Использование современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по информатике на тему

Гвоздева Наталья Владимировна

Опыт работы по использованию ИКТ в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Н.В. Гвоздева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок»

Современное общество живёт среди постоянно увеличивающегося потока информации. «Завтра» наших дошкольников – это информационное общество, поэтому необходимо заранее готовить детей к предстоящему взаимодействию с образовательными информационными технологиями.

Федеральные Государственные требования к структуре основной образовательной программы ДОУ определили принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возможностями детского сада. Наш детский сад имеет компьютерный класс, где установлено 7 компьютеров. Поэтому мы имеем возможность гармоничного соединения современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию информационных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. А компьютерная игра является одной из форм работы с детьми старшего дошкольного возраста цель которой – развитие способностей.

Отечественные   и зарубежные  исследования  по  использованию  компьютера  в   детских   садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность его использования, но  и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка  (С.Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). И действительно, компьютер, обладая  огромным  потенциалом  игровых  и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на  ребенка,  но, как и любая техника, он не самоценен, и только  во  взаимодействии  педагога (воспитателя),   ребенка   и   компьютера   можно   достичь   положительного результата.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю при продолжительности работы ребёнка за компьютером 10 – 15 минут. Занимаются дети старших и подготовительных к школе групп подгруппами по 6 – 7 человек. Остальные в это время с воспитателем занимаются ручным трудом, аппликацией, изодеятельностью, подвижными играми. В это время воспитатель имеет возможность проводить индивидуальную работу. Таким образом, чередуются умственная, эмоциональная и физическая нагрузки, создаётся положительная атмосфера, позволяющая детям легко с большим интересом усваивать необходимые знания.

На первых занятиях знакомлю детей  компьютером (устройством, назначением, историей развития и правилами поведения в компьютерном классе). В дальнейшем, для развития и закрепления навыков работы на компьютере, провожу информационные минутки. На них с ребятами узнаём о  применении компьютеров в разной сфере человеческой деятельности (быту, производстве, транспорте и др.), об истории развития компьютера и о новинках электроники.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомлю дошкольников — игра. Компьютеры использую, прежде всего, как новую, сложную, интересную и управляемую самим ребенком игрушку, с помощью которой он может решить разнообразные игровые задачи. Например: нарядить ёлку, собрать портфель, слепить снеговика и др. Любая игровая компьютерная программа требует определённой подготовки к работе с ней. Ребёнок должен располагать достаточным "багажом" знаний, который поможет справиться с поставленной задачей. Эти знания он получает на занятиях в группе и в своей повседневной деятельности. На начальном этапе работы я выявляю уровень подготовленности детей к освоению данной компьютерной программы, стараюсь интеллектуально и эмоционально "настроить" детей на выполнение игровой и дидактической задачи, формирую установку на работу с компьютером, создав проблемно- игровую ситуацию. В тоже время компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса ДОУ. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Поэтому в  качестве игрового средства для поддержания интереса к основным занятиям, использую компьютерные игры различного содержания. 

Наше ДОУ реализует образовательную программу нового поколения «Развитие» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Для закрепления полученных на занятиях знаний использую компьютерные игры и задания различного уровня сложности. Во время занятий или свободное время к ребятам приходят персонажи компьютерных игр и приносят задания, решения которым они находят самостоятельно или совместно с воспитателем группы. Герои игр приглашают детей в свой компьютерный мир «оживших» картинок. Таким образом происходит внутренняя готовность ребёнка к игре на компьютере, формируется побуждение к деятельности и обеспечивается необходимый уровень эмоционального настроя.

Для закрепления сенсорного развития предлагаю игры на восприятие формы, величины и цвета предметов с помощью зрения и слуха. В программе «Лунтик» предлагается несколько игр на закрепление сенсорных эталонов. Так в игре «Найди крылья» ребёнок должен выбрать бабочку из нескольких по словесному описанию её крыльев. Например: Найди красные крылья, и чтобы на них была тонкая белая полоска и большие чёрные круги.  

После серии занятий по логике на моделирование классификационных отношений предлагаю детям обучающие игры на составление множеств. Например, «Найди лишнюю картинку» или «Подбери слова к модели». Для детей опережающих сверстников в интеллектуальном развитии – более сложные задания, например: «Раздели посуду на группы». В этой игре можно классифицировать посуду по разным основаниям: 1) по назначению (столовая, кухонная, чайная); 2) по материалу изготовления (фарфоровая, стеклянная, пластиковая) и др.

