«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, улучшения психического и физического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_somoobrazovaniyu.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ детский сад компенсирующего вида№46 «Малышок»

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Выполнила:

Дельцова Ольга Александровна


Содержание

Введение..........................................................................................................3

Глава  I. Теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.....................................................................................................................8

1.1. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата как психолого-педагогическая проблема...................................................................................................................8

1.2.Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата....................................................................................................................13

1.3.    Роль конструктивной деятельности в  развитии кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.....................................................................................................................17

Выводы  по первой главе …………………….……………………………21

Глава ІІ. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность.............................................................................................................23

 2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с НОДА........................................................................................................................23

2.2. Система работы по развитию у детей дошкольного возраста с  НОДА  мелкой моторики средствами  конструктивной деятельности..............................................................................................................27

Выводы  по второй главе…….…………………………………………………….38

Заключение.......................................................................................................40

Литература.......................................................................................................42

Приложение.................................................................................................... 44


Введение

     «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений
мозговой деятельности сводится  окончательно
к одному лишь явлению – мышечному движению».

И. М. Сеченов

Актуальность проблемы

      В последнее время число детей с   нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) по данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют нарушения развития.

   Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и общей моторики в целом.

     Одним из важных основ развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.
   Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, улучшения психического и физического развития ребенка.

      Движение – ведущая функция всего живого. Движение – естественное состояние ребенка. Движение можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И.А. Аршавский отмечал важную роль движений уже в эмбриональном  периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М. М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития мелкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что  «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как  артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». С одной стороны, уровень сформированности мелкой моторики кисти определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи и мышления ребенка, позволяет подготовить его к освоению грамоты. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

    Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Целью исследования является изучение условий реализации развития мелкой моторики у детей НОДА средствами конструктивной деятельности.

Объектом исследования является развитие мелкой моторики у детей с НОДА.

Предметом исследования являются условия развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с НОДА.    На основании изложенных целей и предмета исследования выдвинута  гипотеза.

Гипотеза: полноценная реализация развития мелкой моторики у детей с НОДА в конструктивной деятельности будет зависеть от следующих условий:

1.Если развитие мелкой моторики у детей с НОДА будет органично сочетаться на занятиях, и в свободной деятельности.

2.Если развитие мелкой моторики у  детей с НОДА будет лежать в основе тематического планирования, образовательного материала  с учетом взаимопроникновения материала из разных образовательных областей.

3.Если при отборе материала будет присутствовать компактность, большая информативность учебного материала.

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие
ЗАДАЧИ:

1. Раскрыть содержание понятия развития мелкой моторики у детей с НОДА.

2. Изучить особенности развития мелкой моторики средствами конструктивной деятельности.

3. Раскрыть содержание работы по развитию дететей старшего дошкольного возраста с НОД средствами конструктивной деятельности.

Методы исследования:

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании  ребенка (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Мы учитывали представления о структуре речевого дефекта, концепцию о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский, В.В.Лебединский и др.); учение об общих и специфических закономерностях развития детей с отклонениями (Р.Е.Левина, В.И.Лубовский). Мы опирались на идеи о об обучении как факторе становления личности; о ценностном отношении к ребенку с проблемами в развитии; концепции личностно-ориентированного воспитания и обучения (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская и др.); идеи личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.), о значении различных видов детской деятельности в процессе развития вербальных средств общения (Е.А.Екжанова, Т.А.Репина, А.Г.Рузская, Д.Б.Эльконин и др.).

Значимость курсовой работы заключается в том, что материал

может использоваться в работе с детьми НОДА , так же может использоваться в работе  с родителями . Моя работа имеет практическую значимость,потому что материалы  исследования могут быть использованы для подготовки к занятиям и в повседневной деятельности.


Глава  I. Теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1.1. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата как психолого-педагогическая проблема.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая  обусловлена скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Мы часто слышим выражение «мелкая моторика» и знаем, что ее нужно развивать. Не всегда родители детей с НОДА  до конца понимают, что это такое и зачем необходимо их ребенку, на что влияет мелкая моторика, и какие способы ее развития существуют.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки – белобоки”, “Ладушек” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.       Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают даже умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развитию речи.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга” - доказывает М.М. Кольцова.

