РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья на тему

Елисеева Ольга Ивановна

В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальное внимание обращено к гуманистической парадигме образования, суть которой состоит в создании условий для максимального развития возможностей ребенка, в педагогической поддержке его индивидуальности и творческого потенциала, в предоставлении каждому возможности получения качественного образования на концепции личностно-ориентированного образования. На современном этапе развития изменились взгляды  и на детей с ограниченными возможностями здоровья, но проблема осталась. Статистика рождаемости в России свидетельствует об увеличении детской инвалидности, включая зрительную патологию (амблиопия, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, нистагм, косоглазие (гетеротропия) и другие, более тяжёлые нарушения зрения). На этом фоне особое внимание требуют дети с нарушением зрения.Они испытывают затруднения не только в обучении, общении, но и в социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Лев Семенович Выготский утверждал, что судьбу личности ребенка с нарушением зрения решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Трудности создания адекватных возрасту и общепринятым нормам поведения развивающих и корригирующих условий общения с окружающими взрослыми и сверстниками затрудняют и процесс адаптации в обществе нормально видящих людей.В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения с момента их поступления в ДОУ, в рамках которого воспитателями, психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации и социализации на всех этапах развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_programmy_integrativnogo_kursa.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Елисеева Ольга Ивановна, воспитатель МДОУ – детского сада № 3 «Ромашка»

В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. Пристальное внимание обращено к гуманистической парадигме образования, суть которой состоит в создании условий для максимального развития возможностей ребенка, в педагогической поддержке его индивидуальности и творческого потенциала, в предоставлении каждому возможности получения качественного образования на концепции личностно-ориентированного образования. На современном этапе развития изменились взгляды  и на детей с ограниченными возможностями здоровья, но проблема осталась. Статистика рождаемости в России свидетельствует об увеличении детской инвалидности, включая зрительную патологию (амблиопия, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, нистагм, косоглазие (гетеротропия) и другие, более тяжёлые нарушения зрения). На этом фоне особое внимание требуют дети с нарушением зрения.

Они испытывают затруднения не только в обучении, общении, но и в социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Лев Семенович Выготский утверждал, что судьбу личности ребенка с нарушением зрения решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия.

Трудности создания адекватных возрасту и общепринятым нормам поведения развивающих и корригирующих условий общения с окружающими взрослыми и сверстниками затрудняют и процесс адаптации в обществе нормально видящих людей.

В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения с момента их поступления в ДОУ, в рамках которого воспитателями, психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации и социализации на всех этапах развития личности ребенка.

Актуальность проблемы определила основное направление эксперимента в нашем детском саду, которое можно сформулировать как организация воспитательно-образовательного процесса с учетом дифференцированного подхода к детям старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Тема нашей экспериментальной работы: «Разработка и внедрение программы интегративного курса «Дети и Мы» по социально-психологическому развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Была выдвинута следующая гипотеза: «Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников с нарушением зрения  будет результативно, если учитывать психолого - педагогические особенности развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и  реализовывать в работе основополагающий принцип интеграции».

Цель исследования: «Выявление уровня  социально-личностного развития детей с нарушением зрения и организация  психолого - педагогического сопровождения по адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Психолого-педагогическая работа будет направлена  на организацию деятельности дошкольников в интегративных образовательных областях: социализация, коммуникация,  познание,  музыка, художественное творчество.

Деятельность по эксперименту руководствуется Законом  РФ «Об образовании», Законом «Об образовании» Московской области, основной общеобразовательной программой г. ДОУ № 3, ФГТ, Положением «О городской экспериментальной площадке», Концепцией модернизации российского образования до 2020 г.

Результатом деятельности будут являться количественные и качественные показатели развития интегративных качеств у старших дошкольников с нарушением зрения как важный показатель социально-психологического развития.

На первом этапе реализации программы  в результате анализа зарубежных и отечественных педагогических и психологических исследований социализации личности (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Л.В. Фомичева, Ж.А. Чеснокова, Г.А. Якунин), нами была выявлена недостаточная разработанность проблемы социализации дошкольников с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. В нашем исследовании понятие «социализация детей с нарушением зрения» рассматривается как индивидуальная поддержка ребенка и коррекция становления его активной социальной позиции в детско-взрослом сообществе на основе учета его психофизиологических особенностей; процесс и результат усвоения ребенком социального опыта, способов взаимодействия с социальным окружением, обеспечивающие адаптацию к социуму, формирование ценностных ориентаций (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и т.д.) на основе учета компенсаторных возможностей ребенка. Под высоким уровнем социального развития в настоящее время понимается не только усвоение дошкольником социальных и психологических механизмов, норм и ценностей общества, но и способность функционирования его в качестве полноценного члена общества. В педагогике разрабатываются разные пути, методы и приемы социально-личностного развития  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы выделили три основных направления, где средствами образования осуществляют социализацию детей с нарушением зрения.

