«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы , ведущими ц е л я м которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Нами были разработаны некоторые лексические темы по комплексному тематическому планированию для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, рассчитанные на неделю.

При  комплексно-тематическом планировании использовались следующие образовательные области:

• Здоровье

• Физическая культура.

• Социализация.

• Труд.

• Безопасность.

• Познание.

• Коммуникация.

• Чтение художественной литературы.

• Художественное творчество.

• Музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Кондрашова С. Е. учитель-логопед высшей квалификационной категории  дошкольного отделения ГБДОУ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-Петербурга

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы , ведущими ц е л я м которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Нами были разработаны некоторые лексические темы по комплексному тематическому планированию для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, рассчитанные на неделю.

При  комплексно-тематическом планировании использовались следующие образовательные области:

• Здоровье

• Физическая культура.

• Социализация.

• Труд.

• Безопасность.

• Познание.

• Коммуникация.

• Чтение художественной литературы.

• Художественное творчество.

• Музыка.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Насекомые»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о разнообразии и жизни насекомых.

Насекомые

Виды деятельности

Совместная деятельность

направления развития

познавательно – речевое развитие

Социально-личностное

Образовательные области

Коммуникация

Познание

Чтение худ. Литературы

Социализация

Труд

Безопасность

Виды деятельности

1 .беседы о  насекомых и их  видах (летающие, ползающие)

2.составление описательного рассказа о насекомом  по плану:

кто это?

Внешний вид

(голова, брюшко, усики. Глаза, рот, лапки, крылышки)

Повадки,

Как размножается

Какую приносит пользу или вред?

Свободное общение

Рассказы  о  насекомых живущих  в лесу, на огороде

Расширение и систематизированием знаний о насекомых

Воспитывать бережливое отношение к насекомым, осознание их пользы в природе

Литературные сказки

Х.-К. Андерсен.

«Дюймовочка»

Л. Квитко «Жучок»

В.А.Сухомлинский

«Пусть будут и соловей и жук»

В. Бианки «Приключения Муравьишки»

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

 

Экскурсия в рощу

Наблюдение за насекомыми

Встреча и беседа со специалистом-

энтомологом

Дидактическиесюжетно-ролевые игры:

«Кто как передвигается?

«Узнай по описанию»

«то где живет»

IV лишний.

Составление алгоритмов сюжетно- ролевых игр с помощью педагога

Рассматривание  насекомых на

предметных

 картинках, иллюстрациях в книгах, беседы,  свободное общение.

Обмен

мнениями по наблюдениям за насекомыми.

Ручной труд

«конструирование «изготовление книжки – иллюстраций к сказке «Приключение Муравьишки»

Соблюдение безопасности на

прогулках в лес, луг на участок

Меры предосторожности, от кровососущих и инцифалитных клещей

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность (создание изменение предметно-развивающей среды)

Взаимодействие с семьей

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания

Литературные сказки

Х.-К. Андерсен.

«Дюймовочка»

Л. Квитко «Жучок»

В.А.Сухомлинский

«Пусть будут и соловей и жук»

В. Бианки «Приключения Муравьишки»

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

Подборка иллюстраций и описательных картин о насекомых Центр сюжетно-ролевых игр

Создание предметно-развивающей среды

       Посещение с родителями зоологического музея , знакомство с экспозицией насекомых.              

Совместное творчество.

Конкурс поделок « насекомые»

 (нарисуй и назови)

Художественное творчество

Музыка

Физическая культура

Здоровье

Развитие продуктивной деятельности:

Рисование

Иллюстрации к сказке

В. Бианки «Приключения Муравьишки»

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»(кляксография)

Аппликация:

(обрыванием) «Бабочка»

Лепка : Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала)

Музыкальные дидактические игры: развитие звуковысотного слуха.» три поросенка»

Развитие музыкальной памяти: Угадай песню, Узнай произведение

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Использование в физических упражнениях имитации движения насекомых

Воспитание культурно гигиенических навыков и методов защиты от кровососущих и инфекцию разносящих насекомых.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Дом. Улица»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Формирование представлений детей о строительных профессиях.

