Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Матросова Ольга Алексеевна

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий»

Сегодня, во времена  развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование  различных  инструментов: ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте  является  диагностическим фактором, определяющим уровень развития  общей моторики.  Если  руки ребенка развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о недостаточном  развитии ребенка. В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является объектом пристального внимания специальных педагогов. У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА  развитие тонкой моторики находится на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением     вышеупомянутых действий.

 Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с нарушением зрения и ОДА, такие как Левченко И.Ю., Приходько О. Г., Мамайчук И.И., Смирнова И.А., Плаксина Л.В. среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования тонкой моторики и графических навыков у детей с такими  диагнозами.  В работах М.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой,  Н.М. Сокольниковой и др. отмечается, что успешное развитие тонкой моторики способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому важно у детей с нарушением ОДА и  зрения формировать и совершенствовать тонкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами. Своевременное включение в специально организованное обучение предотвращает появление вторичных отклонений в развитии детей. Сложность, многообразие и специфика детей  с нарушением зрения и ОДА требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку специальной серии коррекционно - развивающих занятий, основанных на требованиях  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.

Научно-методический аспект актуальности обусловлен противоречием между необходимостью изучения особенностей формирования и коррекции тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА и малым количеством таких методических разработок, что препятствует организации коррекционной работы и затрудняет последующее обучение детей.

Обнаруженное противоречие обозначило проблему, которая заключается в поиске системы занятий по развитию тонкой моторики у детей с ОДА и нарушением зрения.

Целью исследования является изучение влияния специально организованных занятий на развитие тонкой  моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением ОДА и  зрения.

При изучении нашей темы мы выдвинули  гипотезу: целенаправленная комплексная работа будет способствовать развитию тонкой моторики у детей с ДЦП при следующих педагогических условиях:

- использование специальной научно и методически обоснованной системы занятий;

- использование методов, форм и приемов работы, соответствующих возрастным, психологическим и физическим особенностям детей.

В соответствии с проблемой и целью, поставлены следующие задачи: 

1) охарактеризовать особенности развития тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА;

2) провести диагностику уровня развития тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА;

3)    подобрать и систематизировать игры и упражнения, направленные на развитие  тонкой  моторики.

4) разработать и реализовать систему занятий по развитию тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА;

Содержание работы по развитию тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА. 

Дети с нарушением зрения и ОДА  почти не отличаются от своих сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят играть, веселиться.  Но процесс развития тонкой моторики у данной категории детей имеет свои специфические особенности. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются нарушением тонуса мышц, наличием «лишних» движений - синкинезий.  Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие дисметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет выработку тех условно-рефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственного тела, чувство позы и тонкая моторика. Все вышеперечисленное сдерживает развитие тактильной чувствительности и тонкой моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности детей.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих функциональными нарушениями зрения и ОДА - занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим  занятия по развитию тонкой моторики активизируют  двигательные навыки, восприятие, мышление, память, и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.

Специальной программы по развитию тонкой моторики с детьми с нарушением зрения и ОДА, не существует, поэтому в работе приходится опираться в основном на программы Т.С. Комаровой, Н.В. Квач и методические разработки Н.В. Дубровской, адаптируя их согласно возможностям детей.

Точность и ловкость работы пальцев, дети приобретают в процессе изобразительной деятельности. Т.С. Комарова в программе «Изобразительная деятельность в детском саду» руководствуется тем, что основная цель обучения этой деятельности – развитие образного, эстетического восприятия действительности, формирование умения отразить предметы и явления окружающей жизни, выразить свое отношение к изображаемому. Для этого необходимо знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности; формировать обобщенные технические навыки и умения, а также способы изображения; украшать предметы; создавать выразительные образы. Т.С. Комарова считает, что необходимо обеспечить эстетическое восприятие и понимание детьми того содержания, которое предстоит отразить. Поэтому выбор тематики рисунков ориентирован на то, что вызвало у них эмоциональный интерес, о чем сложились отчетливые представления (игрушки, предметы, происходящие события, явления). С этой целью широко применяется информационно – рецептивный метод (другое название – объяснительно - иллюстративный). Он заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов, игрушек, готовых построек, передаваемых в изображении, организация рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. В процессе обследования предмета подробно и детально обсуждается форма, цвет, проводится сравнения; затем переходят к планированию последовательности работы. Наблюдение также предусматривает активное обсуждение объектов, подробное словесное описание, выделение существенных признаков.

