Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
В методической разработке раскрыты новые подходы к организации математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_v_dou.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Разработана воспитателем
Соловьевой М.Е.
воспитателем ГБДОУ № 22 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Теоретические положения (основные научные направления) теории и методики развития
математических представлений у детей
Содержание обучения и развития, методы и приемы конструируются на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей
(Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддьяков, А.А.Столяр и др.)
Преимущественное развитие у детей сенсорных процессов и способностей (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.):
-включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия;
- самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности;
-использование моделирования
(«прочтения» моделей и действий
моделирования).
Первоначальное (до освоения чисел) овладение детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков – массы, длины, ширины, высоты (П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева, А.М.Леушина и др.).
Числа осваиваются вслед за упражнениями по сравнению величин путем измерения.
Становление и развитие определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А.А.Столяр, Р.Ф.Соболевский, Т.М.Чеботаревская, Е.А.Носова и др.)
Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать –познавать, творить»; развитие познавательных эмоций) ( З.А.Михайлова, Л.М. Кларина).
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного является развитие интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. (Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддьяков, А.А.Столяр и др.)
- Формирование представлений и элементарных понятий
- Развитие познавательных психических процессов
(восприятия,мышления,памяти,воображения,внимания,
речи).
Развитие самостоятельности, активности, инициативности,
коммуникативности, компетенций (ФГОС ДО).
- Овладение средствами и способами познания!!!!
Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.
Задачи в дошкольном возрасте
Развитие у детей логико-математических представлений ( представлений о математических свойствах и отношениях, предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях).
Развитие сенсорных ( предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочивание, разбиение.
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания ( воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений
(анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления.
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Развитие точной аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря .
Развитие активности и инициативности, познавательного интереса, самостоятельности, критичности ума.
Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности , настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Факторы отбора содержания
Личностно-развивающая направленность содержания
Социализирующая направленность содержания - приобретенный логико-математический опыт станет значимым личностным приобретением и обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности.
Содержание пропедевтично - сначала на чувственном потом на логическом уровне познание действительности и способствовать развитию мышления.
Соответствие содержания возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, ориентация на зону ближайшего развития!
Способы познания - от простого к сложному
Сравнение –нахождение сходства и различия между предметами
Непосредственнное сравнение
Наложение – по размеру, форме, цвету и др. признакам
Приложение – более сложный, пространственное приближение
Опосредованное сравнение
- С помощью предмета-посредника , веревочки , карандаша и пр.; счета , измерения.
Сериация – упорядочивание, выявление отношения порядка. Выявляется основание сериации: по нарастанию признака, по убыванию.
Классификация/ группировка - выделение основания и распределение объектов по классам, объединение в класс. ( усложнение: количество свойств) – развиваются аналитические способности , логические операции.
Способность к абстрагированию – важнейшая особенность логико-математического мышления. Она успешно развивается в дошкольном возрасте в процессе освоения способов познания с применением дидактических материалов ( Блоков Дьенеша, Палочек Кюизенера)
Приемы педагогической поддержки, помощи, активизации практической и умственной деятельности ребенка
Упрощенный прием воссоздания: составление силуэта наложением элементов головоломки на образец (размер элементов и изображения 1:1). Показ предметов, игрушек, картинок.
При составлении по контурному образцу предложить варианты условного обозначения размещения элементов игры (геометрическими фигурами, точками и другими знаками).
Использование образцов с указанием места расположения нескольких элементов.
Приобщение детей к последовательному анализу образцов, элементов игры, исходя из задуманного «образа». Учет порядка составления (сначала основные части – корпус корабля, туловище человека, животного).
Постепенный перевод детей к сокращению количества практических действий и увеличению мыслительных.
Составление тематических композиций (из одинаковых головоломок, разных, или полученных смешением элементов при условии использования двух полных комплектов): «Животные в зоопарке», «Животные пустыни», «Детская площадка» и др.
Дорисовка, раскрашивание, перенос силуэтов на листы бумаги, объединение по сюжету.
Объединение детей в малые группы (2-3 ребенка), выдвижение замысла и реализация его. Общение и сотрудничество в процессе выполнения.
Использование интеграции с другими видами деятельности: составление рассказов, сказок по мотивам воссозданного; выполнение в пластилине, карандаше, красках (или наоборот – сначала нарисовать, а потом – составить из головоломки, выбрав наиболее подходящую).