Индивидуальное общение с каждым ребёнком во время игры даёт возможность увидеть эмоциональное отношение ребёнка к той или иной игре, уровень усвоения элементарных навыков управления компьютером, осознание смысла компьютерной игры и отношение к своим победам или ошибкам.  Более сложные правила игры объясняю детям заранее, иногда даже не около компьютера, а на основных занятиях или в совместной деятельности. Например, значение направлений стрелок. Которые часто используются на клавиатуре и экране, рассматриваем, рисуя эти стрелки мелом на доске, играя в подвижные игры, где направление движения диктуется стрелками.

Для закрепление знаний по разделу «Развитие речи» использую программу «Баба Яга учиться читать». Так в игре «Гуси - сторожа» ставиться развивающая задача: составить слова по заданной модели. Дети самостоятельно подбирают слова к заданной модели (3-х, 4-х или 5-ти звуковым моделям). Во всех случаях модель представлена фишками. Разбиение слов на слоги является трудной задачей для малыша. Игра «Мышиная переправа» помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки. Задание: Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Поэтому для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед собой ставлю  задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Поскольку именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому на основных занятиях по разделам программы использую мультимедиа. Ведь в ряде случаев, чтобы усвоить то или иное понятие, получить представление о структуре того или иного процесса, их просто необходимо увидеть или услышать. Например, при конструировании аэросаней показываю ребятам на экране способы использования и устройство этого транспортного средства. При конструировании военных машин рассматриваем на экране монитора виды вооружения и основные части конструкции. Для ознакомления детей с элементами архитектуры, использую электронные энциклопедии из серии «Архитектура», которые позволяют не только увидеть постройки разного стиля, но и прочитать и услышать информацию о её создателе, осуществлять тематический или другой поиск в гигантской базе данных. Например, можно найти все постройки какого-либо стиля, или постройки определённого времени, конкретного архитектора и многое другое.

В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами разгадывания кроссвордов, ребусов - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентации строю с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Краткость, непродолжительность пребывания за компьютером не позволяет ребёнку достичь в компьютерной игре полного самовыражения. Этим объясняется необходимость этапа перехода к другим видам деятельности. Поэтому для развёртывания самостоятельной игры после окончания компьютерной, стараюсь поддерживать заданную в ней воображаемую ситуацию. В групповой комнате предлагаю смоделировать виртуальную картинку, опираясь на модули или другие игрушки. Тем самым происходит воплощение нереализованных идей в игре, конструировании и других видах деятельности. Моя задача - отвлечь детей от компьютеров и предложить им продолжить решение проблемы в другой форме. К этому процессу подключаются и воспитатели.

Успех работы во многом зависит от умения перспективно планировать компьютерные игры с учётом усложняющих правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, я заранее определяю,  какие навыки управления компьютером должны сформироваться у детей, какие основные темы по каждому разделу программы следует закрепить. Предлагаю детям игры, постепенно усложняющиеся по содержанию знаний и способу решения игровых задач. Это побуждает детей к принятию и постановке игровых задач, поиску своих вариантов её выполнения, развивает у детей инициативу, творческий потенциал.  Веду «листок учета», в котором отмечаю уровень усвоения каждым ребёнком пройденных программ, отслеживаю специфику темпа работы, длительности сосредоточенной деятельности, естественность поведения, позы, движения и речь ребёнка в процессе игры.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Моя задача воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости. Зрительную гимнастику провожу по методике Ковалёва.

Таким образом, компьютер стал в детском саду развивающей предметной средой. И как результат у детей повысился интерес к основным заданиям. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает возможность развития интеллекта с помощью компьютера.

Список литературы.

  1. Димитр Павлов. Методические  разработки  по  использованию  компьютера  в образовании.    -    Челябинск:    Челябинский     областной     институт усовершенствования учителей, 1992.
  2. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддъяков, Е.В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 18, 328 с., илл.
  4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Под ред. Л.В. Кругловой, Красноярск, 2000.
  5. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей/авт.-сост. З.М. Габдулина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
  6. Чайнова Л.Д. и др. Компьютеры для детей: психологические проблемы безопасности и комфорта. Психологический журнал, 1994, № 4