План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysheva_a.s._samoobrazovanie.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

02-48

План по самообразованию в старшей группе №1

на 2023- 2024 учебный год

по теме: «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Малышева А.С.

Начато: «__»__________202__г.

Окончено: «__»_________202__г.

Хранится 5 лет ЭПК ст 434 ПМП

Актуальность

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.

Цель саморазвития:

Повышение профессионального мастерства и компетентности в работе над формированием связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Для педагога:

Внедрить применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников

-повышение профессионального уровня и педагогического мастерства

-изучение учебной, справочной и научно- методической литературы

-обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование

-создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками

Для воспитанников:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;

- создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

План методической работы воспитателя

  1. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками;
  2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  3. Изучение инновационных технологий по обучению детей связной речи;
  4. Периодическое изучение нового материала по связной речи на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Составление картотеки дидактических игр по развитию речи для дошкольников.
  2. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  3. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по связной речи;
  4. Выпуск речевой стенгазеты на тему «Секреты правильной речи».
  5. Проведение досугов, народных праздников.
  6. Изготовление речевого лэпбука.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению предметно-развивающей среды группы и др.

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие).

Ожидаемые результаты:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей; достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования;

  • пополнение РППС.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
  • Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей;
  • Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;

План работы по самообразованию

Месяц

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

РППС:

Пополнение центра Физического развития шариками су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок). Самомассаж ладоней. Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок»

Ноябрь

Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

РППС:

Разработать папку «Стихотворения по технологии мнемотехника» (текст стихотворения и к нему мнемотаблица).

Создать творческую папку работ детей

Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц

Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам «Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?»

Декабрь

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

РППС:

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

Дидактические игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста»

Январь

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005

РППС:

Составление мнемотаблицы для пересказа; учить передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст

Дидактическая игра «Зашифруем сказку» - «Красная шапочка»

Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы

Консультация «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Февраль

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.

РППС:

Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали»

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

Март

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000.

РППС:

Пополнить картотеку дидактических игр по обучению детей грамоте;

Обновление наглядного материала на звуки

Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма по сказке «Золушка»

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

Апрель

Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

РППС:

Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.

Игровые упражнения «Придумай свою сказку»

Консультация родителям как использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например: прием эмпатии: «Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в определенной ситуации?»

Май

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

РППС: Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;

Подбор материала для проведения итогового мероприятия: «В гостях у Буквоежки»

Проведение итогового мероприятия

«В гостях у Буквоежки»

Памятка «Что и как читать детям?»

Список методической литературы:

  1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  5. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005
  6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
  7. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000.
  8. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
  9. Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
  10. Метод фокальных объектов – конструктор успеха -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...

Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

План по самообразованию на 2022-23г «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Планпо самообразованию на 2022-23г«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...