Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа)

Потапова Светлана Евгеньевна

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного  возраста.

                              

                 

                                                                           

 

                                                                     «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                                                                                                                                        В.А.Сухомлинский.

Мелкая моторика – это возможность выполнять разнообразные движения человеком при скоординированном участии нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.
Актуальность  
данной темы  обусловлена  тем, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок,  имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.  Поэтому работу  по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Важную роль  в  развитии  мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста      играют дидактические игры и игровые упражнения. Учеными было выявлено, что дидактические игры являются эффективным средством развития мелкой моторики, так как игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры и специальные упражнения по развитию мелкой моторики активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Их использование приводит к тому, что дети достигают определенных успехов в развитии мелкой моторики рук.

Дидактические игры и игровые  упражнения на развитие мелкой моторики рук у дошкольников можно применять в разных областях:
Познание.
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).
Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма,  величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Художественное творчество: стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная  деятельность - рисование, лепка, аппликация.
Физическая  культура:  физкультминутки,  пассивная гимнастика (массаж))

Естественно, что предметно-развивающая   среда в группе должна быть насыщена необходимым  дидактическим материалом для развития мелкой моторики детей. Это дидактические игры, развивающие пособия, массажоры…

Работа по развитию мелкой моторики можно проводить  с небольшой группой детей и индивидуально.  

                     

                      Задания, упражнения для развития мелкой моторики.

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий:

Контуры.

Ребенку предлагается  обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки  ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Можно предложить дошкольнику  нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть  малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка.

Этот комплекс составлен по принципу: от простого  к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему в будущем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями).

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Задания по клеточкам.

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах (или, как вариант, животных леса…),  но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант.

Такие  задания совершенствуют  графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист может представлять  собой тематическую подборку, которая включает: стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);

цветную иллюстрацию к тексту;

словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;

графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

А так же в развитии мелкой моторики рук используют рисование по трафаретам и фигурным линейкам.

Важно: при выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (его возраст, настроение, желание и возможности , чтобы он занимался с удовольствием и добился хороших результатов).

                                                                             Игры.

Конечно, для детей старшего дошкольного возраста игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка.
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, способствуют  закреплению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности
движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

 Пример: Понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Нужно собрать  цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем можно предложить ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание  на время или,  соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

 Пазлы и мозайка.
Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме
мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление,  умение складывать большое из мелких деталей.
Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают
композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Игры со счётными палочками  дают  хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки.  Эти игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них положительный эмоциональный подъём. На индивидуальных и групповых занятиях  можно предложить  ребёнку изобразить по образцу различные предметы. Дети получают огромное удовольствие от процесса складывания и от полученного результата.

Игровые упражнения:
«Сложи колодец»
«Выложи картинку»
«Выложи геометрическую фигуру»,  «Выложи цифру»  и др.

Игры с конструктором   «Лего».
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети
знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

 Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно
создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

 «Нитяные узоры».

Детям предлагаются  толстые тяжѐлые нитки или тонкие верѐвочки; карточки - образцы.

Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание

узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

   Массаж кистей рук и пальцев  является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает  общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность  и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа
пальчиков и ладоней.

  ВЫВОД: 

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача
комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является
одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном  детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства  современных детей,  слабую руку дошкольника нужно и
необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику  рук,  улучшают  подвижность  пальцев,  развивают  их  силу  и  гибкость.  Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

Игровые упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личност...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...