Особенностью программы  Н.В.Квач  «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет» является предлагаемая автором методика работы, при которой  интегрированные занятия комплексного характера  находятся в определённой ритмической последовательности. Повторяясь, занятия расширяют сюжетный спектр и дают возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое. Преимущество данной методики в том, что главным выразительным средством  на занятиях является линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши, разной твёрдости, уголь, восковые мелки и др.). Работа с различными материалами не только позволяет оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяет  корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно, когда потребуется длительные статические нагрузки и чёткие движения. Поэтапно в программе предусмотрено освоение выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии и их трансформации в изобразительной.  декоративной, шрифтовой композициях.

В учено-методическом пособии Н.В. Дубровской все знания и изобразительные приемы систематизированы по теме природы и цвета. Автор считает, что дети едва ли не с первых дней жизни очень ярко ощущают взаимосвязь с природой. Разработанная Н.В. Дубровской система направлена на формирование художественных навыков и умений, развитие творческих способностей детей в области цвета, графики и композиции на основе «природных» изображений.

Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, конструировании. И очень важно показать возможные варианты решения той или иной темы, художественного образа. Предлагаемая Н.В. Дубровской система занятий предлагает вариативные решения, которые позволяют не только развивать интерес к искусству, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

На первом этапе работы были проанализированы специальные образовательные программы и методические рекомендации по развитию тонкой моторики  у детей с нарушением зрения:

- программа обучения и воспитания детей с нарушением зрения Плаксиной Л.В;

- методические пособия  Григорьевой Л.П. для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением;

- методические рекомендации Гавриной С.Е. «Развитие руки – чтобы учиться писать, и красиво рисовать»

На втором этапе проводилась работа  по определению уровня сформированности тонкой моторики  у детей с нарушением  ОДА и зрения. Были использованы следующие методики:

  • Тест направленный на выявление наличия у ребенка «лишних» движений - синкинезий Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова;
  • Методика «Выявление уровня развития мелкой моторики» А.Н. Лебедевой;

В ходе проведения первой методики направленной на выявление наличия у ребенка с нарушением зрения и ОДА «лишних» движений - синкинезий было выявлено увеличение количества синкинезий. Они составили 9  при норме 6.

В ходе проведения второй методики направленной на выявление уровня развития мелкой моторики 40% детей  из группы показали низкий уровень. У остальных детей был выявлен средний уровень развития моторики. В результате проведения исходно диагностического этапа были получены следующие  результаты:

  • Количество синкинезий у детей с нарушением зрения и ОДА заметно больше нормы;
  • Изучение пальчиковой моторики рук показало большое количество детей с нарушением зрения и ОДА имеющих низкий уровень ее сформированости. Дети затруднялись в выполнении мелких движений: отмечалась низкая точность движений, замедленный темп, слабая координация правой и левой рук;

Таким образом, основные недостатки сформированности тонкой моторики у детей с нарушениями зрения и ОДА, к которым относятся наличие синкинезий, низкая точность движений, слабая координация правой и левой рук, свидетельствуют о низком уровне развития тонкой  моторики. Это значит, что существует необходимость в разработке специальной серии коррекционно - развивающих занятий и упражнений, по развитию тонкой моторики  у детей с нарушением зрения  и ОДА.

Реализация третьего этапа представляет собой работу по развитию тонкой моторики у детей с нарушение зрения и ОДА:

1)разработка и апробация серии  коррекционно – развивающих занятий, которые были взяты из программы «Развитие мелкой моторики руки» автора И.В. Дубровиной и адаптированы для детей с нарушениями зрения и ОДА.  Работа проводилась в два этапа: 

На первом этапе  были поставлены цели: совершенствование тонкой моторики правой и левой руки. Дети осваивали навыки положения руки с карандашом при рисовании  разных видов линий, контролировали размах движений руки, формообразующих движений,  ориентировались на листе бумаги. Дети учились рисовать различные линии: прерывистые, сплошные, ломанные и др. Детям сначала необходимо было определить расстояние между объектами, а затем соединить точки в определенных местах - соединить линией вершины скал, по клеточкам рисовать кораблики через определенное расстояние друг от друга. В своей работе  использую прием пассивных движений «рука в руке» и рисование по контуру. Используя эти приемы, создаю вместе с детьми простейшие образы; формирую умение проводить прямые, вертикальные,  горизонтальные линии; различать близкие формы – круг и овал, прямоугольник и квадрат, треугольник; выполнять  рисунок с последующим ослаблением моей руки и постепенно подводя ребенка к самостоятельной деятельности. Задания объединяю игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.

