Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и для творческой, профессиональной работы педагогов.  Поэтому введение в образовательный процесс инноваций - это не прихоть, а требование времени, условие повышения качества образования.  Педагогам приходится искать пути совершенствования процесса обучения и развития речи детей.  Использование инновационных технологий благоприятно влияет на развитие речевой активности дошкольников. Инновационные технологии сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и традиционные классические методы и приемы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_vystuplenie.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

ТЕМА РМО:

«Использование современных инновационных технологий в  речевом развитии  детей старшего дошкольного возраста».

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития. 

Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения

к жизни те процессы…, которые

сейчас лежат в зоне ближайшего развития»  

 Л. С. Выготский

«Актуальные проблемы и современные подходы по организации и развитию речевой деятельности дошкольников»

Одним из важнейших преобразований в системе дошкольного образования является введение ФГОС ДО. 

Все вы знаете, что в ФГОС ДО «Речевое развитие» неслучайно выделено в отдельную образовательную область.

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике воспитателя, поскольку речь является средством общения, служит средством интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. 

Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Факторы успешного речевого развития ребёнка.

  • Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • Создание условий для общения с другими детьми.
  • Совместные игры взрослого и ребёнка.
  • Удовлетворение любознательности ребёнка.
  • Правильная речь взрослого.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Чтение художественной  литературы.

В основном, в дошкольных учреждениях в работе педагогов по развитию речи детей преобладают   традиционные подходы.  

Внедрение  федерального государственного образовательного стандарта  предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм.

Практика показывает, что использование инновационных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний. Инновационные технологии сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и традиционные классические методы и приемы, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Сегодня  мы рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, развивающие технологии (техники), которые  можно использовать в работе с детьми по речевому развитию.

МНЕМОТЕХНИКА  - от греческого «искусство запоминания». Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

СООБЩЕНИЕ «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

Вывод.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. Соответственно, мнемотехника упрощает процесс запоминания, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, внимания, развитию разных видов памяти  (слуховой, зрительной, двигательной,  тактильной), и, конечно же, успешнее развивается связная речь.

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Одним из таких методов является ЛЭПБУК.

СООБЩЕНИЕ «Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

ИГРА – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают и приносят столько пользы! Вот, например, «Сказка о Ежике». Слушая эту сказку, дошкольники проводят самомассаж мячиками Су – джок и кольцами.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки для  активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», способствуют развитию памяти ребенка, воображения и фантазии.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Очень нравится воспитанникам рисование в манной крупе, лепка из теста, глины и пластилина, поиск клада в гречневой крупе, выкладывание букв, символов из различного природного и бросового материала.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук, применяемые в практике, такие как самомассаж карандашами, мячиками су – джок, бигудями, грецкими орехами помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, способствуют развитию мелкой моторики и речи. Все эти приемы необходимо использовать не только в процессе организованной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

МАСТЕР - КЛАСС с педагогами «Пальчиковая гимнастика».

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Как уже было сказано, что старшие дошкольники часто не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

СООБЩЕНИЕ «Синквейн как инновационная технология в речевом развитии старших дошкольников».

Вывод.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в старшем дошкольном возрасте.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

          «Значение слова есть феномен мышления» - писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Работа по преодолению речевых нарушений будет более успешной при применении информационно – коммуникационных технологий, которые применяются нами довольно активно в процессе образовательной деятельности. Использование интерактивных досок, презентаций по лексическим темам, компьютерных специализированных программ, онлайн – игр позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

СООБЩЕНИЕ «Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников, благоприятно влияют на развитие речи и усиливают усвоение материала. Применение ИКТ в работе с детьми позволяет повысить эффективность обучения.

Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в дошкольной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, так как сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная.

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Воспитателю следует помнить о том, что нужно сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть - задачи, которые необходимо решать воспитателю в работе с детьми в детском саду.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,

когда мы хотим научить его читать и писать.

А от того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

В.А. Сухомлинский

Использованная литература.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.- С. 251. / Л. С. Выготский-М.: Педагогика, 1982.
  2. Рассел Дж. Синквейн/ Дж.Рассел – VSD, 2013.
  3. http://dic.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (познание) с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Великий праздник – День победы!»

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны Задачи: ·...

ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»

ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку». Цель: Обучение детей рассказы...

Представление опыта работы на окружном методическом объединении по теме: «Тимбилдинг - технология командообразования детей старшего дошкольного возраста»

Детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить ...

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"...