ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья (старшая группа) на тему

ШИШОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса к сюжетно-ролевым играм современных дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishova_statya.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное детство - большой отрывок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи постепенно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он пытается включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что в современных условиях жизни сделать невозможно. Из этого противоречия рождается ролевая игра как способ действовать как взрослый и постепенно становится самостоятельной деятельностью детей, позволяющая моделировать жизнь взрослых. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воспроизводит заинтересовавшие стороны жизни, отношения между людьми, события.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в форме игры.  Игра является одним из сквозных механизмов развития ребёнка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» [3.пункт2.7]. 

Нами был проведен опрос детей в старшей группе  МБДОУ «Детский сад «Капитошка»,  «Твоя любимая игра». По его результату мы выявили, что на первом месте: у девочек - «Принцессы» (38%); у мальчиков - «Человек-паук» (43%); на втором месте: «Дочки-матери» (31%), «Зомби» (32%), на третьем: «Лошадки Понивиль» (21%), «Трансформеры» (17%).

Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста показали следующие характеристики: слабо развитый сюжет, однотипность игровых действий, конфликтность между детьми, неумение принимать определенную роль и «вести» ее на протяжения всей игры, тематика и содержание игр однообразные.

В связи с выявленной проблемой нами был составлен банк тематических сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста на весь учебный год (с сентября по май). Темы игр определялись в соответствии с лексическими темами, что являлось логическим продолжением непосредственной образованной деятельности, а сами игры организовывались недирективным способом, учитывая интересы воспитанников. Приведем перечень игр на сентябрь.

Банк тематических сюжетно-ролевых игр.

Месяц

Лексическая тема

Сюжетно-ролевая игра

Сентябрь

      1.Овощи и фрукты

1. «Овощной магазин»

2. «Фруктовый магазин»

3. «Веселые огородники»

4. «Во саду ли в огороде»»

2.Деревья

1. «Лесники»

2. «В гостях у дедушки Ау»

3. «Экологи»

4. «Зеленая планета»

3.Ягоды

             1. «В лес по ягоды

             2. «Экологи»

             3. «В стране ягод»

             4. «Ягодное варенье

4.Грибы

             1 «На лесной полянке»

             2. «Экологи»

             3. «Грибники»

 4. «Грибная столовая»

Итоговое мероприятия

           «Праздник осени»

Мы планомерно и систематически добавляли новые сюжетно-ролевые игры в совместной и непосредственно образовательной деятельности. Изготавливая атрибуты к играм, придумывая новые события, героев, маршрут, мы исходили из запросов детей, что в свою очередь позволило нам интегрировать несколько образовательных областей (речевое, познавательное и художественно-эстетическое). Основное место в наших сюжетно-ролевых играх занимал творческий подход к руководству детской игрой, возможность ребенка перенести полученный опыт в реальную жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо установить партнерские отношения с родителями и ДОУ. Исходя из этого, мы в своей работе активно привлекали родителей, которые выполняли определенные задания. Например, планируя сюжетно-ролевую игру «Парад игрушек», рекомендовали родителям вместе с детьми придумать новую игрушку и презентовать ее, принимая участие в игре «Фабрика игрушек».

Очень интересными получались сюжетно-ролевые игры детей совместно с родителями, которые проводились один раз в месяц как итоговое мероприятие. Как правило, дети с родителями продумывали свои костюмы, подбирали к ним стихи, создавали свой герб или девиз. Все зависело от тематики сюжетно-ролевой игры.

После проведенной целенаправленной работы опрос и наблюдения показали, что заметно расширился круг игр, в которые стали  играть дети. Девочки с удовольствием играют  в самостоятельной деятельности в «Дом мод», «Флористы», «Остов Чунга-Чанга»,  мальчики - «МЧС», «Дальнобойщики», «Фермеры».

Такой подход к организации образовательной деятельности позволил повысить качество проводимых сюжетно-ролевых игр, обогатить сюжеты, разнообразить действия, научить ребёнка играть свою роль до завершения игры, уметь самостоятельно договариваться, решая проблемы, возникающие в ходе игры, а также сплотить детский коллектив и раскрыть творческий потенциал детей.

Литература:

1.  Алябьева Е.А.  Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. Сфера, 2014 г.

2.Виноградова Н. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. Айрис- Пресс, 2011г.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»...

Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...