Второй этап был направлен на координации движений обеих рук. Для этого детям были предложены задания:  «ходьба по лабиринтам», «кораблик плывет по волнам» «намотай клубочки», обводка и рисование крупных фигур без отрыва руки, «заштрихуй, не выходя за контур». Задача этих упражнений направлена на укрепление мышц кисти обеих рук, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. Различные комбинации движений рук, которые выполняются вслед за действиями взрослого, вызывают и поддерживают сильный познавательный интерес у детей.  В предлагаемых детям заданиях сочетаю не только зрительную, но и мыслительную нагрузку, использую соревновательные ситуации. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения руками, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы. Таким образом, идет оречевление производимых действий. Тренировка пальцев рук осуществлялась через предложения сделать разные фигурки руками  («Корзинка», «Колокольчик», «Грабли» и т.д.).

В процессе проведения цикла коррекционно - развивающих занятий дети учились проводить прямую линию, рисовать, различать и сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, объему, запаху, вкусу. Данные занятия были направлены на развитие координации и точность движений, способствовали развитию тонкой мускулатуры руки. Для мотивации в выполнении трудных заданий, детям предлагалось поиграть в художников-волшебников, под карандашом, которого все оживает. Данный прием помогал детям выполнять упражнения очень медленно, кропотливо и правильно, что очень трудно при не согласованности в координации движений пальчиков.

2) для активизации ручной умелости детей подобрала и систематизировала дидактические игры для развития тонкой моторики с учетом индивидуальных возможностей воспитанников. т.к. они оказывают положительное влияние на становление детской речи, повышает внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную деятельность.

      3) для развития тонкой моторики создала комплекс для развития тактильных ощущений и зрительного восприятия, детскую коррекционная игротеку, направленную на развитие сенсорных эталонов.

     4) мною были подобраны  пальчиковые игры,  развивающие координацию движений, концентрацию внимания, соответствующие индивидуальным особенностям и развитию детей. В пальчиковых играх с использованием стихов и потешек формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

   5) используя принцип интеграции различных видов деятельности для развития тонкой моторики в группе создала коррекционно- развивающую среду. В игровой зоне дети действуют с игрушками, мозаикой, пирамидками, вкладышами, разрезными картинками. В зоне изодеятельности используют для развития тонкой моторики пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумагу. В учебной зоне работают с карандашами, счётными палочками, тетрадями, фломастерами, различными образцами рисунков по клеточкам, точкам, графических диктантов. В театральной зоне представлены разные виды театра, в том числе пальчиковый. В коррекционном уголке по развитию зрительного восприятия дети работают с пазлами, сортируют злаки, семена, нанизывают бусы, выкладывают узоры из мозаики, распутывают лабиринты. Чтобы закрепить приобретенные  навыки  в физкультурном уголке подобрала игры на развитие глазомера  («Кольцеброс», «Дартс», «Баскетбол»); разного размера мозаики, конструкторы, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития тонкой моторики. Для детей со сходящимся косоглазием использую геометрическую мозаику на фланелеграфе, а также магнитную мозаику.  Подобрала и систематизировала  комплексы зрительной гимнастики  и упражнений  т.к они  развивают глазодвигательные механизмы зрения  и способствуют развитию различных мышц глазодвигательного аппарата.

В группе имеется место для демонстрации детских работ. Для каждого ребенка есть папки для работ по изобразительной деятельности, графическим заданиям.

Важную роль в развитии   тонкой моторики  играют соблюдение санитарно-гигиенических требований и правильная организация позы ребенка в процессе выполнения заданий. Дети усваивают, как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук; как правильно держать карандаш, пользоваться  тетрадью. Для детей «левшей» отведено специальное место для занятий, уделяется внимание посадке ребенка, расположению листа бумаги на рабочем месте.  На карандаш надеваем специальную насадку, чтобы пальцы были в правильном положении во время работы.

