Главные вкладки

    «Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
    методическая разработка на тему

    сценарий обучающего семинара

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchayushchiy_seminar.docx39.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучающий семинар «Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

    Предварительная работа:

    1. «Неделя детской книги»
    2. Открытый показ ОД по речевому развитию (рассказывание сказки с использование моделей заместителей или пересказывание с помощью картинок с последовательно развивающимся действием)

    Содержание:

    1. Вступительное слово «Ребёнок и книга»  
    2. «Сказка по ФГОС или планирование «Неделя детской книги»

    Цель: продолжать знакомить с ФГОС дошкольного образования, повышать профессиональную компетенцию по основным направлениям ФГОС, познакомить с моделированием тематической недели.

    Атрибуты:

    • Песочница с детьми,
    • Авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО),
    • Очки дивные – креативные,
    • Цветок интеграций,
    • Презентация,
    • Табличка «Педагогический процесс»,
    • Кукла с книгой,
    • Мольберт

    Ход:

    Действие 1

    «Песочница».

    Звучит музыка

    Книга – мудрость, Книга – свет, В книге есть на всё ответ.

    Рассказчик.

    Расскажу я вам сказку дивную-    

    Не очень короткую,

    Не очень длинную,

    А такую как от меня до вас!

    А педагоги мне помогайте –

    Сказку разыграйте.

    Есть у сказки подсказки

    А будет сказка о ФГОС.

    В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

    Как - то раз сидел Педагог в песочнице с детьми был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво - дивное, чудо - чудное – педагогический процесс, чтобы стал ещё интереснее и увлекательнее.

    Но тут собрались над песочницей тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:

    ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная, как.

    Рассказчик. Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС продолжает…

    ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО), который является основой образовательного процесса. А это очки дивные - креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные.

    Рассказчик: И пошли ФГОС и Педагог по стране дошкольного образования…Только ФГОС прямо пошёл, а Педагог выбрал себе другую дорожку… (ФГОС и Педагог расходятся)

    Педагог открыл Стандарт, прочитал принципы необычные

    Педагог - зачитывает принципы дошкольного образования (слайд №1)

    Рассказчик: и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А Педагогический процесс тут как тут (педагог с табличкой «Педагогический процесс»). Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает (действие обыгрывается между Педагогом и Пед. процессом). Много вопросов возникло у Педагога. А Педагогический процесс вытащил из потайного места девицу – красавицу Тему. (Пед, процесс вытаскивает куклу с книгой). На книжечке красавицы читает имя мудреное. 

    Педагог: «Неделя детской книги»

            (Далее всё обыгрывается по тексту)        

    Рассказчик: Задумал Педагог её у Пед. процесса детям красавицу тему выпросить. Но как? Пока думал Пед. процесс с девицей и ушел….

    - Словом запутался Педагог в вопросах. Что делать? В каком направлении ему идти?

    - Вспомнил он про очки дивные - креативные, одел и увидел правильную дорогу, да отправился в путь.

    Действие 2.

    «Гранит науки» и карта Образовательных областей.

    Рассказчик:

    И идёт педагог, и спешит педагог,

    И науки гранит грызёт педагог,

    И одно только слово твердит педагог:

    ФГОС, ФГОС, ФГОС…

    Кто видит, тот увидит,

    Кто мыслит, тот поймёт,

    Кто слышит, тот услышит,

    Кто ищет, тот найдет.

    Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные 5 направлений развития.

    5 направлений развития: Что же ты не весел, что ж ты буйную голову повесил?

    Рассказчик: И говорит педагог

    Педагог: надо мне организовать тему «Неделя детской книги» да, чтоб по ФГОС было.

    5 направлений развития: Не тужи и не кручинься, сослужим тебе службу верную.

    Надобно создать для темы условия хорошие. Представь «серединка цветка» – это «тема недели», а «лепестки цветка» - направления развития, которые соединяют «тему» в одно единое (в цветок).