Направления

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательн. области

коммуникация

познание

Чтение худ. лит-ры

социализация

труд

безопасность

Худ. творчество

музыка

физкультура

Здоровье

 

Знакомство с трудом строителя, каменщика, моляра и др.профессий которые нужны для строительства дома; беседы о технике, которая используется на при строительстве.

Продолжать расширять и систематизировать знания детей о домах (городской- деревенский) , материал из которого он построен, в каком регионе он строится ( на севере, юге и тд.) Знать , что разные народы строят дома по разному и из разных материалов.

Писатели и поэты о  родной улице , о родном доме. Интегративная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов и загадок. Сочинение историй на тему : «Город, в котором живут дети»

Экскурсия по центральной улицы нашего поселка. Рассказ ребенка о своем доме и о своей улице. «Опиши свой дом».

Труд людей на стройке. Экскурсия к строительной площадке. Знакомство с профессиями  : каменщика, стекольщика, кровельщика и т.д.

Продолжать формировать навыки культуры поведения на улице, дома, в учреждениях. Расширять представление о  мерах безопасности на стройплощадках и правильном поведении.

Продуктивная деятельность: формирование умение строить композицию рисунка: передавать движения людей и техники. коллективная аппликация: « На главной улице», выкладывание из мелких предметов домика в деревни.

Упражнения на развитие  слуха и голоса:              «Наш дом», «В школу» Е Тиличева.,»Качели»                                 Е, Тиличева., «Песня о Москве».

Разучивание подвижных игр с бегом: «Игры с песком и сегом» «Ученые мартышки», «Карусель» «Путешествие в Спортландию»

Свободное общение: "как дышит город?"

Создание условий самостоят. Деятельности детей.

Формирование первичных ценностных представлений и положительного отношения к профессии строителя, результатам труда строителей:

-сюжетно –ролевые игры «Строители» , «Стройплощадка»

-проектная деятельность ( конструирование или создание макета зданий, стройплощадки, подъемного крана и др.)

- создание коллекций ( строительных материалов, инструментов, техники, профессий)

- мастерская продуктивной деятельности (изобразительная) по теме; выкладывание из мелких предметов  домика в деревне,  многоэтажного домика..)

Взаимодействие с семьей

Разработка маршрута выходного дня: поход детей с родителями в этнографический музей ( рассматривание разных  зданий , домов ,из каких материалов строились и тд.)

 Настольно-печатные игры с родителями:  «Профессии», «Чей предмет» и др.

 

Комплексно-тематическое планирование по теме «Мебель»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Формирование представлений детей о понятии мебель.

Направления

познавательно- речевое

социально- личностное

художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательн. области

коммуникация

познание

Чтение худ. лит-ры

социализация

труд

безопасность

Худ. творчество

музыка

физкультура

здоровье

Знакомство с трудом мебельщика , плотника, лазерщика , пильщик , краснодеревщик столяр, полировщик и др.профессий которые нужны для изготовления мебели; беседы о технике, которая используется при  изготовлении мебели.

Свободное общение: «Мебельная фабрика»

Продолжать расширять и систематизировать знания детей о мебели , как она появилась, из чего раньше изготавливали мебель, как она выглядела раньше. Активизация  и обогащение словаря признаков , предметного словаря.

Писатели и поэты о  труде людей разных профессий. «А что у вас?» С.Михалков., «Кем быть?» Маяковский.  Развлечение для детей «Труд кормит, а лень портит»

Экскурсия в мебельный магазин, рассмотреть с ребенком мебель , предназначенную для спальни, столовой , кухни.

Труд людей на мебельной фабрики., рассматривание картинок, иллюстраций.

Знакомство с профессиями  : лесоруба,  пильщика, столяра, сборщика

Краснодеревщика.

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картин. Ручной труд: изготовление атрибутов: мебель

из спичечных коробков, плетень из веток, создание коллекций (строительных инструментов, материалов, техн.

Продолжать формировать навыки культуры поведения за столом во время еды, во время сна,  во время занятий.

Продуктивная деятельность: формирование умение строить композицию рисунка: передавать движения людей и техники.

