Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО
консультация по логопедии

Кравченко Юлия Валерьевна

Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Фридрих Энгельс

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=517be0d6314b662eb8fcc2e141828ca851d4d59a-9067511-images-thumbs&n=13Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!

                               Подготовили учителя-логопеды

Кравченко Ю.В., Шарова Н.В.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

           В настоящее время мы активно внедряем в работу инновационные технологии, подходы. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию нового федерального образовательного стандарта (ФОП)

     Среди множества различных технологий личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Поэтому основная задача нас, педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие личности ребенка. К вопросам личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста обращались Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева и другие исследователи.

Суть личностно-ориентированного подхода в том, что в воспитательно-образовательном процессе во главу ставится личность ребенка, его потребности, делается упор на развитие индивидуальных качеств и проявление уникальных черт.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Особую актуальность он приобретает в коррекционной логопедической работе. Это связано с тем, что дети с речевыми нарушениями зачастую имеют

  • повышенный уровень тревожности
  • плохо адаптируются к социальной среде
  •  не сразу идут на контакт
  •  вялы либо расторможены.
  • пониженная наблюдательность
  • трудности в общении с окружающими

и другие нарушения эмоционально-волевой сферы

  • сниженная мотивация
  • неуверенность в себе
  • повышенная раздражительность
  • агрессивность
  • обидчивость
  • отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Это в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться социальной среде.

В связи с этим, в коррекционно-развивающей работе мы используем личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, в частности, в освоении языковой действительности. Поэтому на занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

На фронтальных занятиях необходимо:

  •  Учитывать уровень и темп развития каждого ребенка
  •  Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • Учитывать психологическое состояние в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологических - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
  • Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
  • Создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
  • Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
  • Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
  • Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
  • Создать такие ситуации общения, которые позволят каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
  • Использовать парную или групповую работы для развития коммуникативных умений детей.
  • Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)
  • Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Влияние методик на развитие личностных качеств ребенка

Методики и приёмы

Логопедическое обследование    

Определить пути и средства коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности  или  нарушений в речевой сфере.

Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. Учитывая возможности ребенка (зону актуального и ближайшего развития)

2.

Формирование речевого дыхания 

  • регулировать плавность речевого высказывания
  • нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом
  •  способствовать правильному программированию речевого высказывания
  • Упражнения на развитие речевого дыхания активизируют кислородный обмен во всех тканях организма, стимулируют работу мозга, регулируют нервно-психические процессы.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

(ребёнок сможет хорошо  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы

Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Игры и игрушки для развития речевого дыхания:

«Зимовье» (видео)

«Лягушка»  

«Кружка с паром»

3.

Зрительная гимнастика

  • Снимать напряжение с глаз
  •  способствовать тренировке зрительно-моторной координации.

Упражнения тренируют мышцы, управляю -щие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, Поэтому хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее и внимательнее. Формируем мотивационные установки на осознанное отношение к своему здоровью.

Гимнастика для глаз по системе Базарного В.Ф. (видео)

Тематические зрительные гимнастики «Ослик» (с педагогами)

 Игры

4.

Пальчиковая гимнастика 

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук
  • развивать координацию речи и движений
  • манипуляцию с предметами и ручную умелость
  •  снимать синкенезии и мышечные зажимы.

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Нейротехнологии

Текст движение

Карандаши

Су-Джок

5.

Артикуляционная гимнатика с элементами биоэнергопластики

  • Вырабатывать точные движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука
  •  активизировать интеллектуальную деятельность
  •  развивать координацию, мелкую и артикуляционную моторику.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов)

Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка.

В исследовании отечественных физиологов (М.В. Бехтерев, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, М. С. Рузина и др.) подтверждено положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык.

«Гусеница»

«Бегемотик Жужа»

«Крокодильчик»

«Артикуляционная змейка»

«Артикуляционные сказки»

6.

Коррекция звукопроизношения

  • Уточнение произношения звуков
  • Постановка и закрепление отсутствующих звуков
  •  Развитие фонематического восприятия
  •  Преодоление затруднений в воспроизведении слов  различной слоговой структуры
  •  Закрепление изученных лексико – грамматических конструкций

Правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли и желания. Необходимо сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различных ситуациях речевого общения.

Нейротехнологии

Использование компьютерных технологий

на примере Мерсибо

Природный материал

Домик звуков (для закрепления)

Дорожки звуков

Пазлы

Лабиринты и т.д.

Игра «Цветочная поляна»

7.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

  • Расширение и активизация словарного запаса
  • Работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей является важным условием их полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Формирование лексико - грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс, но если заинтересовать ребят, то можно добиться значительных результатов.

Формирование лексических значений:

«Подбери картинку» (классификация предметов)

«Противоположности»

 «Чей хвост?» «Чей след?»

«Какой сок?» «Какое варенье?» «Какая каша?» «Какой суп?»

 Формирование грамматических значений:

«Один-много» (ед. и мн. ч. сущ.)

«Что из чего?» (Р.п. сущ.)

«Кому дадим?» (Д.п. сущ.)

«Кто и где живёт?» (П.п. сущ.)

«Два и пять» (Р.п. ед. и мн. ч. сущ.)

8.

Развитие

связной речи

                                                                          

  • учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания
  •  отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию,
  • составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания

Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности и во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

Коррекционную работу проводим в сюжетной игровой форме, это помогает активизировать внимание детей, поддержать познавательный интерес в течение всего занятия.

«Фразовый конструктор»

Мнемотаблицы

Карточки – символы

Картинки для составления рассказа

Игры: «Ошибка» (дети находят неточности в предложениях)

«Испорченное предложение»

«Кто интереснее придумает»

( педагог произносит одно слово, а дети составляют с ним предложения) и др.

9.

Технология проблемного обучения 

Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

  • Развитие познавательной активности.
  • Активное усвоение знаний
  • Творческое овладение знаниями, умениями, навыками
  •  развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

При построении организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети сами предлагают решения проблемы и выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяет сформулировать тему занятия самостоятельно.

Например, логопед 

предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.

Таким образом, нами активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФОП и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"

Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»

В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....

Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей  старшего дошкольного возраста с ОНР...

План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...

Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР в свете реализации ФАОП ДО"

Аннотация. Статья рассматривает проблему речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторы указывают, что эта проблема является актуальной, поскольку затрагивает множество дет...