    (Слайд «Цветок»)

    Рассказчик: А теперь давай разберём, как спланировать работу по теме «Неделя детской книги» разберём каждую линию развития.

     

    Социально-коммуникативное развитие (Слайд)

    • Экскурсия в библиотеку
    •   Совместное мероприятие с городской детской библиотекой посвященное творчеству писателя
    •   Экскурсия в книжный магазин
    • Составление рассказов из опыта «Труд библиотекаря»
    • Сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Редакция».
    • Творческая игра «Клинопись»
    • Настольно- печатные игры, кубики «Собери сказку» или паззлы
    • Беседа с детьми «Правила обращения с книгой»,
    •   ОБЖ «Техника безопасности при работе с ножницами».
    • Видео – показ: трудовая деятельность в «Мастерской Доктора Книголюба» 

    Рассказчик: вот тебе первый лепесток для цветочка интеграций

    Познавательное развитие (Слайд)

    • Рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
    • Беседа «Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать?», «Чем полезна книга», «Зачем нужны книги?»
    • Презентации: «История книги», «Виртуальная экскурсия в типографию»
    • Рассказ воспитателя о развитии письменности и книгопечатания с показом иллюстраций.
    • Выставка книг по одному из писателей
    • Рассматривание портретов писателей
    • Познавательно- речевой проект «Сказки дедушки Корнея»
    • День энциклопедии под девизом: Хочу всё знать!

    День газет и журналов 

    • Беседа о газетах и журналах.
    • Уточнить представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа
    • Рассматривание газет и детских журналов («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.)
    • Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации», «Раньше и сейчас» или «Что сначала, что потом»
    • ППРС «Музей сказочных вещей» Игра: «Чей предмет из сказки?»
    • Балерина
    • Щелкунчик
    • Верблюд –Шахерезада
    • Карусель –мери Поппинс
    • Зеркало- сказка о мёртвой царевне
    • Золотой ключик - Буратино

    Рассказчик: вот тебе второй лепесток для цветочка интеграций

    Физическое развитие (Слайд)

    • Сюжетная утренняя гимнастика
    • Спортивный досуг
    • Подвижные игры 
    • Прогулка. Игра «Экологическое интервью. Прогноз погоды для газеты»

    Задачи: Развивать экологические представления, закреплять правила поведения в живой природе, упражнять в наблюдениях в природе, закреплять знание примет, развивать речевые навыки

    Игровое действие: Дети обследуют участок и территорию, рассказывая и показывая места, где люди плохо или хорошо поступают с объектами живой природы – мусор на участке, следы от хождения на клумбе, сломанные ветки – плохо, утеплены кустарники, клумба, сделана обрезка деревьев, есть кормушки для птиц – хорошо. Дети рассказывают о погоде, пытаются самостоятельно сделать прогноз погоды.

    • Ритмическая разминка со сказочным героем

    Рассказчик: вот тебе третий лепесток для цветочка интеграций

    Речевое развитие (Слайд)

    Проговаривание чистоговорок.

    Задачи: Упражнять в произношении чистоговорок, погрузить в тему дня

    Аз-аз-аз – читаем дружно мы рассказ,

    Шу-шу-шу – в библиотеку я спешу,

    Ке-ке-ке – книги в библиотеке,

    Ал-ал-ал – нам выдали журнал,

    Тата-та интересная газета.

    • Пальчиковые игры
    • Речевая игра
    • Составление рассказов из опыта детей «Как мы ходили в библиотеку»
    • Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки».
    • Рассказывание сказки с последующим обсуждением ситуации
    • Пересказ сказок по ролям
    • Рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают
    • Игры - драматизации по сказкам 
    • Кукольный спектакль для детей
    • Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, загадок про книги
    • Составление иллюстрированной и литературной копилки
    • Словесная игра «Весёлый наборщик»

    Задачи: Расширять словарный запас детей, упражнять в чтении.

