Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР в свете реализации ФАОП ДО"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Волошина Анастасия Александровна

Аннотация. Статья рассматривает проблему речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторы указывают, что эта проблема является актуальной, поскольку затрагивает множество детей, испытывающих сложности в общении и восприятии информации. В статье уделено внимание особенностям обучения и поддержке старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, включая методы формирования связной речи, развития мотивации и планирования речевой деятельности. Также описываются практические приемы и инструменты, используемые педагогическими работниками для стимулирования коммуникативной активности и расширения словарного запаса обучающихся. В заключении подчеркивается важность речи в различных сферах развития и обучения детей, а также рекомендуется включение занятий по подготовке к обучению грамоте как средства формирования мотивации к школьному обучению.

Ключевые слова: Федеральная адаптированная образовательная программа, старшие дошкольники, речевое развитие, тяжелые нарушения речи, ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: воспитатель Волошина А.А.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФАОП ДО

Аннотация. Статья рассматривает проблему речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторы указывают, что эта проблема является актуальной, поскольку затрагивает множество детей, испытывающих сложности в общении и восприятии информации. В статье уделено внимание особенностям обучения и поддержке старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, включая методы формирования связной речи, развития мотивации и планирования речевой деятельности. Также описываются практические приемы и инструменты, используемые педагогическими работниками для стимулирования коммуникативной активности и расширения словарного запаса обучающихся. В заключении подчеркивается важность речи в различных сферах развития и обучения детей, а также рекомендуется включение занятий по подготовке к обучению грамоте как средства формирования мотивации к школьному обучению.

Ключевые слова: Федеральная адаптированная образовательная программа, старшие дошкольники, речевое развитие, тяжелые нарушения речи, ТНР.

Проблема речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является актуальной, так как она затрагивает множество детей, которые испытывают сложности в общении и восприятии информации. Эти нарушения могут включать артикуляционные дефекты, задержку речевого развития, недостаток словарного запаса и другие проблемы, которые могут оказывать отрицательное влияние на учебу и социализацию ребенка.

Старшим дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи часто требуется дополнительная поддержка и специальные методы обучения, чтобы помочь им развить навыки коммуникации. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании языка, что затрудняет их взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Согласно Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» одним из основных направлений является формирование связной речи обучающихся с тяжелыми нарушения речи.

Одним из основных направлений в области образования, связанных с развитием речи, является формирование связной речи у обучающихся с трудностями в развитии. В данном периоде основное внимание уделяется стимуляции речевой активности обучающихся. Они формируют мотивационно-потребностный аспект речевой деятельности и развивают когнитивные основы: восприятие, внимание, память, мышление. Важной задачей обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, различение и обобщение предметных понятий, что является основой активной речи. Для развития фразовой речи обучающихся используются приемы комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям и по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся, их обучают планировать основные этапы предстоящей работы. В сотрудничестве с педагогическими специалистами и самостоятельно, детям предлагается составлять простейший устный отчет о содержании и последовательности действий в различных сферах деятельности.

Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с трудностями в развитии в быту, в играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и совместной деятельности, формируются средства межличностного взаимодействия обучающихся. Педагоги предлагают различные ситуации, позволяющие модулировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.

У обучающихся активно развивается способность использовать речь в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, социально-коммуникативной и других областях развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "почему?" и "когда?", обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и схожести, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, и дополняя их вербально.

В сфере ознакомления обучающихся с культурой чтения литературных произведений педагогические работники читают им книги и стихи, а также вспоминают содержание прочитанного и обсуждают его вместе с детьми, способствуя пониманию текста. Детям, которые желают читать сами, предоставляется такая возможность.

Для формирования мотивации обучающихся к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с трудностями в развитии включаются занятия по подготовке к обучению грамоте. Эту работу осуществляют воспитатель и учитель-логопед, учитывая особенности и возможности развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работой других специалистов, занимающихся с детьми.

Список используемой литературы

1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Свет и тень".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО

Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!...