«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка

Голяк  Светлана  Васильевна

/из опыта  работы/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_v_ekologicheskom.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

                            «Речевое развитие в экологическом

воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования»

Воспитатель: Голяк  С.В.

МКДОУ д/с №13

с.Арзгир

                                                   

                             

«Речевое развитие в экологическом

воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования»

                                                                                                                         С.В. Голяк.

 воспитатель Муниципального  казенного дошкольного  образовательного  учреждения детского сада  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением художественно – эстетического направления  развития

воспитанников № 13 с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

 Аннотация: Статья посвящена  речевому развитию в экологическом воспитании

детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного

образования. В статье я раскрою,   какое  значение имеет   ознакомления с природой  и познание окружающего мира на развития речи детей. И  как осуществляется решение задач по речевому развитию в экологическом воспитании  дошкольников

в некоторых видах деятельности в нашем детском саду, из личного опыта.

Ключевые слова:  объекты природы, предметная  и природная среда ,ИКТ, НОД, экология.

ФГОС ДО, внёс изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности это цель современного дошкольного образования. Но проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Большое внимание, сегодня уделяется формированию экологического мышления детей. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний о природе. В свою очередь ознакомление с природой является средством развития речи детей и познанием окружающего мира.

 Я  учу детей элементарным экологическим знаниям и представлениям, началам экологического мировоззрения. Учу понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность обязанность человека. Всё это способствует экологическому познанию предметов и явлений с разных сторон и расширению речевых возможностей. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника.[5]

 Рассмотрим, как осуществляется решение задач по познавательному речевому развитию речи дошкольников в некоторых видах деятельности в нашем детском саду. Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли и высказывания. Сегодня процесс обучения это поиск и сотрудничество. Он строится на основе деятельностного подхода с принципом интеграции. Разнообразие предметной и природной среды,[4] которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы: - наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов); - словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы); - практические (игры, труд, опыты) Решая две важные задачи, мы часто используем наглядные и словесные методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа, рассказывания (сочинения). Метод имитации осуществляем различными приёмами.[3] Наблюдаем с детьми за реальными предметами, за живыми и неживыми объектами, в группе и на прогулке. В нашем детском саду детям систематически передаётся разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами природы (камень, песок, вода и другими), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т. д.).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребёнок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д.

 На прогулке и в группе использую разные виды наглядности и ИКТ. [2]Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов помогают воспитателям решать разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие. Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредотачивать на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы. Громадное значение оказывают живые беседы, опирающиеся на подлинные явления жизни. Беседуя, я предохраняю детей от забвения, закрепляю в их памяти эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого и расширяем возможность для упражнения речи. В холодный зимний день, мы вспоминаем о солнечном, жарком летнем дне, мы вывешиваем картины о лете. Все виды рассказывания помогают совершенствовать стороны речи ребёнка лексическую, грамматическую, фонетическую. В деле постижения живой русской речи ценно чтение.

Художественное слово даёт начало экологическому сознанию. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность.

 К практическим методам, прежде всего, относится игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Ознакомление детей с природой и развитием речи детей осуществляется в детском саду в разнообразных формах: на занятиях (НОД): по экологии, экскурсиях, в повседневной жизни. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учётом требований программы в определённой последовательности с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей в НОД( экология)[1] осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.

 В игровых обучающихся ситуациях используются кукольные персонажи: Буратино, Незнайка, Старичок-Лесовичок, Айболит. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения или занятия. Всё это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Всё это активизирует умственную деятельность малышей. НОД ( экология) планируется с учётом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Используются разные типы занятий (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) в своей работе по Фронтальную организацию наблюдения используют для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями. Наблюдения могут проходить небольшими группками (рассматривание цветка, появление всходов, насекомых и т.д.) на прогулке проводится и индивидуальная работа.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы.[3]

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организовывается в течение года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний об обитателях уголка, трудовых навыков и умений, развития наблюдательности.[4]

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

Литература:

1. Т.М.Бондаренко« Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет»

Воронеж  из–во «Учитель»        2002 год.;

2. Н. Кондратьева «Мы»-программа экологического образования. Воронеж : «Учитель»        2002г. ;

3.С. Н.Николаева «Юный эколог»- программа экологического  образования. Москва из–во «Мозаика -Синтез»2010г;

4. Н.А.Рыжова «Экологическое образование  в д/с» -Программа «Наш дом  природа». Москва: « АРКТИ»        2001г; 

5. Л.Т. Селихова  «Ознакомление с окружающим  миром и развитие  речи». Москва из – во «Мозаика -Синтез»        2006г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В   методической разработке раскрыты  новые подходы  к организации  математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....