    Задание: Назовите первые буквы в словах журнал, газета, книга («Ж», «Г», «К»). Придумайте слова, начинающиеся с каждой буквы этих слов (жираф, гусь, кот и т.д.). Назовите букву, которая во всех трёх словах журнал, газета, книга. («А»).  Придумайте слова, начинающиеся с буквы «А» и т.д.

    «Из какой сказки это слово»

    Задачи: Закреплять знание стихотворных сказок, их авторов, тренировать память и внимание.

    Игровое действие: Предложить детям отгадать названия и авторов по цитате

    • Литературная игра-викторина по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»

    1. Как звали деда, который хотел взять себе сиротку? (Кокованя).

    2. Как называл Кокованя девочку? (Подаренка).

    3. Почему дед не хотел брать к себе девчонку? (Хотел взять парнишку, обучить его охоте).

    4. Чем занимался Коксована? (Охотой).

    5. Как звали кошку? (Муренка).

    6. Как описал автор Кокованю и Даренку? (Большой, бородатый, махонькая, нос пуговкой).

    7. Чем занималась Даренка в избе (прибиралась, похлебку да кашу варила).

    8. Что рассказал дед Даренке и потом пожалел об этом (про козла).

    9. Куда просилась Даренка у деда? (Посмотреть на козла).

    10. Взял ли Кокованя с собой Даренку в лес зимой? (Да).

    11. Что взяла с собой девочка? (Лоскутки, нитки, иголку, веревку).

    12. Кого увидела Даренка в окно балагана? (Козла).

    13. Кто бегал по покосным лужкам? (Козел и кошка).

    14. Куда прыгнул козел и начал бить копытцем? (На крышу).

    15. Что сыпалось из копытца? (Камешки).

    16. Чем засыпало камни на следующий день? (Снегом).

    17. Находили ли камни потом? (Да).

    • Рассказчик: вот тебе четвёртый лепесток для цветочка интеграций

    Художественно-эстетическое развитие (Слайд)

    • «Пластилиновая сказка»
    • Рисование «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку», «Разукрась героя сказки», «Дорисуй героя», «По страницам любимых сказок»
    • Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
    • Аппликация «Обложка любимой книги»
    • Ручной труд: «Изготовление книжек-малышек»
    • «Забавные сказки» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр
    • Мини – выставка «Огородная сказка»
    • Разучивание песен, танцев, хороводов и народных игр, связанных с книгами
    • Вечер загадок
    • Развлечение «Книжкины именины»
    • Рассматривание иллюстраций художников к сказкам
    • Изготовление атрибутов, костюмов сказочных персонажей.
    • Изготовление макета к сказке
    • «Сказка с музыкой дружна». Слушание песенок из сказок.
    • ОД «П.И.Чайковский «Детский альбом» «Нянина сказка»; «Баба Яга»
    • ОД «М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» «Марш Черномора»
    • ОД Н.А.Римский – Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»

    Т.Ю.Левина

    • Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.

    Такой совместный игровой досуг можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.

    В сказке после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

    «ТЕРЕМОК»

    Стоит в поле теремок.

    БУБЕН

    Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

    КОЛОКОЛЬЧИК

    Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

    — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

    УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

    — Я, мышка-норушка! А ты кто?

    КОЛОКОЛЬЧИК

    — А я лягушка-квакушка

    ЛОЖКИ

    Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

    КОЛОКОЛЬЧИК

    Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

    — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

    ТРЕУГОЛЬНИК

    — Я, мышка-норушка

    КОЛОКОЛЬЧИК

    — А я лягушка-квакушка

    — А ты кто?

    ЛОЖКИ

    — А я зайчик-побегайчик.

    ТРЕУГОЛЬНИК

    — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок!  Стали они втроем жить.

    ТРЕУГОЛЬНИК

    Идет мимо лисичка-сестричка.  Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

    ШУРШАЛОЧКА

    — Я, мышка-норушка

    КОЛОКОЛЬЧИК

    — А я лягушка-квакушка

    ЛОЖКИ

    —А я зайчик - побегайчик — А ты кто?

