План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
материал на тему

Чалова Нина Николаевна

Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_po_fgos.docx161.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №11 «Вишенка»

План по самообразованию

Выполнила воспитатель

подготовительной логопедической группы

Чалова Нина Николаевна

Г.Вольск

План работы по самообразованию


Воспитатель: Чалова Нина Николаевна________

Подготовительная логопедическая группа МДОУ д\с №__11__
Тема:__ «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Цель: Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС.

 Задачи: 

  1. Совершенствовать свое развитие ;
  2.  Изучить ООПП «От рождения до школы» под  ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая была  разработана на основе ФГОС ДО;
  3.  Изучить учебную и научно-методическую литературу к программе;
  4. Изучить и пополнить имеющиеся знания об инновационных технологиях в свете ФГОС (обучения и развития дошкольников; проектная деятельность; исследовательская деятельность; взаимоотношения с родителями).

Литература:

  • Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013 
  • Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3
  • ООПП «От рождения до школы» под  ред. Н. Е. Вераксы
  • Интернет-ресурсы.

 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 Подготовительный

 

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.                        

2.Разработка плана по теме самообразования.                                

3. Изучение и пополнение знаний  по уже имеющемуся опыту  проектной деятельности

План самообразования         

Практический

 

 1.Разработка перспективного плана.

2. Создание «копилки»                                      

3. разработка тематики исслед. работы  и ППРС группы

4.Практическое применение знаний

5. В процессе образовательной деятельности  с детьми, участие в педсоветах, метод. объединениях, в работе с родителям

1.Оформление доклада.

2.Создание «Портфолио педагога»,  

3.«Портфолио ребенка»

4.Накопление в «Портфолио педагога» методических рекомендаций и практического материала по теме самообразования

5.Консультации для воспитателей ДОУ

Выводы:

 Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”.

Пояснительная записка

Введение ФГОС ДО в  учреждениях  требует  тщательного анализа педагогической деятельности, где особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности заняла методическая работа педагогов. Цель методической работы педагогов  детского сада  – создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС. Методическая работа педагогов   планируется в  образовательной деятельности на решение задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, обеспечение преемственности целей и задач и содержания  образования, реализуемых в рамках ООП, создание благоприятных условий развития  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

Именно поэтому каждый педагог:  во-первых, продумывает организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, с учетом вариативности и интеграции ОО, во-вторых, видеть ресурсы и  результаты  разных этапов НОД для развития коммуникативной компетентности детей и  конечный результат на любой деятельности, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, где совместно решают интересную и значимую  учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то.

На данном этапе  проведен самоанализ  организации образовательной среды  для каждого ребёнка: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия с взрослыми,  характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Так с целью  реализации государственного стандарта в детском саду  создаются благоприятные условия для работы педагогов с детьми совместно с семьёй в условиях реализации  современных требований.  На данном этапе приобретается     развивающее оборудование, методического и дидактического материала для образовательной деятельности: приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов,  необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на технические средства спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря.

Активная творческая позиция  педагогов   является одним из выполняемых  условием реализации требований  ФГОС и направлена на обеспечения качества дошкольного образования. Это   проведение  тематических мероприятий, развлечений, вечеров, спортивных мероприятий, обучение и организация сюжетно ролевых игр, проведение психологических музыкальных пауз, участие в театральной недели,  реализация проектов совместной деятельности с детьми и родителями,  проведение оздоровительный и профилактических мероприятий с детьми и т.д.. в соответствии с современными требованиями.

Важен так же профессиональный уровень педагогов, работающих в детском саду. Так чтобы педагоги ДОУ  повысили свою профессиональную квалификацию в образовательном процессе, т.е. прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения  ФГОС ДО, получили  дополнительное профессиональное педагогическое образование  по профилю их деятельности.

«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов  в условиях введения ФГОС ДО»

Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:

- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность 

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации Программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня  мы хорошо  понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая  значимый возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. 

Реализация  системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий,  форм и методов обучения,  содействующих  формированию  предпосылок к учебной деятельности,  становлению ребёнка,  как  активного  субъекта  познания.

Одним из таких методов, на наш взгляд, является  метод проектной деятельности, который успешно может быть реализован в  дошкольной образовательной организации с использованием интегрированного подхода.

 Реализация  метода проекта  через активное использование различных видов детской деятельности, позволит наиболее качественно сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности. 

Инновационность опыта работы заключается в использовании матриц А.И.Савенкова, которые для решения проектной задачи помогают  детям осуществлять выбор путей и средств,  систематизировать свои знания, анализировать предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов.

Опираясь на собственный опыт, дети учатся  понимать свое настроение, чувствовать, созидать  и воображать. Установлено, что дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию. Здесь удачным считаю использование  методического приема: «Посмотри на мир чужими глазами» или «Как научиться видеть проблему?», который поможет взглянуть на ситуацию со стороны,  оценить ее и понять, что и как нужно делать.

Эффективность социально-значимых проектов с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование у детей всех предпосылок к учебной деятельности, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.  

Существенные особенности проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное  взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и   творческой деятельности. Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.        

Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об эффективности  использования проектного метода в практике ДОУ. Данное обследование проводилось путем педагогических наблюдений за деятельностью детей в естественных и специально-созданных условиях, а так же с использованием модифицированных методик Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Ж. Пиаже. Высокий и средний уровень развития предпосылок к учебной деятельности демонстрируют в среднем 88,5% детей, входящих в состав экспериментальной группы.

