Главные вкладки

    Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
    материал (старшая группа) на тему

    Надежда Николаевна Жданова

    В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста по двум направлениям: развитие интеллектуальных способностей и развитие художественных способностей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhdanova_n.n._tezisy.docx27.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    Жданова Надежда Николаевна,

    воспитатель высшей квалификационной категории

    МБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино

    Верещагинский МР

    В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

    Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

    В.А. Сухомлинский

    С введением ФГОС ДО, педагогические коллективы ДОУ самостоятельно определяют содержание и формы образовательной работы.Здесь сразу возникает множество вопросов. Вот некоторые из них: Как выявить одаренного дошкольника? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду?

    Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.(Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.)

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Существуют следующие виды одаренности (В.В. Щорс):

    - художественная одаренностьв свою очередь делится на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основывается на эмоциональной сфере;

    - творческая одаренностьпроявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении;

    - социальная (лидерская) одаренность -исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

    - интеллектуальная и академическая одаренностьспособность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению;

    - двигательная (психомоторная) одаренность - исключительно спортивные способности;

    - духовная одаренность  - связана с моральными качествами, альтруизмом;

    - практическая одаренностьпроявляется в том, что люди с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни.

    Характерные признаки одаренного ребенка:

    - на занятиях все легко и быстро схватывают;

    - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

    - быстро запоминает услышанное или прочитанное;

    - решает сложные задачи, требующие умственного усилия;

    - задает много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает;

    - оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения;

    - очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное.

    Принципы обучения одаренных детей:

    1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

    2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    3. Принцип учета возрастных возможностей.

    По результатам наблюдений и педагогической диагностики в  группе  было выявлено 3 ребенка, имеющих высокие результаты развития в разных  направлениях деятельности. У них определены следующие виды одаренности: художественная и интеллектуальная.

    Перед собой я поставила цель: создание условий для развития художественной и интеллектуальной одарённости  у детей старшего дошкольного возраста.

    Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

    1. Организовать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;

    2. Пополнить  развивающую предметно – пространственную среду развивающими играми, нестандартными материалами для изобразительной деятельности, а также художественной и познавательной литературой.

    3. Мотивировать детей и родителей на участие в  мероприятиях разного уровня (ДОУ, район, край)

    4. Оказать  помощь родителям в развитии индивидуальных возможностей и способностей детей.        

    В нашей группе были созданы специальные условия:

    • В детском саду создана атмосфера доброжелательности и заботы по отношению к каждому ребенку, формирующая чувство собственной значимости, поощряющая проявление его индивидуальности.
    • Введена система психолого- педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживание их дальнейшего развития.
    • В работе  используются различные нетрадиционные методы и приемы, современных образовательных  технологий, в том числе игровых.
    • В детском саду работают высококвалифицированные педагоги:  «узкие» специалисты, воспитатели.
    • Создана развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая все виды деятельности ребенка (развивающие игры, нестандартные материалы для изобразительной деятельности, художественная и познавательная литература)
    • Дети включены в деятельность кружков, согласно их интересов,  увлечений и способностей.
    • Дети принимают активное участие в праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях.
    • Осуществляется сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности детей.

    Поскольку выявлена одаренность детей 2-х видов, то и система работы по развитию детской одаренности выстроена соответственно в 2-х направлениях – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

    Блок работы по развитию интеллектуальных способностей включает в себя следующее:

    - Игротека «Развивайка»;

    - Вечер развивающих игр (еженедельно), таких как «Танграм», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Фигура из треугольников», «Палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича», вкладыши Монтессори;

    - Разработка детской исследовательской работы, её презентация на уровне ДОУ;

    - Участие в районном конкурсе ДИР «Фиксики» в марте 2018 года.

    - Выставка поделок из разных видов конструктора «Мое изобретение».

    Блок работы по развитию художественных способностей включает в себя следующее:

    - Участие в праздничной программе ко Дню пожилого человека (разучивание стихов, исполнение песни);

    - Подготовка  и участие в фестивале сказок «Там на неведомых дорожках…» - это возможность исполнения детьми главных ролей в постановке сказки «Заюшкина избушка», результат –I место на уровне ДОУ, IIместо – на уровне района;

    - Участие в муниципальном конкурсе чтецов, посвященному творчеству К.И. Чуковского «Поэтическое кафе»,результат – выход в финал конкурса;

    - Участие в районном конкурсе «Моя малая Родина», результат -  II место;

    - Участие в районном конкурсе «Символ года 2018»;

    - Участие в районном конкурсе «Пожарная тревога»;

    - Организация персональных выставок рисунков «Моё творчество»;

    Методы и формы работы с одаренными детьми достаточно разнообразны. В своей работе я использую как групповые, так и индивидуальные формы работы. Такие дети должны обучаться в группах вместе с другими воспитанниками, что позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации и для выявления скрытой до определенного времени одаренности.

    На групповых занятиях я поручаю ребенку со способностями выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий, объединяю детей с разными типами одаренности для работы над этими заданиями. При освоении более сложного программного материала назначаю их проектировщиками (консультантами) в помощь другим детям.

    Результаты развития детской одаренности прослеживаются через результативноеучастие детей в конкурсах, фестивалях, а также положительную динамику движения ребёнка в  «Базе одарённых детей» Верещагинского муниципального района (количество и качество участия в конкурсах различного уровня – муниципального, краевого, Российского).

    Библиографический список

    1. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.
    2. Щорс В. В. Организация работы с одаренными детьми / В. В. Щорс // Технология. Все для учителя! – № 11. – 2014. – С. 2-10.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

    Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

    Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

    Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

    Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

    Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

    Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

    Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)

    Вашему вниманию предоставляется  Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми  старшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ) (Срок: ...

    Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

    Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...