    ТРЕУГОЛЬНИК

    — А я лисичка-сестричка — иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

    ШУРШАЛОЧКА

    Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

    — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

    ШУМЕЛОЧКА

    — Я, мышка-норушка

    КОЛОКОЛЬЧИК

    — А я лягушка-квакушка

    ЛОЖКИ

    —А я зайчик - побегайчик

    ТРЕУГОЛЬНИК

    — А я лисичка-сестричка

    — А ты кто?

    ШУРШАЛОЧКА

    — А я волчок-серый бочок.

    ШУМЕЛОЧКА

    — Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

    МЕТАЛЛОФОН

    Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел вовсю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

    УДАРЫ ПО БАРАБАНУ

    — Я, мышка-норушка.

    КОЛОКОЛЬЧИК

    — А я лягушка-квакушка

    ЛОЖКИ

    —А я зайчик - побегайчик

    ТРЕУГОЛЬНИК

    — А я лисичка-сестричка

    ШУРШАЛОЧКА

    — А я волчок - серый бочок.— А ты кто?

    ШУМЕЛОЧКА

    — А я медведь косолапый

    БАРАБАН

    Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

    — А я лучше у вас на крыше буду жить.

    МЯТЬ БУМАГУ

    Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

    БАРАБАН

    Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

    КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШУРШАЛОЧКА, ШУМЕЛОЧКА

    Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!!

    РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

    МЕТАЛЛОФОН

    Рассказчик: вот тебе пятый лепесток для цветочка интеграций

    Педагог: Ой, как всё ладно получается. Собрался цветочек

    Действие 3

    Рассказчик:

    А сказка наша между тем продолжается

    И снова нам педагог встречается

    Скоро сказка сказывается,

    Да не скоро дело делается

    Вновь оказался Педагог в песочнице.

    Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить.

    Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.

    ФГОС: Правильно думаешь. Молодец на совет коллег собрал. Всё обсудили вместе. Крепко усвоил «Один в поле не воин». И вам всем советую, что воплощённая в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнёров, а, уж заручившись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.

    Рассказчик:

    - Стал педагог приглядываться - так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих: Родителей и Социальных партнёров

    Планирование работы в данном направлении:

    • Оформление ширм - передвижек
    • «Книжки- малышки» своими руками

    В настоящее время создано огромное количество развивающих игр, игрушек и книг для наших детей.

    Но опытные педагоги и внимательные родители, часто отмечают, что ребёнок не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке.

     В чем же дело? Причины могут быть самые разные.

    Одна из них заключается в том, что книжки и игрушка сделанная промышленным путём не может учитывать индивидуальные предпочтения каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие родители, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие книжки и игрушки выходят из рук людей, близких ребенку и наши родители не остались равнодушными сделали детям

    Практическое занятие «Мягкие и пушистые иллюстрации» – Е.Д.Объедкова

    Я приготовила вам силуэты животных, которые чаще всего встречаются в р.н.сказках (заяц, лиса, медведь). Как вы думаете какими материалами можно воспользоваться при создании мягкого, пушистого образа зайчика (вата, синтепон)

    При создании образа петуха (перья)

    - Понял педагог, где нет общности интересов, не может, быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому…

    Педагог:

    - Мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.

    Рассказчик:

    Вот так Педагог живёт - поживает

    Нигде горя не знает.

    Вот как дела порой получаются!

    Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

    Это только начало нового пути,

    А мы желаем Вам удачи в нашем общем деле!

    1. Экскурсия по Дс
    2. Рефлексия

    Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.

    Методика: «Цветограмма».

    Оборудование: Бланк – схема, фломастеры.

    Указание: заполнить бланк–схему по работе сегодняшнего семинара в соответствии со значением цветов.

    Интерес                       Полезность                         Новизна

    Красный (отлично)

    Синий (очень хорошо)

    Зеленый (удовлетворительно)

    1. Заключительное слово.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

    В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

    Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

    Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

    Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

    Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

    Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....