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что он применим для использования в любом ДОУ, является средством формирования у детей предпосылок к учебной деятельности, умений и желания учиться, средством повышения уровня профессионализма педагогов, использующих технологию проектного метода, и, следовательно, достижение современного качества дошкольного образования.

Думаю, что образовательный процесс в детских садах станет более индивидуализированным, личностно ориентированным. Можно сказать, что детские сады развернутся «лицом» к детям. Хотя, необходимо это отметить, дошкольное образование — и в этом его отличие от иных уровней образования — всегда было нацелено на работу с каждым ребенком, развитие каждого из воспитанников. Но сегодня, с введением Стандарта, главной целью каждого педагога станет подбор индивидуального «ключика» к каждому ребенку, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

Провела сравнительный анализ ФГОС и ФГТ

ФГТ

ФГОС

1.Структурой программы: 6 разделов

1.

3раздела: Целевой, содержательный, организационный, краткая презентации.

2.Объём обязательной части 80% ,часть, формируемая участниками 20%

2Объём обязательной части 60% ,часть, формируемая участниками 40%

3. Видами деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально художественная, чтение

3.Виды деятельности: игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,восприятие художественной литературы и фольклора,самообслуживание,конструирование,изобразительная,музыкальная,двигательная

4.Образовательными областями: было 10 областей

4. стало 5 областей

5.Целевая направленность: было обучить

5.Целевая направленность: создать условия для…..

6.другие задачи

6.стали другие задачи

7.Два Требования: к структуре и к условиям

7.Три требования: к структуре программы, условиям, к результатам        

8.Результатами: было 9 интегративных качеств

8.Результатами: стали целевые ориентиры- характеристики

9. нет

9.Добавились 9 принципов дошкольного образования

Интеграция уголков группы:

1)Физкультурный уголок:

  • Какого Цвета кегли стоят справа, а какого цвета кегли стоят слева от тебя; какого цвета ленты;
  • Обруч-это какая фигура;
  • Мяч- какая фигура; какого размера мяч справа от тебя, а какого-слева от тебя большой или маленький;
  • Сколько шнуров для перепрыгивания лежат перед вами;
  • Что выше:  скамейка или ребристая доска, что ниже;

2)Книжный уголок:

  • Книга справа от тебя большая или маленькая;
  • Составление лесенки-последовательности героев сказки «Теремок» с помощью палочек Кюинзера;
  • Из каких фигур состоит разрезная картинка- пазл из сказки «Репка»;
  • Какая по счёту самая большая книга
  • На верху больше или меньше книг ,чем внизу;

3)Уголок природы:

  • Какое растение низкое, а какое высокое;,
  • Сколько растений с маленькими листочками; сколько с большими
  • Как называется растение справа от тебя;
  •  Какого цвета цветы у растения слева от тебя;

4)Музыкальный уголок:

  • Какого цвета этот инструмент;
  • Какую форму имеет бубен;

5)Театрализованный уголок:

  • Какой по счёту появляется медведь в сказке «теремок»
  • Сколько героев-артистов в сказке «колобок»
  • 6)Уголок  ряжения:
  • Эта юбка длинная или короткая
  • Какой формы эта шляпа
  • Какое количество одежды на тебе одето

7)Уголок развития речи:

  • Какой формы эта картинка
  • Справа или слева стоит девочка на этой картинки

Вид деятельности

Примеры

Игровая

разыгрывание сюжетных действий из жизни людей «А я сею,посеваю»

развивающие игры, в том числе и компьютерные «Повторяй за мной»_________________

Сюжетно-ролевыеигры:«Автобус»________

дидактические игры: «Домики для животных»__

игры-путешествия:«Найди клад по карте,выполняя задания»

предметные игры, игры-имитации «У лисички длинный нос»_

Познавательно-исследовательская

исследования объектов окружающего мира через наблюдение «Чем отличается берёза от другого дерева»______________________________

экспериментирование:«Узнаем свойство камня»

ситуативный разговор:  «Что такое мастерская»____________________

обсуждение проблемных ситуаций «_Определи на ощупь»

Коммуникативная

совместная деятельность, организация сотрудничества

овладение навыками взаимодействия с другими детьми и со взрослыми

развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами: игра «Радио»

Восприятие художественной литературы и фольклора

слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений:слушание сказки «Жихарка»__________________

просмотр и обсуждение мультфильмов: ________

«Пузырь,соломинка и лапоть»

разгадывание загадок:«Сам алый,сахарный кафтан зелёный бархатный»

обсуждение пословиц

драматизация фрагментов из сказки «Гуси-лебеди»

разучивание песен, стихов и загадок

Конструирование из разных материалов

модели и макеты: «Сделай дом из конструктора для сказочного животного и сочини сказку»_________________________

коллективные проекты:_из природного материала сделать героев сказки.____________________

Изобразительная

отражение впечатлений от слушания произведений и просмотра мультфильмов во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) «Нарисуй понравившегося героя из сказки

Двигательная

подвижные игры: «У медведя во бору грибы ягоды беру»___

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

в помещении и на улице, как в режимной деятельности, так и в самостоятельной деятельности: потешки в режимных моментах

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование группы методов

Цель, назначение использования

Формы проведения общения.

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями.

Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты».

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы.

Тренинги.

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.

Мини-собрания.

Игры с педагогическим содержанием.

Педагогический брифинг.

Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники, досуги.

Выставки детско-взрослых работ.

Кружки, секции, клубы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Информационные проспекты.

Альманахи.

Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями.

Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.

Стенгазеты.

Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Статья "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО"

Патриотическое воспитание-это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, жнлание трудиться на ее благо.Ответственность и гордость за нее начинает формироваться уже в дошкольно...

План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...