Реализация четвертого этапа представляет собой выявление  динамики развития тонкой моторики у детей с нарушениями зрения и ОДА, в котором использовались те же методики, что и во втором этапе.

Результаты по первой методике направленной на выявление наличия у ребенка с нарушением зрения и ОДА «лишних» движений – синкинезий показали, что количество синкинезий значительно сократилось и не превышало возрастной нормы (100 %).

При проверке  уровня сформированности  тонкой моторики у детей с нарушениями зрения и ОДА   - серии заданий второй методики, было выявлено, что  75% детей имеют средний уровень , 25% детей  показали высокий уровень.

Данные итоговой диагностики, позволяют сделать следующие выводы:

- наблюдается положительная динамика в развитии тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА, что выражается в следующих показателях:

-  20% детей перешли из низкого уровня в средний,  были сформированы навыки работы с инструментом, формообразующие движения и графические навыки.

- еще у 25% детей можно отметить положительную динамику в развитии навыков тонкой моторики (от среднего уровня к высокому): правильная  координация движений пальцев рук; своевременное переключение движений; самостоятельность выполнения;  сопутствующих движений  нет. 

- совсем не стало низкого уровня развития тонкой мускулатуры руки у детей с нарушением зрения и ОДА.

Качественный анализ результатов четвёртого этапа показал:

  1. у детей с нарушением зрения и ОДА сократилось наличие синкинезий, особенно на ведущей руке;
  2. повысилось умение управлять кистью обеих рук: движения стали более точными, четкими, координированными;

Кроме того диагностика проводилась на основании результатов деятельности детей в рамках различных образовательных областях (познание, коммуникация, художественное творчество). Критерии оценивания:

1 балл – навык не сформирован (задание не выполнено).

2 балла – низкий уровень сформированности навыка (ребенок справился с малым количеством заданий).

3 балла – средний уровень сформированности навыка (задания выполняются медленно, с достаточным количеством недочетов).

4 балла – хороший уровень развития тонкой моторики (небольшое количество недочетов при работе).

5 баллов – высокий уровень сформированности навыков тонкой моторики.

За 2012-2014 годы я наблюдала положительную динамику в следующих блоках:  художественное творчество (рисование – 40%, лепка – 15%, конструирование – 30%); познавательная деятельность (ознакомление с окружающим – 22 %; развитие речи – 11%;; игровая деятельность – 35%)

Мониторинг по ИЗО

График 1. Рисование.

        График 2. Лепка.

График 3. Конструирование.

                   Мониторинг по образовательным областям.

График 1. Образовательная область «Художественное творчество»                                                

График 2. Образовательная область «Познание».

           

График 3. Образовательная область «Коммуникация».

На основании результатов мониторинга можно сделать следующие выводы:

- в 2012 – 2013 учебном году уровень развития тонкой моторики у детей в целом являлся либо полностью несформированным, либо недостаточно сформированным, что послужило обоснованием для разработки и реализации специальных занятий и комплексов упражнений, направленных на развитие тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА.

- в 2013 – 2014 учебном году уровень развития тонкой моторики у детей существенно повысился по сравнению с предыдущим годом.

Данные факты свидетельствуют об эффективности применяемых в процессе работы образовательных технологий и специально разработанных занятий и упражнений, направленных на развитие тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА.

Список  литературы


1.     Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – С. 75 - 79.

2.     Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребёнка : Пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе.- М: Школа – Пресс, 2001.

3.     Ермакова В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Изд.: «Владос», 2000. – 240 с.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.


5.     Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С. О. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001. –  94с.

6.     Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 2001. №2. - С. 84.

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Плаксиной Л. И. – М.: Изд.: «Экзамен», 2003. – 256 с.

8. Развитие руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Гавриной С. Е., Кутявиной Н. Л. – Ярославль: Изд.: «академия развития», 1997. – 192 с.

9. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. – 1998. - №9. – С. 41.

10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Стребелевой Е. А. – М.: Изд.: «Академия» 2001.– 312.

11. Шабанова Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика // Игра и дети. – 2003. - №5. – С. 17 - 18.

12. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 2000. - №5. - С. 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...