление уровня знаний о диких и домашних животных, зимующих и перелетных птиц, насекомых, рыб. Второй блок состоял заданий, которые были направлены на выявление знаний внешнего вида животных, отличительных особенностей видов животных, о месте обитания различных видов и способах их питания, названий детенышей, особенности голосов. При анализе программы «Воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра» под редакцией О.С, Никольской, мы выявили уровень знаний по разделу «Ознакомление с окружающим миром» о животном мире [1]. Дети к концу обучения в средней группе должны знать: диких животных: лису, волка медведя, зайца, белку, ежа;  домашних животных: корову, свинью, лошадь, кошка, собака; домашних птиц: утку, гуся, курицу (петуха); перелетных птиц: ласточку, утку, гуся; зимующих птиц: ворону, воробья, голубя, сороку; насекомых: муравья, кузнечика, бабочку, стрекозу; рыб: щуку, окуня, сома, карася; земноводных: лягушку, уметь воспроизвести их голоса (по возможности), называть среду их обитания, детенышей, что они едят. Результаты проведения заданий показали, что большинство детей в обеих группах имеют средний и низкий уровни представлений о животном мире. В связи с чем нами была разработана и апробирована система коррекционной работы по формированию представлений о животном мире, которая состояла из 3 этапов. На подготовительном этапе проводились занятия по расширению и уточнению знаний о диких и домашних животных, занятия по развитию речи, наблюдению за миром животных в условиях уголка природы и в повседневной жизни, чтению литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений), содержащих знания о животном мире, а также театрализация литературных произведений, содержащих информацию о мире животных. Для этого нами были проведены следующие занятия и упражнения: тематические занятия и беседы с домашними и дикими животными (31 тема) – особенности внешнего вида животных, польза и вред, среда обитания, «Чей детеныш», «Кто что ест» «Составь рассказ о…»; учебные фильмы «Детям о животных»; чтение книг «Рассказы о животных», «Лесная газета», просмотр энциклопедий для детей.

На основном этапе проводились упражнения, дидактические игры, была введена проектная деятельность: «Кто, где живет?», «Угадай, что за животное», «Угадай, кто лишний», «Собери картинку», «Чей малыш», «Чей хвост», «Кто что ест», «Чья тень», проекты на тему «Ферма», «Зоопарк», с использованием фигурок, сделанных детьми из пластилина, природного материала, рисование животных и их среды обитания, проведение сюжетных игр на тему проектов, подвижные игры на имитацию движений животных.

На заключительном этапе работы осуществлялось закрепление пройденного: использование лото, игр-паззлов, «Найди лишнее», «Кто что любит», «Назови семью», «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает», «Узнай по описанию», «Один-много», «Составление рассказа по описанию», проведение сюжетных игр «Зоопарк», «Приключения в лесу», подвижные игры на имитацию движений животных.

По результатам контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика уровней сформированности представлений о животном мире. Количество детей со средним уровнем увеличилось, с низким значительно уменьшилось. Уровень знаний по каждому разделу значительно повысился, количество неверных ответов на задания снизилось в среднем на 20%.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Работу по формированию представлений о животном мире необходимо дополнять новыми методиками и материалами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская – Москва : Издательство: Теревинф, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

"Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста"

Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется вопитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение её состояния, за плод...

Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...