Приучить детей к определенному стилю умственной (интеллектуальной) деятельности: «Думай! (О чем?), Делай! (Как?), Получай результат! (Какой? творческий или копия)».
Использование приемов, способствующих освоению исследовательских умений (увидеть проблему, осознать трудность, выдвинуть пути, гипотезы преодоления и др.).
Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач
Гипотезы, предложения, мнение, советы.
Ассоциации, аналогии.
Преобразование способов поиска, задач, результата.
Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма».
Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций.
Догадка (инсайт, озарение): О чем надо догадаться? Что отгадать?
Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг).
Приемы мнемотехники.
Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений):
ТРИЗ: инверсия (наоборот), хорошо-плохо, наоборот (противоположности).
Элементы режиссерской, сюжетно- ролевой игры.
Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).
Проблемные ситуации и вопросы
Средство активизации мышления и овладения поисковыми действиями, умениями формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.
НАЗНАЧЕНИЕ- способствовать развитию творческих способностей ребенка
Постановка проблемных вопросов, заставляющих детей задуматься.
Как разрезать квадрат на треугольники?
Сколько разных способов вы можете предложить
Как помочь повару?
Логико-математические сюжетные игры
Е.А.Носова разработала комплекс игр и упражнений:
Игры на выявление и абстрагирование свойств предметов ( цвета, формы, размера, толщины)
Игры на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения
Игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями
Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность – включает поисковую активность , анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации.
Проявляется в детском экспериментировании –
активно-преобразующая деятельность
детей, существенно изменяющая
исследуемые объекты.
Формы (средства) организации детской исследовательской деятельности, используемые взрослым:
- проблемная ситуация (проблема, неизвестность, задача, вопрос, сложность, загадка, интрига);
- проблемно-игровая (практическая ситуация);
- опыты (экспресс-проверка частных случаев);
- эксперимент-игра, эксперимент (при условии специальной организации);
- обыгрывание, разыгрывание, фантазирование;
- интегрированные занятия;
- «комплексные» игры (Шмаков);
- «многовариантные» игры (Ситаров);
- игры-проекты (проектная деятельность в детском саду, детские проекты): конструируются, как правило, по закономерностям игровой технологии;
- исследование-игра
Творческие задачи, вопросы, ситуации
Давать такие задачи необходимо после того, как необходимые для решения представления уже имеются у ребенка.
Нарисуй кошку , не рисуя ее. ( можно нарисовать часть – знание о зависимости части и целого)
Нарисуй медведя в квадрате со стороной в 2 клетки , но так, чтобы он был самым большим ( относительность величины)
Как нарисовать солнце , если наш карандаш умеет рисовать только квадраты ( накладываем квадраты друг на друга, чем больше углов , тем больше похоже на круг)
Занимательная математика
Занимательные вопросы
Вопросы-шутки
Задачки в стихах
Загадки, пословицы, поговорки математические
Словесные игры
Логические концовки
Физкультминутки
Кроссворды
Головоломки
Математические фокусы
Ребусы
Сказки
Стихи
Веселые истории , словесные игры
Шашки, шахматы
Моделирование как средство логико-математического
развития детей
Основы освоения моделирования закладываются в дошкольном возрасте.
Моделирование – вид знаково- символической деятельности
Источником развития моделирования является детская деятельность, которой свойственна моделирующая направленность.
- Схематизированнные ( план комнаты)
Знаковые ( цифры, знаки)
Плоскостные – объемные ( время- текучесть, непрерывность)
Видов моделей очень много ( в зависимости что поставлено в основу классификации)
- Вещественные ( специальный дидактический материал, Блоки Дьенеша, палочки Кюищзенера)
- Предметные, предметно-схематические, графическую ( по форме выражения)
РАЗВИТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ:
Действиями замещения ( 3-4 года)
Средство познания ( 4-6 лет)
Способом познания, собственно моделированием ( 6 лет и старше)
Образцы к играм с кубиками, временные понятия, пространственные - схемы комнат, планы , в природе, Блоки – обозначение свойств , образцы для плоскотного моделирования , веселые человечки ( ориентировка на себе)
Моделирование в ориентировке во времени!!! - плоскостные , объемные модели !
Игровые формы организации детской деятельности (познавательной)
Игровые ситуации (творческие). Игровые развивающие ситуации. Игровые образовательные ситуации. Образовательные развивающие ситуации.
