Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Представлена разработанная программа по трудовому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            «Детский сад общеразвивающего вида № 275» городского округа Самара

Утверждена    

Заведующий   МБДОУ «Детский сад № 275» г.о.Самара

                                                                                Е.А.Кочергина

Дополнительная образовательная программа

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Автор: Лисицкая Марина Геннадьевна

Старший воспитатель первой

квалификационной категории

г. Самара

2015г

Пояснительная записка

Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного участия детей. Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовным.

Труд развивает человека физически.

Труд должен приносить радость, доставлять счастье, труд это проявление заботы людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути ее достижения, получить результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

- Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.

- Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.

- Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Актуальность

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.

Паспорт программы

Цель программы

1. Воспитание через обучение и обучение через игру.

2. Осуществление интеграции программного содержания с образовательными областями и видами детской деятельности.

3. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

4. Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности,

способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

5. Формировать навыки сотрудничества и учить детей взаимодействовать друг с другом.

Основные задачи

1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему.

2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.

3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.

4. Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

5. Активизировать и расширить словарь детей:

• использование различных частей речи;

• трудовые действия;

• названия орудий и предметов труда.

6. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи.

7. Развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, воображение детей.

8. Способствовать формированию осознанного способа безопасного для ребенка поведения в предметном мире.

9. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Прогнозируемый результат

1. Развитое самосознание.

2. Сформированность представлений о сути и значении трудовых действий, умений налаживаний контакта с другими людьми.

3. Развитие нравственных качеств (трудолюбие, умение прийти на помощь сверстникам и взрослым, вежливость, доброта, произвольных познавательных процессов (память, восприятие, внимание).

4. Применение умений выполнять посильные трудовые действия.

Основные принципы:

Применение игровой формы обучения.

Системность.

Индивидуальность.

Наглядность.

Доступность.

Осуществление целостного (воспитывающего и развивающего) обучения.

Взаимодействие с семьей.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5-7 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Осуществление программного содержания материала происходит в течение дня.

Направленность программы

Трудовое воспитание  по ФГОС ДО включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.

Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.

Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.

Труд взрослых и рукотворный труд. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. У детей особенно возрастает интерес к труду взрослых, если они могут принять в нем, хотя бы небольшое участие.

Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания. Для этого могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, тематические выставки, стенды и др.

Методические рекомендации

1. Эффективными методами развивать трудовую, познавательную активность; усвоение детьми трудовых умений и навыков.

2. Создание благоприятных условий, способствующих воспитанию положительных качеств будущего гражданина нашего общества.

3. Формирование элементарных ценностных ориентаций внутри каждой сферы и между разными сферами в соответствие с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами.

Основные методы обучения

Монологические.

Диалогические.

Объяснительные.

Наглядно-практические.

Формы обучения

Групповая.

Индивидуальная.

Формы работы

Создание коллекций.

Трудовые поручения.

Дежурства.

Коллективный труд.

Создание игровых ситуаций.

Выставки работ.

Методы работы:

Наблюдения.

Беседы.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Экскурсии.

Необходимое оборудование:

Наличие программы.

Тематический план.

Наглядный материал (иллюстрации, картинки, фото, диафильмы).

Оборудование и инструменты для осуществления трудовых действий.

Блоки

1. Хозяйственно-бытовой труд.

2. Труд в природе.

3. Самообслуживание.

4. Ручной труд.

5. Труд взрослых и рукотворный труд.

6. Взаимодействие с семьей.

Примечание: осуществление программного содержание материала происходит в течение дня.

Блок 1. ХОЗЯЙСТВЕННО- БЫТОВОЙ ТРУД

НОД «Игрушки любят чистоту»

НОД «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

НОД «Золушка»

Организация хозяйственно-бытового труда

Игровая ситуации «Научим Почемучку сервировать стол»

Фотостенд «Как мы трудимся в детском саду»

Блок 2. ТРУД В ПРИРОДЕ

Опытно-экпериментальная работа в уголке природы, на огороде, в теплице

НОД «Огород Буратино»

НОД «Фея цветов в гостях у ребят»

НОД «Посадка лука»

Образовательная ситуация «Уход за обитателями живого уголка»

НОД « Как трудятся взрослые»

Блок 3. САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Образовательная ситуация «Учимся пришивать пуговицы».

Образовательная ситуация «Каждой игрушке – свое место».

НОД «Научим Незнайку заправлять кровать»

Блок 4. РУЧНОЙ ТРУД

НОД  «Подружим иголку с ниточкой»

НОД «Сюрприз для друга»

Выставки работ «Наши руки не знают скуки» -  составление панно из сухоцветов, барельеф, аппликация из бумаги, ткани и природного материала, аппликация из сухих листьев, моделирование из бусин, конструирование из природного и бросового материала, моделирование из шишек, аппликация из семян тыквы и др.

Блок 5. ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ ТРУД

НОД «Все работы хороши – выбирай на вкус»

НОД «Инструменты. Какие они?»

Экскурсия в библиотеку

Интеграция НОД Рассматривание картины «Уборка урожая»

НОД «Наши помощники»

Блок 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Беседа с родителями на тему:

«Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье».

Выставка рисунков (фото) «Как мы трудимся дома».

Родительское собрание

«Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и детском саду"

Цель. Познакомить родителей с формами и методами организации труда детей дошкольного возраста. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и детском саду. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье.

Современные подходы к формированию  предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  •  соответствовать возрастным возможностям детей и  стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить  педагогическую ценность игрушек и игровых материалов (письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»).

Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:

  • - психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • -  дизайн современной среды дошкольного учреждения;
  •  - особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Преемственность  программы

с образовательными программами общеобразовательной школы

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Дошкольное учреждение выполняет задачу большой значимости - подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольном учреждении должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Педагогическая диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания

Диагностика, как количественная оценка и качественный анализ всех педагогических процессов, позволит  осуществление трудового воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности в подборе форм и методов конкретных трудовых поручений для каждого ребенка.

С целью выявления уровня сформированности трудовых навыков и умений детей может быть осуществлена педагогическая диагностика по каждому виду трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой ручной труд и труд в природе.

В основу методики этой педагогической диагностики может быть положено два основных критерия:

1. Отношение ребенка к данному виду труда (активен или неактивен).

2. Результат усвоения ребенком способов выполнения трудового действия, навыка (успешен или неуспешен).

Результаты

•  Активен — неуспешен — говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия.

•  Неактивен неуспешен — у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности.

•  Неактивен — успешен — ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда.

•  Активен успешен — это самый высокий результат и говорит с полном усвоении ребенком Программы трудового воспитания, так как у него сформированы интерес и навыки, необходимые для определенной трудовой деятельности.

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Перечень литературы:

1. ФГОС ДО.

2.  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и     организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3.  Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В.  –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5.  Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.–  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6.  Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –- Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8),   №12 (с.5-25) -  2013г.;  №8 – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

«Музыкальное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии в ФГОС ДО», доклад

Муниципальный уровень, семинар издательства «Творческий  Центр СФЕРА» «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с Ф...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Памятка для родителей «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Памятка для родителей «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»...

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....