Во-первых, повышение социально-психологической компетентности через коммуникативное развитие, т.е. способность детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Во-вторых, расширение социального опыта детей с нарушением зрения через игровую и театрализованную деятельность.

В-третьих, формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих через эмоциональное развитие.

Перед взрослыми стоит важнейшая социальная задача – научить детей с нарушениями зрения адаптивному поведению в современном мире.

В этой связи  программа интегрированного курса «Дети и Мы» представляет собой оптимальный вариант ненасильственный коррекции неблагоприятной ситуации социально-психологического воспитания и развития ребенка, основанный на взаимопонимании и уважении детей и взрослого в процессе коммуникативной и театрализованной деятельности.

Программа «Дети и Мы» адресована тифлопедагогам  и педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля) работающим с детьми с нарушением зрения. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью   игровых ситуаций  способствует усвоению детьми новых образцов  творческого поведения детей и перенесению  их в естественные жизненные ситуации.   Программа предполагает  установление  тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию,  то в связи с этим перед  педагогом  стоит серьезная задача  довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне.

 Цель  программы: социально-психологическое развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Задачи:

  1. Развитие   интегративных качеств для успешной социализации детей.
  2. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
  3. Развитие  высших психических функций.
  4. Нравственно-эстетическое воспитание.

Сроки реализации.

  Программа  составлена на старший дошкольный возраст и предусматривает  проведение  непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю (36 в год) дети 5-6 лет (НОД 25 минут), дети 6-7 лет  (НОД 30 минут) и организованной игровой деятельности в режимных моментах.

Основные формы работы.

1. Чтение, беседы, обсуждения, анализ.

2. Коммуникативные игры

3. Игры -  импровизации,    театрализованные игры, игры-драматизации, режиссерские игры.

4. Игры на развитие высших психических функций.

5. Просмотр   и анализ   этюдов, упражнений, видеофильмов,

6. Рассматривание    и  анализ   иллюстраций, рисунков объектов и  

   сюжетных картин.

7. Психогимнастические упражнения и игры.

8. Художественное творчество

9.  Музыкально-двигательные упражнения

10. Гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая.

Возможность решения коррекционных задач.

  1. развитие сохранных анализаторов;
  2. воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей  жизни;
  3. качественное улучшение зрительных представлений;
  4. коррекция  и   развитие  пространственной   ориентировки;
  5. развитие   речи и коррекция речевых нарушений;
  6. активизация  мыслительной деятельности   в процессе восприятия и отображения.  

Ожидаемые результаты.

Реализация  программы позволит.

Детям:

  1. Научиться передавать и воспринимать эмоциональные состояния свои и   собеседника.
  2. Сформировать умение воспринимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения.
  3. Овладеть навыком,  словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние проявления у себя, у собеседника,        персонажа  литературного произведения  и т.п.
  4. Сформировать потребность в сопереживании.
  5. Развить   интерес к общению  и  к окружающим людям.
  6. Развить взаимоуважение  и   взаимодоверие   к окружающим.
  7. Научиться пользоваться  сформированными навыками культурного     поведения в свободной практической деятельности.
  8. Адаптироваться в коллективе    детей.
  9. Развить интегративные качества личности.

Педагогам:

1. Получить знания о работе с детьми по формированию      коммуникативных     навыков.

2. Построить   систему работы с детьми с нарушением зрения по    формированию интегративных качеств.

3. Направить усилия на решение задач по  определению  путей    социализации  ребенка со зрительной патологией.

Таким образом, в условиях специально организованного, дифференцированного педагогического процесса и осуществления педагогического контроля над деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, возможно достижение значительных успехов социально-психологического воспитания и развития детей с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет. Особенности нарушения зрения у дошкольника позволят ему достичь необходимого уровня социализации в детско-взрослом сообществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.: Издательство, 2004,  - 272с.
  2. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра – драматизация – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: Издательство РАОИКП, 1999
  4. Подколзина Е.Н.  Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры /– М.: Издательство Город Детства, 2006.
  5. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / - М.: Издательство , 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...