Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы, ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Мною были разработаны некоторые лексические темы по комплексному тематическому планированию для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанные на неделю. Представлен пример одной из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

Автор методической разработки:

Климова Светлана Александровна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории дошкольного отделения ГБОУ шк. № 297 Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы, ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Мною были разработаны некоторые лексические темы по комплексному тематическому планированию для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанные на неделю. Представлен пример одной из них.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Обобщение знаний детей о  грибах и ягодах наших лесов.

Направления развития

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательные области

Коммуникация

Познание

Чтение худ. лит-ры

Социализация

Труд

Безопасность

Худож. творчество

Музыка

Физкультура

Здоровье

Виды совместной деятельности

- Беседы с детьми: «Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов»,

- Свободное общение:  «Где растут грибы и ягоды?», «Какие грибы и ягоды я знаю», «Зачем грибы и ягоды в лесу?».

-Совместное изготовление макета осеннего леса.

- Рассказ воспитателя: «Разнообразие грибов и ягод», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Способы употребления грибов в пищу», «Правила поведения в лесу».

- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями грибов и ягод.

- Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу»,

 « Как отличить двойника» - грибы

«Растение – какое оно?»

- Конструирование из природного материала.

РЭМП – по методике с которой вы работаете

Интегрированная деятельность:

 чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки,

Экскурсия в лесопарковую зону города Павловска.

- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»;

Игровые ситуации:

« Если ты оказался один в лесу»

«Растение – какое оно?», «Вот они – грибы».

Грибы и ягоды нашей полосы: рассматривание фото, иллюстраций, картин.

Ручной труд: лепка фигурок грибов, ветки с ягодами, кусты  - из бросового материла для создания макета

 « Осенний лес»  

Беседы и рассказы на темы: «Что такое безопасность?», «Коварные двойники»,

 «Как не заблудиться в лесу?».

-Продуктивная деятельность: 

коллективное изготовление работ «Ягодное лукошко» или «Корзина с грибами» (с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей).

рисование: «Лесная поляна».

 Изготовление макета

 « Осенний лес»

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы», Раухвергер М. «Грибок», Соколова Е. «Осень к нам пришла».

Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)». Игра: «Охотники и грибы».

Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»

Создание условий для самост. деятельности

Книжный уголок:

- Книги для чтения и рассматривания: Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».

- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Путешествие в лес»: макеты деревьев, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ягод, мох, листья деревьев, корзинки, палочки, жёлуди, каштаны ленточки – «тропинки», и т. п.

- Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин.

-Центр продуктивных видов деятельности:  материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй

Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».

Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».

Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес», совместная работа с использованием природного материала: «Осенний лес».

Приложение:

Стоит Антошка

 На одной ножке.

 Все его ищут,

 А он не откликается. (Гриб)

************************

Растут на опушке

 Рыжие подружки. (Волнушки)

***************************

 На пеньках растут в лесу,

 Как веснушки на носу. (Опята)

***************************

А вот кто-то важный

 На беленькой ножке.

 Он с красною шляпкой,

 На шляпке горошки. (Мухомор)

****************************

Не спорю — не белый,

 Я, братцы, попроще.

 Расту я обычно

 В берёзовой роще. (Подберезовик)

****************************

Я в красной шапочке расту

 Среди корней осиновых,

 Меня узнаешь за версту,

 Зовусь я... (Подосиновик)

*****************************

Ходят в рыженьких беретах —

 Осень в лес приносят летом.

 Очень дружные сестрички,

 Называются... (Лисички)*

***************************

Под листом на каждой ветке

 Сидят маленькие детки.

 Тот, кто деток соберёт,

 Руки вымажет и рот. (Черника)

****************************

Мы нагнёмся до земли,

 Чтоб наполнить кузовки.

 Стебельки раздвигаем —

 Огоньки собираем. (Земляника)

********************************

 Я красна и кисла,

 На болоте росла. (Клюква)

********************************

  Дозревала под снежком,

 Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

********************************

 Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

 Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по лексической теме недели "Хлеб всему голова"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Лексическая тема недели "Хлеб"....

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....