коллективная аппликация: « Обставим нашу группу»,

выкладывание из мелких предметов  мебели.

Упражнения на развитие  слуха и голоса:

«Наш дом», «В школу» Е.Тиличева.,

»Качели»

«Муха -цокатуха»

Чуковский.

Разучивание подвижных игр с бегом: «Игры с песком и сегом» «Ученые мартышки»,

«Карусель»

«Путешествие в Спортландию»

Свободное общение: «как дышит город?»

Создание условий самостоят. Деятельности детей.

Формирование первичных ценностных представлений и положительного отношения к профессии мебельщика, результатам труда :

-сюжетно –ролевые игры «Мебельная фабрика» , «Мебельный магазин»

-проектная деятельность ( конструирование или создание предметов мебели  и др.)

- создание коллекций ( строительных материалов, инструментов, техники, профессий)

- мастерская продуктивной деятельности (изобразительная) по теме; выкладывание из мелких предметов  мебели разных эпох,.)

Взаимодействие с семьей

Разработка маршрута выходного дня: поход детей с родителями в этнографический музей ( рассматривание разную мебель ,из каких материалов она изготавливалась и тд.)

 Настольно-печатные игры с родителями:  «Профессии», «Чей предмет» и др.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Домашние птицы»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Обобщение знаний детей о  домашних птицах.

Направления

познавательно- речевое

социально- личностное

художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательн. области

коммуникация

познание

Чтение худ. лит-ры

социализация

труд

безопасность

Худ. творчество

музыка

физкультура

здоровье

Знакомство с трудом птичницы; беседы о труде фермера, о технике, которая используется на фермах. Свободное общение: «кто такой фермер» , «как моя бабушка выращивает кур»

Продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах, об их образе жизни, повадках, внешнему виду. Рассказ воспитателя: «Домашние птицы», «Чем отличаются, чем похожи?» расширение и углубление представлений о труде людей по уходу за домаш. птицами,  рассматрив. Фото, картин, иллюстраций

Писатели и поэты о природе. Интегративная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов. «Бобовое зернышко» рус. нар сказка; Пришвин «Курица на столбах» Стоянов «Петух» Инсценировка сказки «Бобовое зернышко».

Экскурсия к птичнику ( по возможности) . сюжетно – ролевые игры:  способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни: «Работа птичницы» «Кормление цыплят»

Труд людей в сельском хозяйстве, на ферме, профессии людей: птичница, фермер, тракторист, ветеринар ,машинист идр. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картин. Ручной труд: изготовление атрибутов: птиц из желудей, шишек, веток.

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представление о способах правильного взаимодействия с птицами, свободное общение.

Продуктивная деятельность: формирование умение строить композицию рисунка: передавать движения людей и птиц: коллективная аппликация «На птичьем дворе»

Слушание музыки Чайковский «Пляска птиц» , разучивание песен, развитие танцевально- игрового творчества: К. Листова «Два петуха»

Разучивание подвижных игр с бегом: «Коршун и наседка» , с ползанием и лазанием «Перелет птиц»

Свободное общение: «Зачем разводим домашнюю птицу?» «Какую пользу они приносят?»

Создание условий самостоят. Деятельности детей.

Книжный уголок:

Сказка «Белая уточка» рус. нар. Ск. , М .Пришвин «Курица на столбах»

Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «На птичьем дворе» , аудиозапись голоса птиц, поилки , кормушки, зерно и др.

Центр строительно-конструктивных игр: создание выставки из природного  материала , поделки из попье- маше,экспозиция «Развитие сельского хозяйства в нашей стране»

Взаимодействие с семьей

Разработка маршрута выходного дня: поход с родителями в зоопарк,  выставка «Коллекция петухов»

Комплексно-тематическое планирование по теме «Перелетные птицы»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Обобщение знаний детей о  перелетных птицах.

познавательно- речевое

социально- личностное

художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательн. области

коммуникация

познание

Чтение худ. лит-ры

социализация

труд

безопасность

Худ. творчество

музыка

физкультура

здоровье

Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с развивающимся действием, рассматривание тематического альбома «отбери водоплавающих птиц» , отгадывание загадок, д\и «каждой птице свое место» , путешествие вместе с птицами.

Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах . Закреплять умение различать по внешнему виду,  сравнивать их. Рассказ воспитателя «Путешествие вместе с птицами»

«Расскажи о своей птице» , д\и «Найди  маме птенца», «Кто как кричит», «Четвертый лишний», «Найдите  птицу по описанию»

Песенки народов  мира: «Соловей-соловушка» (латышская), «Ласточка» (армянская). Стихи о птицах:  «Гуси –гусята»Л.Бойко, «Улетают, улетели» Е . Благинина, «Жаворонок» В.Берестов,  «Птицы в нашем лесу» В. Чаплин, «Кто чем пьет?» В.Бианки, «Птицы наших лесов» Т.Снегирев, «Лесной голосок» Т. Скребицкий, «Жаворонок» Жуковский, «Гуси лебеди» русская народная сказка, «Белая уточка»

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку  для инсценировки, выбирать и изготовлять атрибуты; театр бибабо «Гуси лебеди», Дидактические игры : развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Конкурс «Отгадывание загадок о птицах»

Конструирование из природного  материала

«Птицы» . Изготовление разных кормушек. Выставка детских работ, рассматривание иллюстраций и альбомов, обводка по контуру и трафаретам, дорисовка недостающих деталей.

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять  представление о том , что в природе все взаимосвязано ( плохое лето , осень мало корма для зимующих птиц и тд.)

Различать виды изобразительного искусства: живопись , графика, народное искусство- находить силуэты птиц. Создавать  индивидуальные и коллективные рисунки на тему : «Птицы готовятся к отлету», «Слепи птицу из частей» ,

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений , умения выразительно и ритмично двигаться отображая характер птиц. Слушание «Песня жаворонка» Чайковский, «Пляска птиц» Римского-Корсакова, Пение «Кукушечка» Тиличева, «Улетают журавли», «Лягушки и аисты».

Совершенствовать технику основных движений, добиваюсь естественности , легкости , точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение самостоятельно организовывать  подвижные игры, придумывать собственные. «Совушка», «Стайка», игра с движениями «Гусенок пропал», «Лягушки и цапля»

Свободное общение: игра –перевоплощение  «Все когда-то мечтают стать  птицами» (рассказ с помощью плана:  

Птицы расскажите, как вы живете? Где бы вы хотели свить гнездо? Какие бы у вас были соседи? Что бы вы испытали если бы в вас стреляли из рогаток?

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Весна: Знакомимся с перелетными птицами

Цель - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Ход прогулки:

Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. С детьми старших групп найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Стихи по теме:            

1)Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

2)О чем поют воробышки

В последний день зимы?

— Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

3)Возвращаются скворцы —

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Загадки

Кто приклеил майским днем

Рукавичку под окном,

Поселил в нее жильцов —

Непоседливых птенцов?

{Ласточка)

Н. Красильников

Чик-чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто это?

{Воробей)

Черный, проворный,

Кричит: "Грак!"

(Грач)

Белый как снег,

Надутый как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

(Гусь)

Дидактические игры

"Угадай птицу по описанию". Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

"Назови одним словом". Цель - активизировать в речи обобщающие слова.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для птиц.

Пальчиковая гимнастика "Ласточка".

На каждую строчку большой пальчик "здоровается" дважды с каждым палъчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

(Русская народная потешка)

Труд и индивидуальные физические упражнения

Покормить птиц.

Спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги. Подвижная игра "Птички, раз! Птички, два!"

Цель - научить детей выполнять движения, счету. Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птички, раз! Поднимают одну руку.

Птички, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.

Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птички, два! Закрывают другой глаз.

Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Игра проводится 2—3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС На тему: «Королева здоровья»

Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Планирование дидактических игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) по познавательному развитию.

Цель данного методического материала: формирование у детей личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему....

Планирование игр по ТРИЗ на учебный год в соответствии с лексическими темами для детей старшего дошкольного возраста

Планирование игр по ТРИЗ на учебный год в соответствии с лексическими темами для детей старшего дошкольного возраста...