План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_a.s._samoobrazovanie.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
02-48
План по самообразованию в старшей группе №1
на 2023- 2024 учебный год
по теме: «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Малышева А.С.
Начато: «__»__________202__г.
Окончено: «__»_________202__г.
Хранится 5 лет ЭПК ст 434 ПМП
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает: − владение речью как средством общения и культуры; − обогащение активного словаря; − развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; − развитие речевого творчества; − развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; − знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; − формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Цель саморазвития:
Повышение профессионального мастерства и компетентности в работе над формированием связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Для педагога:
Внедрить применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников
-повышение профессионального уровня и педагогического мастерства
-изучение учебной, справочной и научно- методической литературы
-обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование
-создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками
Для воспитанников:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;
- создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
План методической работы воспитателя
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей связной речи;
- Периодическое изучение нового материала по связной речи на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Составление картотеки дидактических игр по развитию речи для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по связной речи;
- Выпуск речевой стенгазеты на тему «Секреты правильной речи».
- Проведение досугов, народных праздников.
- Изготовление речевого лэпбука.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению предметно-развивающей среды группы и др.
Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие).
Ожидаемые результаты:
− совершенствование образовательного процесса;
− активизация речевой деятельности дошкольников;
− улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей; − достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
− повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
− пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
− повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования;
- пополнение РППС.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
- Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей;
- Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;
План работы по самообразованию
Месяц | Изучение методической литературы, пополнение РППС | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с. РППС: Пополнение центра Физического развития шариками су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик. | Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок). Самомассаж ладоней. Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. | Памятки для родителей по обучению связной речи. Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» |
Ноябрь | Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г. РППС: Разработать папку «Стихотворения по технологии мнемотехника» (текст стихотворения и к нему мнемотаблица). Создать творческую папку работ детей | Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц | Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам «Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?» |
Декабрь | Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. РППС: Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. | Дидактические игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка | Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста» |
Январь | Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005 РППС: Составление мнемотаблицы для пересказа; учить передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст | Дидактическая игра «Зашифруем сказку» - «Красная шапочка» Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы | Консультация «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста» |
Февраль | Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. РППС: Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали» | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли» | Памятка «Играем вместе с ребёнком» |
Март | Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000. РППС: Пополнить картотеку дидактических игр по обучению детей грамоте; Обновление наглядного материала на звуки | Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма по сказке «Золушка» | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха» |
Апрель | Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. РППС: Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии. | Игровые упражнения «Придумай свою сказку» | Консультация родителям как использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например: прием эмпатии: «Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в определенной ситуации?» |
Май | Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г. РППС: Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; Подбор материала для проведения итогового мероприятия: «В гостях у Буквоежки» | Проведение итогового мероприятия «В гостях у Буквоежки» | Памятка «Что и как читать детям?» |
Список методической литературы:
- Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
- Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
- Метод фокальных объектов – конструктор успеха -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...
Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...
Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...
Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
План по самообразованию на 2022-23г «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Планпо самообразованию на 2022-23г«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...