Различные формы чувственного познания (ощущение, восприятие и представление) являются основными ступенями в развитии чувственных знаний человека об окружающей действительности.

Здоровый ребенок познает окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов, и уже на 3 – 4 месяце он тянется за предметом. Дети с церебральным параличом, у которых имеются паретические явления в руках, обычно испытывают затруднения при взятии предметов. А если к этому присоединяется парез ног, то это еще больше сужает круг предметов, которые эти дети могли бы держать в руках, резко ограничивает их двигательную активность. Поэтому развитие познавательной деятельности задерживается.

Здоровый ребенок уже с четвертого месяца старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине, толщине, весе, температуре и даже вкусе различных предметов.

Страдающий церебральным параличом получает ничтожную долю этой информации, поэтому у него задерживается развитие тактильной и температурной чувствительности. Кроме того, в этот период нормально развивающийся ребенок получает качественно новую информацию о пространстве и времени, ощущает насколько труднее дойти до кухни, чем до дивана, до стола, и какие сложности возникают при спуске по лестнице. Одновременно он начинает познавать направление и ориентироваться среди предметов. Больной ребенок лишен этих впечатлений.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с НОДА.

Под словосочетанием «мелкая моторика» физиологи подразумевают движения мелких мышц кистей рук, в основном, пальцев. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Дело в том, что центры в коре головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, находятся очень близко друг к другу. Таким образом, развивая движения пальчиками, мы активируем и зоны, ответственные за речь. Ко всему прочему не следует забывать, что правильная работа всех мышц кисти необходима для завязывания шнурков, застегивания пуговиц, рисования, письма и прочего.

Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речи двигательного анализаторов.  

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по конструктивной деятельности весьма актуальна, в том числе  конструктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук [4].

Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в раннем и дошкольном возрасте.

Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.  

У большинства детей дошкольного возраста с НОДА специальными исследованиями [4, 6, 8] выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей  моторики, но и мелкой моторики. Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Учеными (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.) доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.  

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с НОДА создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

1.2.  Особенности  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться.

Мелкая моторика является не чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

 Ее  развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног.     Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.  Массируя мизинец, можно активизировать работу сердца.  Безымянный палец – печени.  Средний палец – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные «народные потешки  и пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.  Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.

Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелко - моторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо в школе. Часто их пальчики и кисть не слушаются, им не хватает ловкости.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Трехлетний ребенок с НОДА способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).


1.3. Роль конструктивной деятельности в развитии

кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата.

Конструктивная деятельность является формой наглядно-действенного мышления. Умение решать конструктивные задачи отражает определенный уровень развития пространственных представлений.

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова выделяют две формы конструктивной деятельности:

  1. непосредственная, или репродуктивная, при которой процесс конструирования определяется структурой образца;
  2. опосредствованная, или продуктивная, более сложная, так как задание представлено в виде нерасчлененной модели, и для осуществления постройки необходимо предварительно перешифровать «элементы непосредственного обозрения» в «элементы конструкции».

Исследование показывает, что недостаточная сформированность пространственных представлений является одной из основных причин, затрудняющих решение конструктивных задач [12].

Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.  

В  возрасте 4-5 лет происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.    Подвижная кисть помогает при рисовании, лепке, любой игровой и бытовой деятельности, тренирует руку перед письмом.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

-органов движения;

-органов познания;

-аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребёнка. Развитие моторной   функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Различные пальцы выполняют неодинаковые функции:
- Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчёта.
- Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы.
- Благодаря их движениям осуществляется последовательная развёртка контура предмета и его элементов.

-Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы.

-Ладонь в процессе ощупывания плоских предметов, как правило, не участвует. Но при ощупывании объёмных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объёма.

Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со слуховыми,  зрительными и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

   Работа со счётными палочками.

Игры со счетными палочками необходимы для того, чтобы развивать  мелкую моторику рук, мышление, память.

   Упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.

Игры – шнуровки.

Игры – шнуровки, плетение косичек,  можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками.

Игры с конструктором.

Свободное конструирование - самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится  ребёнок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева, всегда будет занимать среди них своё достойное место. Как раз такие игрушки рекомендуются детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора.

Занятия с использованием нетрадиционных форм конструирования.

Занятия с использованием нетрадиционных форм    конструирования способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • конструктивных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • формируются навыки контроля и самоконтроля;
  • расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
  • развивается воображение, мышление, речь.

При организации занятий по конструктивной деятельности определёнными условиями являются:

•    создание развивающей среды;

•    подбор специальных методов;

•    отбор наиболее эффективных приёмов.

Для лучшей эффективности занятий по конструктивной деятельности  необходимо придерживаться следующих требований:

•    каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цели, задачи. Почти каждое занятие должно включать новый материал, повторение изученного, готовить детей к внимательному восприятию нового материала.

•    Содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.

•    Методы и приёмы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.

•    На каждом занятии ведётся систематический контроль  за  качеством усвоенных  знаний, умений, навыков.
Конструктивная  деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы ребята видят сразу.  Конструктивная  деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы создать постройку по образцу, его не только необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке , так как у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  очень часто нарушены двигательные функции руки.

Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. А для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата это очень важно.

Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Развитие мелкой моторики способствует развитию общей моторики, что для наших детей очень важно.

Выводы по первой главе

Мелкая моторика, под которой мы понимаем  двигательную деятельность,  обусловленную скоординированной работой мелких мышц рук и глаз,  играет  немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития, а также в развитии конструктивной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста с НОДА. У большинства таких детей специальными исследованиями (Л.В. Куцакова, Е. Плутаева, Ю.В. Рузановой и др.) выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей  моторики, но и мелкой моторики.

В понятии конструктивной  деятельности мы придерживаемся определения А.Р. Лурия, который трактует ее как форму наглядно-действенного мышления, а умение решать конструктивные задачи, по его мнению,  отражает определенный уровень развития пространственных представлений.

Конструктивная деятельность в не меньшей степени  способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук (Л.В. Куцакова).

Движения рук очень важны на всех этапах жизни ребенка,  старший дошкольный возраст самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.


Глава II.   Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность.

2.1.Изучение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с НОДА.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук детей являются занятия по конструктивной деятельности [12] в своих исследованиях обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения конструированию. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов конструирования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности.

Технология  Л.В.Куцаковой [9,10], по которой мы ведем работу вот уже второй год на наш взгляд является более оптимальной. Она включает в себя ряд этапов:

-создание постройки по образцу,

-по условиям,

-по схеме,

-моделирование.

Все эти этапы, кроме моделирования,  прослеживаются во всех возрастных группах. Различие состоит в усложнении образцов, условий, чертежей. C работой  по образцам и условиям все хорошо знакомы,а вот работа по чертежам на мой взгляд, более сложный этап конструирования, который требует большой подготовительной работы.

Моделирование же является наиболее высокой ступенью в работе со строительным материалом. В своей технологии Л. В. Куцакова [10] ставит перед детьми разных возрастов различные задачи. Так, во 2-ой младшей группе предлагается учить детей:

- анализировать образец и строить по образцу;

- изменять постройку способом надстраивания в длину, в ширину, в высоту;

-знакомить детей с деталями :кубик, кирпичик, призма, пластина (новая деталь);

- строить по рисунку-чертежу из двух деталей;

- соотносить нарисованные детали с реальными.

В средней группе задачи усложняются за счет более сложных конструкций-построек, большего количества используемых деталей в одной постройке.

Добавляются новые задачи:

-знакомство с бруском и цилиндром;

-строительство по словесной инструкции;

-по замыслу(индивидуальному и коллективному)

-плоскостное  моделирование (расстановка мебели в комнате);

Усложнения в старшей  группе следующие: знакомство со свойствами деталей: пластина длинная, короткая; толстая, тонкая; знакомство с конфигурациями: круглая, квадратная, прямоугольная, многоугольная.

В этой же группе решаются задачи:

- самостоятельно анализировать чертежи, образцы;

- учить рисовать проекции спереди, сбоку;

 -учить строить по схемам.

В подготовительной группе новым является:

-учить самостоятельно анализировать схемы, сооружения, рисунки,

 Фотографии;

-использовать готовые чертежи и вносить в конструкции изменения;

-учить создавать собственные схемы в трех проекциях.

Ознакомившись, со всеми задачами, кажется, что такой объем знаний и

умений детям дать невозможно.

Многие задачи, поставленные Л. В. Куцаковой,  предполагаются  решать вне занятий, а выносить их решение в игровую или в специально организованную  совместную деятельность воспитателя и ребенка. Ею разработаны  дидактические игры и   упражнения   по знакомству  детей с проекциями, схемами, моделями.

Л. В. Куцакова предлагает реализацию своей программы в 2-х вариантах

обычный и  инновационный.

При первом варианте большое внимание уделяется учебной деятельности на занятиях; чаще используются репродуктивные методы обучения (подробный показ способов действия, работа по образцу воспитателя и т,д,); различные материалы предлагаются детям постепенно, по мере усвоения  навыков работы с ними.

Второй вариант реализации программы предполагает сведение к минимуму использование репродуктивных методов; ведение работы по подгруппам. Занимательные игры и упражнения становятся обучающими и используются как на занятиях , так и вне их. Детям даётся возможность постигать свойства материалов, активно действуя с ними.       Методы сотрудничества становятся основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек, а на изготовления множества различных конструкций с помощью основного усвоенного ими способа действия.

Инновационная программа как раз и предусматривает:

-работу по чертежам, схемам,

-знакомство с проекциями,

-моделирование.

Работу мы начали со старшей группы, так как состав группы к этому периоду изменился  на 58,3%, а в течение следующего года изменялся незначительно лишь на8%

В старшей группе мы поставили следующие задачи:

-научить  самостоятельно,  анализировать образец постройки;

-строить по образцу, изменяя его по условиям, по словесной  инструкции;

-строить по чертежу, анализируя его вместе с воспитателем;

 -познакомить с проекциями деталей;

-учить рисовать проекции простых построек;

-моделировать объекты из2-4-х деталей, типа стол, стул, лодочка и т.п.

Реализовывали мы их как на занятиях, так и в совместной деятельности.

Решать задачи помогали занимательные игры и упражнения, предложенные Л.В.Куцаковой.

При знакомстве с проекциями использовались следующие  игры:

 «Соотношение геометрических тел и фигур», «Загадки», «Меняясь местами», «Найди ошибку» и другие.

При знакомстве со схемами: «Выкладывание фигур». «Конструируем из палочек», «Собери игрушку». «Геометрическая мозаика».

К моделированию мы подошли с помощью игр: «Обустрой комнату», «Сложи домик».

В течение года на занятиях мы видели заинтересованность детей, их стремление

Научиться чему-то новому. Однако в свободных играх постройки оставались достаточно примитивными. Знания и умения. Полученные знания  на занятиях,  не всегда использовались в самостоятельной деятельности.

Проанализировав  результаты диагностики детей по конструированию, мы решили адаптировать занятия для наших детей, чтобы достичь положительных результатов в решении вновь поставленных задач.

Так были поставлены следующие задачи:

-научить самостоятельно   анализировать чертежи, схемы, рисунки,  фотографии;

-рисовать проекции сооружений ( спереди, сбоку, сверху, снизу);

-изменять постройки, сделанные по чертежам и  схемам,  по заданным условиям;

-продолжать учить создавать постройки по замыслу;

-продолжать учить работать в парах и коллективно;

-моделировать постройки, создавая более сложные конструкции;

-учить оценивать работу товарищей и свою.

Реализацией этих задач  мы занимались на занятиях, которые проходили один раз в неделю. Но в свободной деятельности этому вопросу постарались уделить как можно больше внимания.

Организовывались занимательные упражнения, индивидуальные и коллективные игры со строительным материалом.
Чему и как мы учили детей?

Чтобы научить детей анализировать чертежи и схемы, предлагаем им составить короткий описательный рассказ по такому плану:

-название объекта,

-название его составных частей.

-размер этих частей.

-из каких деталей построена та или иная часть объекта.

Например, при строительстве многоэтажного дома по чертежу у ребёнка получался примерно такой рассказ: «Это дом. Он пятиэтажный. Один  подъезд. У дома  есть фундамент,  стены, балконы, окна, перекрытия, крыша. Фундамент и перекрытия построены из квадратных пластин, стены и балконы из кирпичей, окна - из кубиков. Крыша  построена из3-х квадратных пластин и короткого бруска». Таким образом, составленный рассказ и есть анализ чертежа или схемы. Такой  анализ помогает нам не только в работе по конструированию, но и решает коррекционные задачи:

-развитие словесно-логического мышления.

-обучение детей составлению предложенных конструкций,

-формирование грамматически правильной речи.

При анализе рисунков, фотографий мы учим ребёнка не только анализировать и описывать внешний вид, но и предполагать, подумать, (мысленно членя части объекта на отдельные детали), из каких деталей можно построить ту или иную часть объекта, а значит найти своё конструктивное решение. Это более сложный этап конструирования, над которым нам ещё нужно много работать.

Знакомство с проекциями деталей  мы начали ещё в старшей группе. Теперь перед нами стоит более сложная задача: научить рисовать проекции постройки. Начинать работу нужно было  с той проекции объекта,  которая наиболее информативна  для ребёнка, т.е. лучше отражает строение. Например,  если рисуется проекция здания,  то информативнее будет вид спереди, а если рисуется проекция  машины, то – вид сбоку.

Работать начинали совместно с детьми. Сначала обследовалась постройка,  взрослыми  по контуру обводились все видимые   плоскости, т.е. геометрические фигуры, а дети давали названия этим фигурам.


2.2. Система работы по  развитию у детей  дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата мелкой моторики средствами конструктивной деятельности.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Контингент детей неоднороден. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они не могут координировать работу обеих рук, сочетать их движение с движением корпуса, у  детей проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, пальцы слабые, не удерживают мелкие предметы. В жизнедеятельности человека  рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Для немых руки служат средством общения, для слепых – средством восприятия. Тренировка пальчиков и руки в целом способствует  и общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков. Считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Результаты наблюдений, диагностических исследований показывают, что внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет недостаточный уровень развития.
На начало нашей работы группу посещало 11 детей старшего дошкольного возраста, из них:

ОНР II-III уровень 2 ребенка, ОНР III уровень 5 детей, ОНР и НОДА IV уровень 4 ребенка. По итогам обследования детей на начало 2013-2014уч. г. Группа находилась на уровне ниже среднего. Дети плохо социально адаптированы. Запас знаний об окружающей естественной и социальной среде достаточно низок. Активный словарь у большинства  детей отставал от возрастной нормы. Связная речь на бытовом уровне. Смысловую сторону  изображенного на картине понимали, но на вопросы отвечали с помощью взрослых. Наряду с низкой речевой активностью, мало выражен познавательный интерес. Страдают все виды памяти. Внимание характеризовалось замедленностью, фрагментарностью. Практически не развито воображение, творческие способности.Такие дети наряду с усвоением общеобразовательной программы, нуждаются в коррекции физических и психических недостатков в развитии. На сегодняшний день в области специального коррекционного обучения имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающее обучение рассматривается как обучение, направленное на исправление каких-либо недостатков в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации. Обучение строится на основе принципа развивающего обучения, в основе которого лежит закономерность, согласно которой обучение -движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а так же формирования способностей.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта – художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается новизной, имеющей значение для развития науки, культуры и производства.  
Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.

Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта. Как правило, доставляет ребенку даже большое удовольствие, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребёнка и часто приводящее к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в период дошкольного действия.

Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению.  Система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, ставит и другие задачи:

- развитие у детей мышления (логического и образного),

- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться её),

- развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её  решения).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознаётся» детское творчество.

Детское творчество

Новизна продукта
(субъективная)

Оригинальность

Вариативность решений

Интеллектуальная активность

Эмоциональные проявления

Творческие способности детей развиваются в разных видах деятельности.
Наиболее значимым в развитии творческих способностей Н.Н. Поддъяков выделяет такой вид деятельности как детское экспериментирование.
Г.В. Урадовских, О.А. Христ, О.А. Сафонова выделили конструктивную деятельность, как наиболее благоприятную для развития способностей у детей. В этих видах деятельности много общего.
Во-первых, постоянно расширяется арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью.
Во-вторых, детям дается возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

В конструировании, например, такими являются, прежде всего материалы (конструкторы, бумага, природный материал, модули и др.), обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.
Исходя из особенностей нервно-психического развития детей с ОНР, специфики организации коррекционного развивающего обучения, наиболее эффективной выбрали конструктивную деятельность.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового  материала.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

Мы заинтересовались художественным конструированием, которое раскрывает большие возможности для развития творческих способностей.

Авторы Л. Парамонова, Г.В. Урадовских разработали трёхчастную систему формирования творческого конструирования.

Первый этап заключается в организации широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом.

Второй - в решении детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирования обобщённых способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях.

Третий – в организации конструирования по собственному замыслу.

Условия возникновения противоречия.

Итоги изучения развития конструктивной деятельности детей (ниже среднего) показывали, что обучение строилось только на подражательной основе – использовались образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При таком обучении каждый способ оказывался «привязанным» к конкретной поделке и существовал для ребёнка только в контексте её изготовления, а значит, не развивались творческие способности. У детей, как правило, вызывало затруднение конструирование по замыслу.

Увеличение количества коррекционных логопедических занятий вызвало сокращение занятий по продуктивной  деятельности, что сказалось на результативности развития данного вида деятельности.

Возникло противоречие:

-Мы должны выполнять задачу ДОУ в том числе и по развитию творческих способностей.

- Но применение традиционных методик по конструированию, направленных на формирование знаний, умений, навыков, специфика организации учебной деятельности в коррекционной  группе  не позволяет добиться повышения результатов освоения данного раздела программы, общего психического развития ребёнка, в том числе творческих способностей.

В результате противоречий возникла идея: усилить роль детского конструирования, форм и методов его организации в развитии творческих способностей и коррекции речевых нарушений.

Педагогическая технология

1. Цели и задачи:

Цель – развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми.
Реализация цели предполагалась путём решения групп задач:
По реализации разделов уставных программ:

1.) Продолжать развивать творческие способности (логического и образного мышления), произвольности (умение ставить цель и добиваться её), самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, задачи и способов её решения).

2.) Обогощать словарь (освоение значений слов и их уместное употребление в контексте высказывания); упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий; развивать связную речь.

2. В обновлении педпроцесса:

1). Активно внедрять современные развивающие методики по конструированию и ручному труду.

2). Оптимизировать организационную модель педпроцесса, направленную на реализацию комплекса образовательных и коррекционных задач; на удовлетворение интересов и потребностей детей (организация работы кружка «Умелые руки)

3. Во взаимодействии с родителями:

1). Пробудить родителей к конструктивному сотрудничеству с детьми.

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный.  На этом же этапе провели педагогическое изучение уровня освоения программы по разделу развития конструктивной деятельности детей. Дети показали уровень ниже среднего. Анализ итогов позволил вскрыть проблемы: в конструировании из бумаги детям не удавалось воспроизвести последовательность операций во время изготовления поделок, т.к. использовался механический способ запоминания; ребёнок «лишался возможности практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости, т.к каждый способ при работе с бумагой был «привязанным» к конкретной поделке и существовал для ребёнка только в контексте её изготовления. В конструировании из природного материала дети не искали вариантов при создании поделок, все работы в основном носили подражательный характер.
Совместно с учителем - логопедом группы проанализировали состояние речи детей.
Второй этап – основной.