Образовательные ситуации (основной вид совместной деятельности воспитателя и ребенка).
Проблемно-игровые ситуации (сочетание проблемности и игры).
Проблемно- практические (проблемность и практические действия).
Обыгрывание: рассказа, сказки, истории, пословицы, стихотворения (вариант - в сочетании), с использованием ковролина, полифункциональных пособий, магнитной доски и т.д.
Совместная деятельность взрослого и ребенка на сюжетной основе (сюжет заготовлен заранее или составляется по ходу).
Математические игры (с игровым началом, наличием сюжета и подведением итога).
Логические игры в старшем дошкольном возрасте с частичным обыгрыванием, действиями игровой направленности (развивающие, дидактические).
Игровой тренинг по сюжету, с игровым замыслом, игровым сопровождением практической деятельности детей).
Экспериментирование (развитие деятельности по ходу сюжета). Исследовательская деятельность (поисковая с использованием исследовательских умений).
Сюжетные логико-математические игры (вид социально-организованной деятельности). Игровые формы взаимодействия с детьми.
Импровизации на темы, предложенные детьми (обогащение содержания, игровая позиция взрослого и детей, решение образовательных задач).
КВН, Умники и умницы, АБГДЕЙ-ка и другие по мотивам детских телепередач.
Развлечения и детские проекты: «Как много интересного вокруг»,
«Рисуем математику», «Маленькие дизайнеры».
Характеристика игровых технологий
Деятельность каждого участника – добровольная, нестандартная, отсутствует насилие над личностью.
Увлеченность деятельностью обеспечивается за счет целевых практических, умственных действий, возможности общаться, общей динамики, установки на результат.
Игровой мотив обеспечивает успешность: представить, вообразить, предложить, догадаться и т.д.
Развитию действий в условиях реализации игровых технологий свойственен порядок, отсутствие хаотичности, что привлекает детей.
Имеют место элементы неопределенности, недосказанности, что настраивает детей на поиск.
В ходе игровых технологий стремление участников к длительной игре по правилам обеспечивает естественное самоограничение своих негативных проявлений.
Игровая атмосфера и обстановка являются стимулом активности.
В условиях реализации игровых технологий осуществляется постепенное сплочение детей по интересам, возможностям, создание игровых коллективов.
Обязательные требования к организации игровых форм обучения и развития детей
Все этапы базируются на индивидуально-дифференцированном подходе к ребенку.
Игровая технология – повторима в других условиях, обстановке.
Конструируется игровая технология для ребенка, а не для педагога.
Обучение пошаговое, без насилия. «Шагаем» в соответствии с внутренней логикой процесса освоения»
Наличие обратной связи, системы контроля, рефлексии
Возможны разные варианты построения игровой технологии:
Развивающая предметно-пространственная среда
Естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
- Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.
Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого , а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Компоненты среды:
Предметное содержание
Пространственная организация
Изменение во времени
Требования
к развивающей предметно-пространственной среде
Насыщенность ( соответствие возрастным возможностям детей, содержанию Программы)
Трансформируемость пространства ( изменение от образовательной ситуации)
Полифункциональность материалов ( для решения различных задач математического развития, в разных видах деятельности)
Вариативность ( наличие различных пространств для игры на столе, на полу, обеспечение свободного выбора; периодическая сменяемость)
Доступность ( доступна , в том числе для детей с ОВЗ, свободный доступ)
Безопасность ( надежность , безопасность использования)
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Игры, предметы, игровые материалы для совместной и самостоятельной деятельности ( например: геометрический конструктор, развивающие игры, головоломки, пазлы и др.)
Учебно-методические пособия , модели, используемые в процессе обучения (например: числовая лесенка, обучающие книги, рабочие тетради и др.)
Оборудования для осуществления детьми разнообразных деятельностей ( например: материалы для экспериментирования, измерений)
Магнитная доска , фланелеграф/ковролин , клетчатая доска , Коврограф ( В.В.Воскобовича и др.)
Электронно-образовательные ресурсы ( ЭОР), интерактивная доска.
Универсальные полифункциональные дидактические средства ( Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера , Конструктор ТИКО и пр.)
В соответствии с возрастом детей
ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
направленная на развитие личности ребенка,
проявление самостоятельности, активности, саморазвития
на основе познавательно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...
Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.
Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....