Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
статья по логопедии (подготовительная группа)

Жаркова Елена Вячеславовна

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и укрепляло его.

         Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в логопедическую практику здоровьесберегающих образовательных технологий.

        Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект применения здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Особенности развития детей с речевыми недостатками

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение общей и мелкой моторики;

- нарушение дыхания и голосообразования;
- повышенная утомляемость;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико– пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения;

- расстройство памяти (особенно слуховой).

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

В течение двух лет я работаю над темой«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта».

         Цель моей работы: оказание логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим отклонения в развитии устной речи, через применение здоровьесберегающих технологий.

          В своей практической деятельности в работе с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

          Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение с детьми помогло улучшить кровоснабжение артикуляционных органов; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика.

         Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводила работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Дыхание помогло повлиять на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Развитие общей моторики.

          Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.

Внедрила  в свою практику упражнения направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

          Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

          На каждом занятии применяла пальчиковую гимнастику, которая занимает прочное место в занятиях с каждым ребенком. Сочетала упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су-Джок терапия.

         Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Применяла  шары – “ежики” с колечками,  детям очень нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Массаж и самомассаж.

         При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В своей работе я применяла: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); самомассаж языка.

Релаксация.

           Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

           Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

          Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика.

          Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

В работе с родителями применяю следующие формы взаимодействия:

  1. Проведение родительского собрания (мастер-класса): «Артикуляционная и дыхательная гимнастика и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи».
  2. Изготовление буклетов для родителей: «Закрепление правильного произношения звуков в домашних условиях», «Игры с прищепками», «Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой», «Подготовка руки ребенка к письму в школе», «Развитие речи детей в семье», «Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи».
  3. Проведение консультаций для родителей: «Мнемотехника. Как работать с мнемотаблицей», «Наши пальчики и речь», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения», «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие. Речь и моторика», «О правильном речевом дыхании», «Речевая готовность к школе», «Использование сенсорных игр для развития речи детей».
  4. Информация на сайт ДОО для родителей: «Гимнастика и массаж губ», «Развитие правильного речевого дыхания», «Развиваем пальчики - улучшаем речь», Су-Джок терапия».
  5. Индивидуальные консультации для родителей: «Развиваем пальчики -               стимулируем речевое развитие. Речь и моторика», «О правильном речевом     дыхании», «Речевая готовность к школе».
  6. Презентация: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».

 

Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, педагогом-психологом ДОУ позволило пополнить методическую базу по данной теме.

В результате использования множества приемов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, их использование в коррекционной работе с дошкольниками дало положительные результаты:

- повысилась работоспособность, выносливость;

- развилась общая и мелкая моторика;

- повысилась речевая активность;

- повысилась обучаемость, улучшилось внимание, восприятие;

- снизилось эмоциональное напряжение и тревожность.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии оптимизировали процесс коррекции речи детей, позволили интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharkova_e.v.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

        В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и укрепляло его.

         Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в логопедическую практику здоровьесберегающих образовательных технологий.

        Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект применения здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

                Особенности развития детей с речевыми недостатками

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение общей и мелкой моторики;

- нарушение дыхания и голосообразования;
- повышенная утомляемость;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико– пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения;

- расстройство памяти (особенно слуховой).

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

                  Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

В течение двух лет я работаю над темой«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта».

         Цель моей работы: оказание логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим отклонения в развитии устной речи, через применение здоровьесберегающих технологий.

          В своей практической деятельности в работе с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

          Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение с детьми помогло улучшить кровоснабжение артикуляционных органов; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика.

         Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводила работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Дыхание помогло повлиять на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Развитие общей моторики.

          Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.

Внедрила  в свою практику упражнения направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

          Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

          На каждом занятии применяла пальчиковую гимнастику, которая занимает прочное место в занятиях с каждым ребенком. Сочетала упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су-Джок терапия.

         Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Применяла  шары – “ежики” с колечками,  детям очень нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Массаж и самомассаж.

         При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В своей работе я применяла: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); самомассаж языка.

Релаксация.

           Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

           Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

          Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика.

          Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

В работе с родителями применяю следующие формы взаимодействия:

  1. Проведение родительского собрания (мастер-класса): «Артикуляционная и дыхательная гимнастика и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи».
  2. Изготовление буклетов для родителей: «Закрепление правильного произношения звуков в домашних условиях», «Игры с прищепками», «Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой», «Подготовка руки ребенка к письму в школе», «Развитие речи детей в семье», «Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи».
  3. Проведение консультаций для родителей: «Мнемотехника. Как работать с мнемотаблицей», «Наши пальчики и речь», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения», «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие. Речь и моторика», «О правильном речевом дыхании», «Речевая готовность к школе», «Использование сенсорных игр для развития речи детей».
  4. Информация на сайт ДОО для родителей: «Гимнастика и массаж губ», «Развитие правильного речевого дыхания», «Развиваем пальчики - улучшаем речь», Су-Джок терапия».
  5. Индивидуальные консультации для родителей: «Развиваем пальчики -               стимулируем речевое развитие. Речь и моторика», «О правильном речевом     дыхании», «Речевая готовность к школе».
  6. Презентация: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».

В работе с воспитателями применяю следующие формы взаимодействия:

  1. Проведение консультации для воспитателей: «Фонематический слух - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения».
  2.   Изготовление буклета: «Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи», «Артикуляционная гимнастика. В помощь воспитателю», «Су–ДЖОК терапия при коррекции речевых нарушений у детей».
  3. Проведение мастер - класса для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
  4. Показ открытого подгруппового занятия «Путешествие за сокровищами».
  5. В течение года принимала участие в педсоветах ДОУ, в ГМО учителей-логопедов.

Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, педагогом-психологом ДОУ позволило пополнить методическую базу по данной теме.

В результате использования множества приемов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, их использование в коррекционной работе с дошкольниками дало положительные результаты:

- повысилась работоспособность, выносливость;

- развилась общая и мелкая моторика;

- повысилась речевая активность;

- повысилась обучаемость, улучшилось внимание, восприятие;

- снизилось эмоциональное напряжение и тревожность.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии оптимизировали процесс коррекции речи детей, позволили интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС....

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...