Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
материал (старшая группа) на тему

Надежда Николаевна Жданова

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста по двум направлениям: развитие интеллектуальных способностей и развитие художественных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanova_n.n._tezisy.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Жданова Надежда Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино

Верещагинский МР

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

С введением ФГОС ДО, педагогические коллективы ДОУ самостоятельно определяют содержание и формы образовательной работы.Здесь сразу возникает множество вопросов. Вот некоторые из них: Как выявить одаренного дошкольника? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду?

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.(Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Существуют следующие виды одаренности (В.В. Щорс):

- художественная одаренностьв свою очередь делится на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основывается на эмоциональной сфере;

- творческая одаренностьпроявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении;

- социальная (лидерская) одаренность -исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- интеллектуальная и академическая одаренностьспособность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению;

- двигательная (психомоторная) одаренность - исключительно спортивные способности;

- духовная одаренность  - связана с моральными качествами, альтруизмом;

- практическая одаренностьпроявляется в том, что люди с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни.

Характерные признаки одаренного ребенка:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминает услышанное или прочитанное;

- решает сложные задачи, требующие умственного усилия;

- задает много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает;

- оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное.

Принципы обучения одаренных детей:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

3. Принцип учета возрастных возможностей.

По результатам наблюдений и педагогической диагностики в  группе  было выявлено 3 ребенка, имеющих высокие результаты развития в разных  направлениях деятельности. У них определены следующие виды одаренности: художественная и интеллектуальная.

Перед собой я поставила цель: создание условий для развития художественной и интеллектуальной одарённости  у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

1. Организовать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;

2. Пополнить  развивающую предметно – пространственную среду развивающими играми, нестандартными материалами для изобразительной деятельности, а также художественной и познавательной литературой.

3. Мотивировать детей и родителей на участие в  мероприятиях разного уровня (ДОУ, район, край)

4. Оказать  помощь родителям в развитии индивидуальных возможностей и способностей детей.        

В нашей группе были созданы специальные условия:

  • В детском саду создана атмосфера доброжелательности и заботы по отношению к каждому ребенку, формирующая чувство собственной значимости, поощряющая проявление его индивидуальности.
  • Введена система психолого- педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживание их дальнейшего развития.
  • В работе  используются различные нетрадиционные методы и приемы, современных образовательных  технологий, в том числе игровых.
  • В детском саду работают высококвалифицированные педагоги:  «узкие» специалисты, воспитатели.
  • Создана развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая все виды деятельности ребенка (развивающие игры, нестандартные материалы для изобразительной деятельности, художественная и познавательная литература)
  • Дети включены в деятельность кружков, согласно их интересов,  увлечений и способностей.
  • Дети принимают активное участие в праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях.
  • Осуществляется сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности детей.

Поскольку выявлена одаренность детей 2-х видов, то и система работы по развитию детской одаренности выстроена соответственно в 2-х направлениях – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Блок работы по развитию интеллектуальных способностей включает в себя следующее:

- Игротека «Развивайка»;

- Вечер развивающих игр (еженедельно), таких как «Танграм», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Фигура из треугольников», «Палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича», вкладыши Монтессори;

- Разработка детской исследовательской работы, её презентация на уровне ДОУ;

- Участие в районном конкурсе ДИР «Фиксики» в марте 2018 года.

- Выставка поделок из разных видов конструктора «Мое изобретение».

Блок работы по развитию художественных способностей включает в себя следующее:

- Участие в праздничной программе ко Дню пожилого человека (разучивание стихов, исполнение песни);

- Подготовка  и участие в фестивале сказок «Там на неведомых дорожках…» - это возможность исполнения детьми главных ролей в постановке сказки «Заюшкина избушка», результат –I место на уровне ДОУ, IIместо – на уровне района;

- Участие в муниципальном конкурсе чтецов, посвященному творчеству К.И. Чуковского «Поэтическое кафе»,результат – выход в финал конкурса;

- Участие в районном конкурсе «Моя малая Родина», результат -  II место;

- Участие в районном конкурсе «Символ года 2018»;

- Участие в районном конкурсе «Пожарная тревога»;

- Организация персональных выставок рисунков «Моё творчество»;

Методы и формы работы с одаренными детьми достаточно разнообразны. В своей работе я использую как групповые, так и индивидуальные формы работы. Такие дети должны обучаться в группах вместе с другими воспитанниками, что позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации и для выявления скрытой до определенного времени одаренности.

На групповых занятиях я поручаю ребенку со способностями выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий, объединяю детей с разными типами одаренности для работы над этими заданиями. При освоении более сложного программного материала назначаю их проектировщиками (консультантами) в помощь другим детям.

Результаты развития детской одаренности прослеживаются через результативноеучастие детей в конкурсах, фестивалях, а также положительную динамику движения ребёнка в  «Базе одарённых детей» Верещагинского муниципального района (количество и качество участия в конкурсах различного уровня – муниципального, краевого, Российского).

Библиографический список

  1. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.
  2. Щорс В. В. Организация работы с одаренными детьми / В. В. Щорс // Технология. Все для учителя! – № 11. – 2014. – С. 2-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)

Вашему вниманию предоставляется  Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми  старшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ) (Срок: ...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

Краткая аннотация.Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.Введение.Федеральный государственный образоват...