Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Зайцева Евгения Николаевна

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/skorochtenie.png

Подготовила воспитатель:

Зайцева Е.Н.

Москва, 2017

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Ученые Б.В. Сермеев, Л.С. Сековец. указывают на то, что нарушения координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребёнку необходимый контроль за движениями. У детей с нарушением зрения чаще, чем у нормально видящих их сверстников, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений, что сказывается на согласованности действий рук и глаз. По данным исследований у большинства детей дошкольного возраста с нарушением зрения отмечается различная степень недостаточности зрительно-пространственного восприятия, затрудняющая зрительно-моторные координации и воспроизведение пространственно организованных структур.

Наиболее страдают движения, требующие тонких кинестетических дифференцировок при их серийном последовательном воспроизведении, а потому в значительной степени, зависящие и от кинетического компонента.

В дошкольных учреждениях комбинированного и компенсирующего видов много внимания уделяется подготовке детей к обучению и школе на различных занятиях: по продуктивным видам  деятельности (конструированию, аппликации, лепке, рисованию); познавательному развитию; развитию речи; игре; физическому и музыкальному воспитанию. В подготовительной к школе группе проводится работа по развитию речи, обучению детей грамоте.

При формировании предпосылок к письму у детей с отклонениями в развитии  важно определить основные задачи, методы и приемы коррекционной работы.

В работе с детьми важно учитывать общие задачи:

 формирование навыка правильно сидеть за столом при выполнении  

      заданий (соблюдение гигиенических требований);

  • формирование умений выполнять задания: подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;
  • Развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
  • формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими);
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие слухового внимания и слухомоторной координации;
  • формирование навыка использования принадлежностей для письма (мел, карандаш, фломастер, ручка, лист бумаги, доска);

       Обучение детей с нарушением зрения должно проводиться на протяжении 4-х лет пребывания детей в дошкольных учреждениях и осуществляться поэтапно с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка. На каждом этапе обучения детей выделяются основные направления коррекционно-развивающей  работы:

1.        Развитие ручной и мелкой моторики рук (гимнастика для пальцев и кистей рук; работа с мелкими и сыпучими материалами, выполнение дидактических заданий по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.).

2.        Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации. Формирование у детей внимания на предмете, умение прослеживать взором за двигающимся предметом, обучение детей выкладывать предметы на различных плоскостях, развитие целостного восприятия предметного изображения, обучение детей сравнению парных предметов, а затем предметных изображений на картинках и т.д.

3.        Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Выполнение специфических действий руками в соответствии со звуковым сигналом и графических заданий на листе бумаги.

4.        Развитие пространственной ориентировки. Ориентировка в пространстве, ориентировка в схеме собственного тела, затем ориентировка на альбомном и тетрадном листе бумаги.

5.        Формирование базовых графических навыков. Правильный захват и действие с предметами: карандашом, фломастером, ручкой; отработка навыков обводки, дорисовки, штриховки изображений предметов, безотрывного проведения безотрывных линий  (прямых, ломаных, волнистых и др.) в заданных направлениях.

6.    Активизация познавательной деятельности. Формирование интереса к выполнению графических заданий, умения работать по образцу, умения сравнивать, анализировать и оценивать графические задания, активизация речевой длительности — развитие планирующей функции речи, заучивание  стихов, потешек, игровых заданий.

На каждом этапе обучения детей  и коррекционно-развивающей  работы педагог осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учётом:

- рекомендаций дефектолога, психолога, логопеда (организация развивающих и коррекционных игр) 

- уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определённого размера индивидуальных пособий, упрощённый или усложненный вариант занятия, дифференцированная оценка результатов работы),

- этапа лечения, остроты зрения,

- характера деятельности ребёнка (быстрое вхождение в контакт, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности, уровня развития познавательных и мыслительных процессов ребёнка).

Специфика педагогической помощи детям с нарушением зрения, прежде всего, заключается в её комплексности, коррекционно - развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребёнка, рекомендаций специалистов и врачей, в целенаправленной  работе с семьёй.

   Таким образом, специфика состояния двигательной сферы ребенка с особыми образовательными потребностями, характеризующаяся целым комплексом затруднений при овладении скоростными качествами, динамичностью двигательных актов, их пластичностью, целесообразностью, техникой движений, от которых зависит успешность двигательных навыков, будет определять содержание работы по развитию ручной и пальцевой моторики, которую необходимо выстраивать как целостную структуру, решающую специфические задачи и ориентирующую  на общеразвивающие задачи как зону возможного развития ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях многоэтапности, вариативности и многогранности средств, форм и методов специальной помощи детям.

Используемая литература:

  1. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии: метод. пособие для педагога. – М.: ПАРАДИГМА, 2010. – 80 с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика).

2.        Моурлот Л.И., Ремезова Л.A. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007- 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...