Педпроцесс в нашем дет.саду строится по четырём блокам:
- специально организованная взрослыми деятельность детей в форме занятий;
- совместная деятельность детей и взрослых в непринуждённой форме и обстановке;
-свободная самостоятельная деятельность детей;
- режимные моменты.
Третий  этап – заключительный.
Провели итоговое педагогическое изучение уровня освоения программы по разделу развития конструктивной деятельности детей.

Результаты работы:

Результаты  педагогического изучения, уровня развития конструктивной деятельности детей показали:

1) Повысилась интеллектуальная активность детей, сформировалась потребность в детском творчестве, поделки стали отличаться вариантностью решений, оригинальностью.

2) Развились любознательность, находчивость, умение.

3) Повысилась речевая активность. По возрасту овладели диалогической и монологической речью, значительно обогатился словарный запас.

В обновлении  педпроцесса:

1) Разработали перспективный план и организовали работу кружка «Умелые руки».

2) Оптимизировали модель педпроцесса по развитию конструктивной деятельности детей, обеспечив взаимодействие и сотрудничество детей и педагогов.


Обучение художественному коструированию детей происходило на специальных занятиях (блок-деятельность, организованная взрослыми).

На занятиях по конструированию из бумаги активно внедряли методику О.А. Сафоновой и Л.Парамоновой, которые разработали систему формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 4 до 7 лет.

Во взаимодействии с родителями:

 Привлекли родителей к  конструктивному сотрудничеству с детьми. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде
всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Выводы по второй  главе

Во второй главе  нами освящена система работы по развитию у детей дошкольного возраста с НОДА мелкой моторики средствами конструктивной деятельности на базе детского сада № 46 г. Саров, группы №2 на основе технологии Л.В. Куцаковой [10], включающей  в себя ряд этапов:

-создание постройки по образцу,

-по условиям,

-по схеме,

-моделирование.

Следуя данной технологии, сводится к минимуму использование репродуктивных методов, ведение работы по подгруппам. Занимательные игры и упражнения становятся обучающими и используются как на занятиях, так и вне их. Детям даётся возможность постигать свойства материалов, активно действуя с ними.       Методы сотрудничества становятся основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек, а на изготовления множества различных конструкций с помощью основного усвоенного ими способа действия.

К концу года проведенная диагностика детей позволила сделать следующие выводы:

- благодаря конструктивной деятельности у детей с НОДА  улучшилась мелкая моторика и как следствие возросла скорость и  точность выполнения работы по конструированию, а также другим видам деятельности;

- по возрасту овладели диалогической и монологической речью, значительно обогатился словарный запас;

- низкий уровень развития по конструктивной  деятельности, отмечающийся на начало года, сменился средним и высоким уровнями (см. приложение приложение 1).


IV.Заключение.

Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у малыша,  можно предложить ему выполнить несколько заданий в игровой форме. Нужно обращать внимание на то, в каком темпе он делает задания, на подвижность пальцем. Если он успешно выполнил все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получалось, задание сопровождалось раздражением, пальцы его не слушались, были малоподвижными – стоит по меньшей мере задуматься и уделить время развитию мелкой моторики.

- Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие  внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.

- Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых технологий.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные  с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых  к более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.


V Список литературы.

1.  Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.
2.    Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Педагогика, 1987.

3.  Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос, 2001.

4.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А.  «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

6.рнал: «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».

7.   Журнал: «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».

8.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

9. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2007.
11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2006.

12. Лекции и по общей психологи и /А.Р.Лурия -СПб. 0:Питер,2006

13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14.Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». – Санкт – Петербург, КАРО, 2007.

15. Рисование с детьми дошкольного возраста./ Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., Творческий Центр, 2004.

16. Ткаченко Т.А. « Развиваем мелкую моторику». - М.: Эксмо, 2007. - 80 С.
17.  Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.


VI .Приложение.

Приложение 1 .

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,...

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...