Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", закрепить материал по пройденным лексическим темам "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Грибы", стимулировать речевую и познаватнльную активностьу детей, развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.9 КБ |
prilozhenie_1.docx | 460.13 КБ |
prilozhenie_2.docx | 211.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 65 «Калинка»
г. Волжского Волгоградской области
Методическая разработка
коррекционно-развивающего занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в группе компенсирующей направленности
для детей старшего возраста
с задержкой психического развития
Тема: «Дары осени» (итоговое занятие).
Подготовила:
Учитель-дефектолог I кв. кат.
Шилова Н.Т.
г. Волжский 2015
Тема: «Дары осени».
Вид занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Цель: Закрепить знания и представления у детей о времени года осень, признаках осени, овощах, фруктах, грибах, ягодах.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»: познание, экология, здоровье.
«Социально-коммуникативное развитие»: социализация, коммуникация, игра, труд, культура.
«Речевое развитие»: развитие речи, формирование грамматического строя речи.
«Художественно-эстетическое развитие»: художественная литература, художественное творчество.
«Физическое развитие»: безопасность, физкультура, здоровье.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепление представлений о времени года - осень, признаках осени, названиях осенних месяцев.
- Закрепление умения классифицировать и обобщать понятия «овощи»,
«фрукты», «ягоды», «грибы».
-Закрепление умения составлять описательный рассказ (об овощах, фруктах).
-Закрепить пространственные представления у детей, упражнять в умении
ориентироваться на листе.
2. Развивающие:
- Развитие связной речи, расширение словарного запаса у детей по теме.
- Стимулировать речевую активность детей, связную речь;
-Развитие произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, долговременной памяти, словесно-логического мышления.
-Развитие сенсорных способностей при определении качества предметов (цвет, форма, величина, тактильные ощущения: твёрдый-мягкий, гладкий-шероховатый).
- Формирование грамматического строя речи: умение согласовывать слова в предложениях, согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, образовывать относительные прилагательные, употреблять существительные во множественном числе родительного падежа.
- Развитие мелкой моторики рук.
-Развитие графических навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, инициативности, самоконтроля.
- Продолжать развивать у детей любознательность, активизировать познавательный интерес.
Место проведения: Групповая комната.
Количество детей: Подгруппа из 7 человек
Методы:
-словесный (рассказ, вопросы, загадки, стихотворение)
-наглядный (показ способа действия, рассматривание сюжетной картины, макет лабиринта)
-игровой (сюрпризный момент, словесные игры, дидактические игры, подвижная игра - физминутка, пальчиковая гимнастика)
-практический (обследование предметов на ощупь, прохождение «лабиринта», рисование)
Приёмы:
-Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие к познавательной активности, использование загадок)
-Обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала).
Оборудование и материалы:
- Сюжетная картина «Осень в лесу», опорные картинки с изображением осенних признаков, корзинка, ваза, «волшебный мешочек», свежие овощи и фрукты (яблоко, груша, слива, морковь, помидор, лук), игрушка Ёжик, игра на развитие пространственной ориентировки «Помоги Ёжику добраться до гриба», игра на развитие мышления «Что к чему подходит?», мольберт, магнитная доска.
Предварительная работа:
- рассматривание сюжетной картины «Осень в лесу», беседа с детьми о сезонных изменениях в природе, в жизни людей, животных, птиц, насекомых, растений; закрепление названий осенних месяцев; разучивание стихотворения об осени, пальчиковой гимнастики, занятия по темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», составление описательного рассказа по плану об овощах и фруктах, сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Готовим обед».
Ход НОД:
- Организационный момент:
Педагог: 1,2,3,4,5 – это каждый должен знать!
Лето, Осень и Зима,
А потом придёт Весна.
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Осень).
- Развитие связной речи.
Составление предложений по сюжетной картине.
На магнитной доске сюжетная картина «Осень в лесу». Дети садятся на стульчики полукругом возле доски.
П: - Ребята, расскажите, что бывает осенью?
Индивидуальные ответы детей: - Осенью становится холодно. Часто идут дожди. Листья желтеют и опадают. Насекомые прячутся в землю, под кору деревьев. Птицы улетают в тёплые края. Животные делают запасы на зиму. Люди надевают теплую одежду: куртки, брюки, шапки, ботинки.
П: - Молодцы, ребята! А кто мне скажет, какая погода осенью?
Если идёт дождь, то погода какая? ............. (дождливая)
Если дует ветер, то погода какая? ………… (ветреная)
Если светит солнце, то погода какая? …………(солнечная)
Если на небе тучи? …………………..(пасмурная)
Если на улице холодно, то погода какая? …………(холодная).
