Речевая пятиминутка по лексической теме: «Одежда. Головные уборы». Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
картотека по логопедии (средняя группа)

Толкач  Алёна Алексеевна

 Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_vospitatelya_i_logopeda.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:


Речевая пятиминутка по лексической теме:  

«Одежда. Головные уборы».

 Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.

Физминутка

В шапочках желтых мы стали цыплята,    Ребенок машет руками, как цыпленок

                                                                        крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата,         Показывает заячьи ушки

В шапочках красных мы стали грибочки,  Соединяет руки над головой.

В шапочках черных – черника на кочках,  Присаживается на корточки.

В шапочках синих дождинками стали        Встает, ставит руки на пояс.

И по дорожкам легко поскакали.                Прыгает вперед на двух ногах.

Пальчиковая гимнастика

 «Ляпы-тяпы»

По дороге в Тяпы-Ляпы             «идем» пальцами по столу
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером             
на левой руке загибаем пальцы по одному,    
Звали дедушкой Петром.           
правой рукой движение по голове
Шляпу с кисточкою синей         
правая рука вверху работает кисть
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой       
правая рука внизу, размахивать вперед назад
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком            
правую руку приложить козырьком
Звали внуком Игорьком.

Дыхательная гимнастика

«Сдуваем пылинки»

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

«Забыли рукавицы»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Застёгиваем молнию на куртке»

Правой рукой застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза

Артикуляционная гимнастика

  • Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с  произнесением слогов:

«Ба-ба-ба-ба-ба,  бы-бы-бы-бы-бы,  пы-бы-пы-бы-пы-бы. Па-ба-па-ба-па-ба

Пу-пу-бу-бу-пу-пу-бу-бу

  • Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
  • Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
  • Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и «Уколоть» свой пальчик.
  • Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот).

  • Белье на ветру. Показать, как ветер развевает бельё. Широко открыть рот и поднимать – опускать кончик языка  (под счет до «шести»)

Задания для развития мелкой моторики и ВПФ.

  • «Подбери по размеру»,
  • «Застегни одежду» — на пуговицы, .липучки, молнии,
  •  «Подбери пуговицы по цвету».
  •   «Сушка белья» —пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
  • «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
  • «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.
  • «Разрезные картинки» — одежда, головные уборы.
  • «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  • «Одежда для куклы» — выкладывание одежды пластилиновыми жгутиками по контуру.

Игры и упражнения по формированию

лексико-грамматического строя речи.

  • Практическое употребление в речи предлога Для. 

«Для кого одежда?»Различие одежды для мальчика и девочки.  Воспитатель показывает детям различные предметы одежды и обуви, спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.

  • «Один— много»:  рубашка — рубашки, много рубашек т.д. (одежда, головные уборы)
  • Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка                       пальто -                     куртка -

Пиджак -                                блуза -                       рубашка -

Футболка -                            майка -                       брюки -

Шорты -                                костюм -                    юбка -

Платье -                                 носки -                      колготки -

комбинезон -                        рукав -                        карман –

шапка -                                 кепка -                        панама –

  • «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: брю..,  рубаш..,  юб.., шуб.., колгот.., плать.., пана.., кеп.., паль.., шап... и т.д.
  • Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании.

Например: Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто. И т.д.

  • « Чьи вещи?» Усвоение местоимений мой, моя, мое. Воспитатель  по очереди подходит к каждому ребенку, прикасается к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивает: «Чья рубашка?» или «Чей сарафан?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» или «Мой сарафан».

  • Игра «Запомни и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд из 3-х слов обозначающих предметы одежды или головные уборы,  затем повторить его

Например:

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто. И т.д.

  • Упражнение "Назови и покажи" (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, пуговицы.

Брюки – штанины, молния, пояс.

Платье – рукава, юбка, пуговицы, воротник (если есть), пояс. И т.д.

  • Дай полный ответ на вопросы:

- Почему летом  тебе нужна кепка?

Летом я ношу кепку, потому что………….

- Почему летом ты не носишь шубу?

-  Почему зимой ты не ходишь гулять в майке? И т.д.

  • «Куда наденем ?» Практическое употребление в речи предлога на.

Рукавицы наденем на... (руки). Шарф наденем на... (шею). Шапку наденем на... (голову). Сапожки наденем на... (ножки). Перчатки наденем на... (руки). Носки наденем на... (ножки). Кепку наденем на... (голову).

  • «Что лишнее?»

Шапка, косынка, волосы, кепка.

Платье, юбка, сапоги, сарафан.

Шорты, ботинки,  футболка, сарафан.

Брюки, колготки, сапоги, шорты.

Туфли, тапочки, носки, валенки.

  • Упражнение «Исправь ошибку»

- Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф. И т.д.

  • Игра «Жадина».

Назвать предметы одежды и обуви со словами «мой», «моя», «моё», «мои».

  • Игра «Кто подберет больше слов?»

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

-Что   можно   сшить?  (платье,   пальто,   сарафан,   рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. )

- Что   можно   связать?  (шапочку,   варежки,  шарф,   кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

-Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

-Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Конспект развлечения с участием родителей ко Дню матери для детей среднего дошкольного возраста «Хорошо рядом с мамочкой"

Цель: Создать условия для укрепления детско-родительских отношений, формирования положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.Задачи:  формирование  у детей сре...

Сценарий праздника "День Матери" для детей среднего дошкольного возраста

Задачи: 1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.2. Развивать умение выразительно исполнять стихотворения, песн...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Беседа о диких животных в лесу» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Способствование формированию представлений у детей о понятии диких животных....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему рассказывание по картине" Кошка с котятами" для детей среднего дошкольного возраста

Тема: рассказывание по картине" Кошка с котятами"Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовательные...