ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
проект (подготовительная группа)

Казакова Марина Владимировна

Краткая аннотация.

Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.

Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

К моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовленными к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.

Актуальность.

Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли.  Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания,  улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.

Проблема Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.

В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе.

Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
  •  - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию  движений;
  • стимулировать речевую активность у детей.

 Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Гипотеза

Если в группе дошкольников создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий в системе, то получим всесторонне-развитого дошкольника готового к успешному обучению в школе.

Участники проекта: дети подготовительной группы в возрасте 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

Методы и приемы работы:

  • Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
  • Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
  • Практические (нейроигры, упражнения).
  • Нейродинамическая гимнастика.
  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и  упражнения, дидактический материал).

Интеграция образовательных областей: в ходе реализации проекта происходит интеграция всех образовательных областей.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.

Для родителей:

  • повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.

Практическая значимость проекта

Проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, принтер, колонки. Развивающие зоны с набором нейроигр в каждой. Картотеки нейроигр по всем образовательным направлениям и режимным моментам.

Продукт проекта: Картотека нейроигр и упражнений для всех образовательных областей, лэпбук «Нейроигры», памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем», «Как играючи помочь ребенку?» изготовление нейроигр своими руками «Мастер-класс», оформление уголка.

Критерии оценки и показатели эффективности проекта:

Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этап реализации

проекта, цели этапа

Содержание и методы деятельности

1-й этап подготовительный (август 2023)

«Организационный»

Цели этапа:

-Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

-Создание организационной основы реализации проектной деятельности.

-Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика детей.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

2-й этап основной (сентябрь 2023 –апрель 2024)

«Концептуальный»

 Цели этапа:

-Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.

-Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта.

Работа с родителями воспитанников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

3-й этап заключительный (май 2024)

«Аналитический»

 Цели этапа:

-Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.

-Тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 

 

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов использования нейроигр;

- скоординированности действий всех участников проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях модернизации дошкольного образования всестороннее развитие стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную, интеллектуальную, речевую деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.

Промежуточные результаты диагностики, проведенные в декабре 2023 года, показывают увеличение числа детей с повышение интереса к занятиям, на которых используются нейроигры и упражнения. Дети стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом развитии дети стараются проговаривать слова в ходе выполнения ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.

Родители все чаще обращаются с просьбами посоветовать какие-то новые нейроигры и упражнения, говорят о том, что дети увлеченно сидят дома и занимаются. Что не может не радовать педагога.

Использование нейроигр и упражнений в практике педагога ДОУ считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и  всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

2.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

4.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

6.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.      Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

8.      Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.

9.      Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_k_proektu_2023-2024.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПРИНЯТО                                                                            УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                   приказом заведующего МБДОУ

Протокол №     от              г.                                                «Лямбирский детский сад №2

Председатель педагогического                                           «Родничок» №     от            г.

совета                                                                                      

______________Ефремова О.В.                                          _______________/И.В. Борисова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Использование нейроигр и упражнений

 в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

                                                                                        Автор проекта:

                                                                                   Воспитатель

                                                                                           Казакова Марина

                                                                                       Владимировна

Лямбирь 2023

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

Основной разработчик проекта

Казакова Марина Владимировна

Тип проекта

Инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки и этапы реализации проекта

2023-2024 учебный год.

Участники проекта

- воспитатели подготовительной группы

-воспитанники подготовительной к школе группы;

-родители (законные представители) воспитанников.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Краткая аннотация.

Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.

Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

К моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовленными к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.

Актуальность.

Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли.  Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания,  улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.

Проблема Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.

В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе.

Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
  •  - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию  движений;
  • стимулировать речевую активность у детей.

 Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Гипотеза

Если в группе дошкольников создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий в системе, то получим всесторонне-развитого дошкольника готового к успешному обучению в школе.

Участники проекта: дети подготовительной группы в возрасте 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

Методы и приемы работы:

  • Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
  • Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
  • Практические (нейроигры, упражнения).
  • Нейродинамическая гимнастика.
  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и  упражнения, дидактический материал).

Интеграция образовательных областей: в ходе реализации проекта происходит интеграция всех образовательных областей.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.

Для родителей:

  • повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.

Практическая значимость проекта

Проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, принтер, колонки. Развивающие зоны с набором нейроигр в каждой. Картотеки нейроигр по всем образовательным направлениям и режимным моментам.

Продукт проекта: Картотека нейроигр и упражнений для всех образовательных областей, лэпбук «Нейроигры», памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем», «Как играючи помочь ребенку?» изготовление нейроигр своими руками «Мастер-класс», оформление уголка.

Критерии оценки и показатели эффективности проекта:

Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации

проекта, цели этапа

Содержание и методы деятельности

1-й этап подготовительный (август 2023)

«Организационный»

Цели этапа:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

Создание организационной основы реализации проектной деятельности.

Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика детей.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

2-й этап основной (сентябрь 2023 –апрель 2024)

«Концептуальный»

 Цели этапа:

Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.

Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта.

Работа с родителями воспитанников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

3-й этап заключительный (май 2024)

«Аналитический»

 Цели этапа:

Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.

Тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 

 

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов использования нейроигр;

- скоординированности действий всех участников проекта.

Заключение

В условиях модернизации дошкольного образования всестороннее развитие стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную, интеллектуальную, речевую деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.

Промежуточные результаты диагностики, проведенные в декабре 2023 года, показывают увеличение числа детей с повышение интереса к занятиям, на которых используются нейроигры и упражнения. Дети стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом развитии дети стараются проговаривать слова в ходе выполнения ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.

Родители все чаще обращаются с просьбами посоветовать какие-то новые нейроигры и упражнения, говорят о том, что дети увлеченно сидят дома и занимаются. Что не может не радовать педагога.

Использование нейроигр и упражнений в практике педагога ДОУ считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и  всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

2.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

4.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

6.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.      Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

8.      Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.

9.      Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

 

Месяц

 

Содержание работы с детьми

 

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

 

Сентябрь-октябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

-Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия Нейрокарточки

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Пополнение речевого центра картотекой нейроигр и упражнений.

 

Ноябрь-декабрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

 

Январь.

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

- Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия «Жесты».

Круглый стол для педагогов «Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

февраль

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

март

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия Нейротаблички (говорим-дышим-показы

ваем)

Иготовление нейроклассиков: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»

 

апрель

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики»

Демонстрация занятий по использованию нейроигр и упражнений, в сети интернета;

 

май

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Демонстрация занятия с элементами нейроигр и кинезиологических упражнений

«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».

 

Приложение 2.

 Содержание игр

Игры, направленные на развитие познавательных способностей

Игра «Зеркальное рисование».

Цель: развитие умения ориентировки на листе бумаги, графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Материалы:        набор        картинок        разного        уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.

Ход игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.

Игра «Повтори по точкам» – игра разных уровней сложностей.

Цель: закрепляют знания о природном и предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление.

Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.

Первый уровень сложности – это простые схемы, второй уровень – это усложненные схемы с большим количеством точек, как правило состоящие из нескольких деталей.

Ход игры: предложить детям повторить заданный рисунок-схему по точкам. Главное условие – правильно посчитать количество точек, которое отведено на отдельный элемент. Игра очень увлекает детей и закрепляет много знаний по разным образовательным областям.

Игра «Дорисуй рисунок».

Цель: закрепление математических и пространственных знаний, развитие творческого воображения, дети знакомятся с понятием симметричность предметов. Данные игры способствуют активизации мыслительных процессов, которые подкрепляются нейронными связями в головном мозге.

Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, легко стираемые маркеры.

Ход игры: по сигналу взрослого ребенок должен повторить уже прорисованный рисунок с другой стороны. Дорисовать часть рисунка. Данную игру так же можно разделить на несколько уровней сложности. Начать от простого – несложные

геометрические фигуры, и усложнять до интересных многокомпонентных рисунков. Можно предложить детям посоревноваться на скорость, а также поменять «рабочую руку» (с правой на левую, и наоборот).

«Нейротаблица или покажи одновременно»

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей., оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.

Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.

Игра «Сложи целое». 

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов. Материалы: из фетра, картона, фоармина вырезать разнообразные детали одной целой картинки. Из разного материала можно вырезать несколько фигур.

Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую картинку и маленьких деталей. Для развития пространственных представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге лучше использовать многокомпонентные картинки. В нашем случае это был цветок с улыбчивым лицом. Дети играли в малых группах, соревнуюсь друг с другом. Кто же быстрее соберет все детали цветка на нужное место. Игра усложняется тем, что детям не предлагался образец картинки.

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Применение нейропсихологических игр позволяют решать одновременно с познавательными задачами, задачи социально – коммуникативного развития, такие как умение выбирать участников по совместной деятельности, умение самостоятельно выбирать род занятий, ставить задачи и решать их, сообща играть, помогать друг другу.

В игре «Кто быстрее» используем поп- ит, который так любят дети.

Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах.

Материалы: поп-ит для каждого участника игры, карточки с цифрами, фасоль или рукой одручный материал, который поместится в отверстие поп-ита.

Ход игры: каждый из игроков вытягивает карточку с цифрой от 1 до 10 и на скорость каждому необходимо одновременно двумя руками и лопнуть «пузырик» и вложить в него фасоль. Можно предложить два варианта игры: сначала только нажимать на поп-ит одновременно двумя руками выпавшее количество «пузырьков». Второй вариант – и нажимать, и вкладывать фасоль. Чем больше участников игры – тем интереснее. Игра носит соревновательный характер, дети соревнуются в скорости счёта до 10. Складывать мелкие детали в отверстия поп-ит не так то и просто, но дети с удовольствиям выполняют задания любого уровня сложности. Так дети учатся радоваться своим успехам и успехам товарища, а дух здорового соперничества побуждает их активнее и быстрее выполнять поставленные задачи.

Игра «Повтори фигуры». Цель: тренировать кратковременную память, закрепить знания о геометрических фигурах.

Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур.

Описание игры: В начале игры дети внимательно рассматривают заданный алгоритм, оторый состоит из разноцветных геометрических фигур и выкладывают его двумя руками одновременно. Игра проводится в групповой и индивидуальной форме. Так ребята запоминают геометрические фигуры и учатся управлять своими эмоциями при выигрыше и проигрыше. Эту игру можно усложнять - начинать с простых фигур и дальше добавлять более сложные.

 «Повтори ряд»(она усложнена карточками с более сложным алгоритмом и мелкими деталями)

Цель: тренировать кратковременную память, умение радоваться победам товарища, закрепить знания о геометрических фигурах.

Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур.

Описание игры: нами были составлены разного уровня сложности алгоритмы, которые детям необходимо было выложить на магнитных досках мелкими разноцветными деталями и главное, двумя руками одновременно. В этой игре мы объединили сразу несколько областей развития: счет, сенсорные эталоны, пространственное мышление, кратковременную память.

Игра «Запоминалочка».

Цель игры - развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти

Описание игры: Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу. Например:

Улица

Зелёная улица.

Зелёная улица с домиками.

Зелёная улица с красивыми домиками.

Игра «Ухо – нос – хлопок».

Цель: улучшение мыслительной деятельности, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Описание игры: Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью да наоборот.

Конспект родительского собрания

в подготовительной к школе группе

на тему «Взаимодействие семьи и детского сада по ознакомлению с нейроиграми»

Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр.

Материалы и оборудование: презентация «Как мы играем в нейроигры в детском саду», компьютер, мультимедийный проектор, линейки, карандаши цветные, картон цветной, картотека нейроупражнений и игр.

Ход собрания.

Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие, взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. А какие Вы знаете игры? (ответы родителей). В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры.

Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? В какие игры Вы любили играть в детстве? (ответы родителей). Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, доганялки и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Чем сейчас увлекаются наши дети? (ответы родителей). Современные детки ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены.

Сегодня, мы хотим рассказать вам о нейройграх. И так, что же такое нейроигры? (ответы родителей). Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой. Пугающее слово – нейроигры – не требуют вмешательства медикаментов. Неироигры являются доступным средством для развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что данный вид игр содержат в себе развивающий потенциал, а любую развивающую игру отнести к нейроиграм. Нейропсихологи (Семако Н.Я., Судовская Н.В., Праведникова И.И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет.

Как Вы думаете, кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Нейропсихологические игры и упражнения полезны и взрослым и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.

Уважаемые родители, предлагем погрузиться в детство, немного поиграть.

Встаньте посвободнее, повторяйте за мной.

Замечательно, немного размялись, присаживайтесь. Поиграли сами, научите дома  деток.

2. Мастер – класс с родителями

Какие нейроигры или нейропсихологические упражнения Вы можете назвать? Чем привлекательны нейроигры? (ответы родителей). Их можно не только приобрести в

магазине, но и создать самому. Нужно лишь желание, а все необходимое находится на столах.

Нейроигра на внимание «Животные»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки домашних животных. Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку домашних животных, чтоб животные соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных кошка, на больших собака и т.д.

Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать знакомых животных, а затем показать животных соответствующими пальцами рук.

Вариация может быть любая – от животных до фруктов, главное желание.

Нейротаблица на сенсорное развитие «Веселые фигуры»

Материал: лист бумаги А4, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, линейка. Структура: вырезаем круги одного размера 8 шт, разных цветов 2 комплекта. Расчертить пополам лист бумаги, наклеить круги так, чтоб они не повторяли местоположение.

Как играть: предложите ребенку назвать цвета кругов. Помогите, если затрудняется. Предложите показывать одновременно левым и правым пальчиком круги, которые вы назовете.

Если ребенок хорошо знаком с геометрическими фигурами, можно усложнить, добавить квадрат, треугольник.

3 Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки»

Материал: лист А4, фломастеры, линейка.

Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем на 5 одинаковых частей. В верхней левой части рисуем круг, в правой верхней части рисуем овал, затем ниже чередуем овал, круг и так рисуем до конца листа. На начальном этапе берем один цвет.

Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп: сначала медленно – быстрее – быстро. Главное это делать одновременно двумя руками, это не так то и просто!

«Зеркальное рисование» способствует развитию умения ориентировки на листе бумаги, закреплению понятий «лево/право», счету. Развивает графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Описание игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.

Игра «Ухо – нос – хлопок» Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Возраст: 4 – 7 лет. Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».

Давайте подведем итог:

Какие из предложенных нами игр Вам понравились больше всего и почему? (ответы родителей). Практика показала, что использование игр и нейропсихологических приемов, описанных в данной разработке, благоприятно сказалось на развитии умственных способностей дошкольников. В результате организации интегрированных видов деятельности, у детей развились и были скорректированы многие психо- эмоциональные процессы.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают мозговую активность, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают умственную деятельность, улучшают память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений (игр) для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате чего, новое учение становиться более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Вот такие нехитрые игры помогут вашему ребенку в полноценном развитии. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет легкой, веселой, интересной. Покажите ребенку, как нужно играть с улыбкой на лице, а если он не хочет – не заставляйте. Подождите, пока у ребенка будет настроение или когда он заскучает, и предложите ему игру.

Благодарю родителей за уделенное время, предлагаю взять свои игры домой, поиграть с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований»

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же т...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...