П: - Верно! Молодцы! Кто нам расскажет стихотворение про осень?
Ребёнок: - Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся!
П: - Молодец, Антон! Замечательное стихотворение! Ребята, назовите осенние месяцы.
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
П: - Правильно. Какой месяц сейчас?
Д: - Ноябрь.
П: - Да, идёт последний осенний месяц-ноябрь. Конец осени. И я предлагаю поиграть в пальчиковую гимнастику «Осень»:
Осень, осень трём ладошки друг о друга
Приходи! Зажимаем кулачки по очереди: правая, левая
Осень, осень трём ладошки друг о друга
Погляди! Ладони на щёчки
Листья жёлтые кружатся, Плавные движения ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. Ладони опустить на колени
Солнце нас уже не греет, Поочередно сжимаем и разжимаем пальцы рук
Ветер дует всё сильнее. Качаем руками из стороны в сторону
К югу полетели птицы. «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Встряхиваем кистями рук
Шапки, куртки надеваем, Имитируем движения
И ботинки обуваем. Потопать ногами
Знаем месяцы: Ладонями хлопаем по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь! Кулак, ребро, ладонь.
- Составление описательного рассказа.
П: - Ребята, вы слышите шорох? Угадайте, кто к нам идёт:
Он в лесу без сумки ходит,
Яблоки, грибы находит.
На спине иголки.
Кто это у ёлки?
Д: - Это ёжик!
Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в детский сад из леса. И пришёл не с пустыми руками, а принёс «Волшебный мешочек». В мешочке - дары осени. Вы хотите узнать, что там? Для этого нужно опустить руку в мешочек и угадать на ощупь, что это за предмет. Кто желает угадать?
(Индивидуальная работа с детьми)
Лена: - Это морковь. Она длинная, треугольная, твёрдая, шероховатая.
Ёжик: - Это овощ или фрукт?
Лена: - Это овощ. Растёт в огороде на грядке.
Ёжик: - Умница, Лена! Положи морковь в корзинку.
Тимур: - Это слива. Она маленькая, овальная, гладкая, мягкая.
Ёжик: - Это овощ или фрукт?
Тимур: - Это фрукт. Я положу сливу в вазу.
(Так же дети угадывают и достают из мешочка лук, яблоко, грушу, помидор. Раскладывают овощи в корзинку, а фрукты – в вазу, объясняя свой выбор).
Ёжик: - Федя, что можно приготовить из овощей?
Федя: - Из овощей готовят суп, борщ, пюре, салат.
Ёжик: - Вероника, что можно приготовить из фруктов?
Вероника: - Сок, компот, варенье, пирог.
- Динамическая пауза (Физминутка).
П: - Ребята, давайте поиграем вместе с Ёжиком в весёлую игру «Кто самый внимательный?». Если я называю ФРУКТЫ - поднимаем руки вверх, если называю ОВОЩИ – приседаем вниз.
Яблоко, картофель, груша, помидор, огурец, перец, слива, редиска, апельсин, кабачок, абрикос, лук, капуста.
- Ориентировка на листе. (Приложение 1).
Педагог приглашает детей подойти к мольберту, на котором изображены Ёжик и лабиринт, ведущий к грибочку.
П: - Гостей принято угощать. Вот и мы с вами угостим Ёжика грибочком. Только нужно подсказать Ёжику дорогу. Поможем, ребята?
Индивидуальные ответы детей: Сначала надо идти направо. Потом вверх. Затем налево. Потом снова вверх. И направо. А вот и грибок!
Ёжик благодарит ребят, прощается и уходит.
- Закрепление материала. Развитие графических навыков.
(Приложение 2).
П: - Ребята, почему осень называют «урожайной»?
Д: - Потому что осенью люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов, ягод.
П: - Верно. Посмотрите, какие дары нам преподнесла осень!
(У детей на столах задания на классификацию: овощи, фрукты, ягоды, грибы).
П: - Найдите пару, проведите дорожку, что к чему подходит. Раскрасьте.
- Итог занятия.
П: - Ребята, вам понравилось наше занятие? Лена, что тебе больше всего понравилось? А тебе, Кирилл? А Феде что больше всего запомнилось? (Индивидуальные ответы детей)
П: - Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались. Молодцы!
Наш Ёжик передал для вас угощение – осенние яблоки.
(Педагог угощает детей яблоками).
Конец занятия.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....
"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: « Времена года »
Материал предназначен для учителей -дефектологов, в помощь воспитателям....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...
Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (обзор отечественной и зарубежной научно-методической литературы).
Многочисленные исследования особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление...