Речевая пятиминутка по лексической теме: «Овощи». Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.
картотека по логопедии (средняя группа)

Толкач  Алёна Алексеевна

 

 Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_vospitatelya_i_logopeda.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:


Речевая пятиминутка по лексической теме:  «Овощи».

 Практический речевой материал для детей среднего дошкольного возраста.

Физминутка

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем    ( «таскают»)

И картошки накопаем.   («копают»)

Срежем мы кочан капусты,   («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко   («рвут»)

И вернемся по дорожке.  (шаги на месте)

Пальчиковая гимнастика «Репка».

Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы).

Из земли большую репку.(Указательные.)

К ним пришла тут внучка, (Средние.)

Подбежала Жучка, (Безымянные.)

Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)

Хоть держалась крепко,(Берут репку.)

Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)

Дыхательная гимнастика

Овощи-толстушки и овощи-худышки

  1. На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
  2. На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.

Капуста растёт. Сидя на корточках. Медленно подниматься (вдох).

На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза.

Артикуляционная гимнастика (каждый день)

  • Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
  • Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
  • Кабачок, кабачок, покажи-ка свои бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
  • Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
  • Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;  лук, чеснок,  стручок  гороха  и другие — «худышки».

Игры и упражнения по формированию

лексико-грамматического строя речи.

Познакомить детей с овощами, их названиями. Поговорить о месте произрастания, об этапах роста ( посадка, полив, прополка, созревание, сбор урожая), о способах уборки урожая ( картофель выкапывают, капусту срезают), о способах употребления овощей в пищу ( сырыми, вареными, жареными, солеными), о необходимости  употребления овощей  в пищу.

  • Образование множественного числа существительных в Им. п, Р.п.,

( огурец-огурцы - много огурцов). Использовать предметные картинки.

- Это огурец.

- Это огурцы.

- Много огурцов.

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (огурец-огурчик). Использовать предметные картинки, муляжи.

  • Игра «Жадина». Употребление местоимений «мой»,»моя», «мое» с существительным (моя морковь, мой огурец). Использовать предметные картинки, муляжи.

  • Предложить детям внимательно прослушать стихотворение и назвать, какие овощи услышали.

Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок,

Свекла, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка,

Овощи мы собирали, ими друзей угощали.

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год наш друг огород!

  •  «Подбери слово». Согласование названия овоща с прилагательным Помидор какой? Огурец какой?  (красный помидор, зелёный огурец, круглая репка). И т.д.

  • Согласование названия овоща с числительными 1-5 (один огурец, два огурца… пять огурцов). И т.д.

  • Узнай по описанию.

Длинная, сладкая, хрустящая, оранжевая… (морковь).

Сладкий, зелёный, овальный, хрустящий… (огурец). И т.д.

  • Игра «Топни ножкой» (Е. Молчанова).

Развитие слухового внимания. Топнуть ножкой, если услышишь название овоща.

Фрукты в вазу мы положим.

Отличить, конечно, сможем.

Их от всех других растений

Без проблем и без сомнений.

Но если тебе овощ вдруг попадётся,

Ножкою топнуть громко придётся.

Слушай же внимательно,

Отвечай старательно.

Яблоки, груши, горох, горох, мандарины,

Киви, огурчики и апельсины,

Капуста, картошка, банан, круглый персик,

Лимон, виноград, манго и перчик.

  • Подбор антонимов.

Огурец овальный, а помидор…

Помидор красный, а морковь…

Помидор мягкий, а морковь…

Лук горький, а огурец…

У огурца внутри семечки, а у моркови?

Помидор растёт на земле, а морковь?

Кабачок большой, а огурец — маленький

  • Беседа по тексту.

Прочитать детям рассказ.

Заспорили как-то между собой овощи. Помидор говорит: «Я самый главный овощ. Я круглый, красный, вкусный». Отвечает ему капуста: «Нет, я самая главная, я круглая, зелёная, хрустящая». С ними спорит картошка: «Где вам со мной тягаться. Я и вареная, и жареная, и тушеная хороша». Услышала их спор хозяйка и сказала: «Не спорьте, вы все очень полезные и вкусные. Покрошила хозяйка овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ».

Разбор содержания текста: 

- О чём этот рассказ?

- Что случилось между овощами?

- О чём спорили овощи?

- Кто первым вступил в спор?

- Что сказал помидор?

- Кто спорил с помидором?

- Почему она считала, что она главнее всех?

- Кто из овощей ещё вступил в спор?

- Что сказала картошка

- А что же случилось дальше? Кто услышал спор овощей?

- Что сказала хозяйка

- Что же в результате произошло с овощами?

  • «Из чего блюдо?». Введение в пассивный словарь относительных прилагательных.

Картофельное пюре готовим из чего?

Свекольный салат готовим из…

Морковный сок готовим из…

Гороховый суп готовим из…

Капустный пирог готовим из…

Огуречный салат готовим из…

  • Игра «Огород»

На столе муляжи овощей (или картинки на доске).

Педагог просит детей рассказать, какой овощ:

- белый

- сладкий

- горький

- зелёный

- красный

- круглый

- овальный

- фиолетовый

- оранжевый

- длинный

  • Разучивание попевки.

Едет, едет паровоз,        (слово «паровоз»

па-ро-воз, па-ро-воз.        отхлопывается по слогам    

Он вагончики повез,        (слово «повез»

он по-вез, он по-вез.        отхлопывается по слогам

Паровоз гудит: «УУУУУ,        (пение гласного громко

я и-ду, я и-ду!»        и тихо, отхлопывание

слова «иду» по слогам)

  • Чистоговорки.

Ох-ох-ох – зелёный горох.                  

Оп-оп-оп – душистый укроп                  

Ой-ой-ой - огород большой

Ай-ай-ай  - собирай урожай

Ук-ук-ук - вырос лук

Чок-чок-чок – длинный кабачок

Ец-ец-ец- зеленый огурец

Цы-цы-цы – мы солили огурцы.

Ан-ан-ан - большой баклажан

Ат-ат-ат- наш салат

  • Беседа по тексту.

Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

        Ко! — удивился Петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит:

—        Ко!

А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:

Му-у?

Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

Му-у? — не понимает Телёнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

Ме-е-е! Мне-е!

Вопросы: Что нашёл Петушок в траве? Понравился ли ему капустный листок? Кому Петушок предложил листок капусты? Попробовал ли его Телёнок? Почему? Что сказала Коза?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения с участием родителей ко Дню матери для детей среднего дошкольного возраста «Хорошо рядом с мамочкой"

Цель: Создать условия для укрепления детско-родительских отношений, формирования положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.Задачи:  формирование  у детей сре...

Сценарий праздника "День Матери" для детей среднего дошкольного возраста

Задачи: 1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.2. Развивать умение выразительно исполнять стихотворения, песн...

Сценарий праздника «День матери» (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: знакомство дошкольников с праздником – День МатериЗадачи: - развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности; - способствовать формированию положите...