Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Без названия.jpg

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  1. «Моем овощи и фрукты»

В емкости с водой моются игрушки, которые изображают овощи и фрукты.

Данную игру можно усложнить, проговаривая каждое действие, описывая свойства предмета, характеристики, и т.д.

  1. «Водопад»

В емкости с водой плавают крышки, которые изображают корабли. Учитель сначала показывает детям как зачерпнуть воду чашкой (ковшом) и выливает воду, тем самым образуя водопад. Дети пробуют самостоятельно повторить это действие. Затем учитель показывает, что будет, ели воду налить на крышку (кораблик). И предлагает детям провести свой эксперимент.

Данную игру можно усложнить корабликами разного объема, можно добавить трубочки, можно добавить элементы разной высоты, чтобы вода стекала каскадом.

  1. «Киска»

Дети совершают действия:

По столу котище (скребут пальчиками по коленкам) лапою гребет.

Спрячет коготки в подушки (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)

И почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)

Молочко попьет из миски (делают из рук «миску» и подносят ее ко рту)

Наша ласковая киска (гладят себя по голове)

Можно добавить еще действий, или ребенку предложить сочинить сказку про киску (сопровождая каждое действие руками).

  1.  «Осень»

Дети совершают действия:

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую)

  1. «Доброе утро! Здравствуй, Иван»

Дети соединяют ладони, пальцы раздвигают.

Доброе утро, здравствуй, Иван! (перекрещивают справа налево большие пальцы)

Доброе утро, здравствуй, Степан! (перекрещивают указательные пальцы)

Доброе утро, здравствуй, Сергей! (перекрещивают средние пальцы)

Доброе утро, здравствуй, Матвей! (перекрещивают безымянные пальцы)

Доброе утро, здравствуй, Танюшка! (перекрещивают мизинцы)

Доброе утро, здравствуйте, все! (перекрещивают все пальцы и возвращают в исходное положение)

  1. «Два дружка-петушка»

Воспитатель надевает Варежки-петушки на руки.

Вас повеселить пришли наши чудо- петушки.

Хоть мы разные на вид, каждый чем-то знаменит.

Припев:

Ку-ка-ре-ку, ко- ко- ко,

Ку-ка-ре-ку, ко- ко- ко,

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Клюют зернышки с ладошки, рука с варежкой идет вверх-вниз.

Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.

Припев:

Филимоновский дружок, тот же хвост и гребешок

Солнышко и елочки, полосы и звездочки.

Припев:

Петушки поворачиваются лицом друг к другу.

Раз поднялся шум и крик, кто красивее из них.

Спорят петушки-друзья, так вести себя нельзя.

Грозят пальцем свободной руки.

Припев:

Какая славная песенка получилась! Петушки хотят прославиться и хотят, чтобы вы нарисовали их портрет.

В этом нам помогут наши проснувшиеся пальчики.

Показ приема рисования:

  • обводим ладошки на листе бумаги;
  • пририсовываем детали (голову, хохолок т. д.);
  • разукрашиваем по своему выбору.
  1. «Определи настроение»

Выкладывание лица с выражением определенного настроения (веселого, грустного). Подготовлены карточки с изображением настроения. Ребенок должен повторить карточку из подручных средств (фишки, пуговки, прищепки, камешки и т.д.)

  1. «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки (ритмично сгибание пальцев обеих рук)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому (поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)

  1. «Пальчики»

Большой пальчик соединяют поочерёдно с каждым пальчиком:

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

  1. «Золушка»

Перебирание цветной и белой фасоли. Можно перебирать разные крупы, фишки, бусины и т.д.

  1. «Дружат наши дети»

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)

Девочки и мальчики (в замок несколько раз) 

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно) 

Начинаем мы считать (соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями) 

  1. «Завертелись карусели»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(Указательным пальцем рисуем круг на столе, убыстряя темп)

Тише, тише, подождите,

Карусель остановите.

Стоп! (Замедляем движение пальца до полной остановки. Затем поменять руку).

  1.  «Кому листик?»

Предложить ребенку рвать большим и указательными пальцами (резать) бумагу на узкие полоски. Показать ребенку, как правильно брать лист и рвать его (два пальца левой руки располагаются рядом с двумя пальцами правой руки, движения одной руки направлены к себе, движения другой – от себя). Прочесть стихотворение:

Этот листик – дедушке, 

Этот листик – бабушке, 

Этот листик – папе,

Этот листик – маме

и т.д.

  1. «Подари лисичке хвост»

Предложить ребенку рассмотреть изображение лисы с белым хвостом. Лиса очень грустит, потому что ее хвост белый. Давай поможем лисе. Я покажу, как от большого кусочка оранжевой бумаги можно отрывать маленькие кусочки. Складывайте кусочки бумаги на поднос. Когда их наберется достаточное количество для хвоста, налейте клей в такую емкость, в которую ребенку удобно будет макать эти маленькие кусочки. Покажите, как можно обмакнуть клочок бумаги в клей, приклейте его на лисий хвост. Пусть ребенок продолжит работу до тех пор, пока хвост не станет пушистым и рыжим.

  1.  «Пальчики шагают»

Шагать пальчиками, считая: раз – два, раз – два…

Шагать со стихотворением:

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз, два, раз, два,

Нам шагать уже пора.

(шагающие движения двумя пальчиками, менять пальчики, пробовать различные варианты)

Шагать тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять, применять различные варианты.

  1. «Чудесный мешочек»

Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть один предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Дать характеристику предмета (описать его, рассказать для чего он нужен и т.д.).

  1. «Снежный кролик»

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз

Угольки нашлись для нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни –

Из соломинки они.

Длинные, блестящие,

Точно настоящие.

Имитация лепки комочка. Указательным и большим пальцем делаем прищепы. Щепоть из пальчиков – угольки. Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут». Имитация движения: щепотью тянем усики.

  1. «Домики для пальчиков»

На опушке дом стоит (сложить ладони домиком над головой)

На дверях замок висит (сомкнуть ладони в «замок»)

За дверями стоит стол (накрыть ладонью правой руки кулачок левой)

Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырены)

Тук – тук – тук! Дверь открой! (постучать кулачком одной ладони о другую).

Заходите, я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной)

  1. «Дождь идет»

Дождик, дождик, веселей! (каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей! (каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи! (изображать пальчиками «брызги»)

Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки

  1. «Снег идет»

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки).

Над деревьями кружит и над колокольней (Руки вверх).

Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома).

Снеговая шубка и шапка снеговая (Показывают шубку и шапку).

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом (Показывают, как падает снег).

Укрывая белый свет белым одеялом (Поглаживают одну ладонь другой).

Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).

Сладко спали до весны дерева и травы (Показывают, как спят).

Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой).

Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)

  1. «Бегают человечки»

Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу

  1.  «Пальчики и лесенка»

Я построю лесенку,

Лесенку-чудесенку.

Выше всех я заберусь,

Сверху маме улыбнусь.

Вот какая лесенка,

Лесенка-чудесенка.

Положите ноготь большого пальца правой руки на подушечку большого пальца левой руки, на подушечку большого пальца правой руки положите указательный палец левой руки, на ноготь указательного пальца левой руки – указательный палец правой руки. Так поочередно складывайте пальчики друг на друга, потом разбирайте лесенку, следуя в такт за стихами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...