Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
картотека (старшая группа)

Ладыгина Светлана Николаевна

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33._ryby._raskladushka._starshaya_gruppa.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбы

Дети должны знать:

  • названия рыб;
  • об особенностях внешнего вида  рыб;
  • о строении тела рыб;
  • о способе передвижения и питании рыб;
  • о месте обитания рыб в природной среде и домашней обстановке.

Дети должны уметь:

  • различать рыб по внешнему виду;
  • называть и показывать части тела рыб;
  • определять, чем покрыто тело рыб;
  • называть способ передвижения рыб и передавать его движениями (рыба плывет, спит, резвится);
  • называть место обитания рыб.

Задания для родителей

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • Рассказать ребенку о речных (пресноводных) рыбах.
  • Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.
  • Ответить на вопросы:

- Что у рыб вместо ног?

- Почему они могут дышать в воде?  

- Что делают рыбы зимой?

- Чем покрыто тело рыб (кроме сома)?

  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
  • Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
  • Закрепить обобщающее понятие: РЫБЫ.

Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.

  • Ног нет,  а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
  • У родителей и детей вся одежда из монеток.
  • Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Лексико-грамматические  игровые  упражнения

Игровое  упражнение  «Один – много».

Рыба – много рыб,

карась – много карасей,

ерш – много ершей,

щука – много щук,

сом – много сомов,

карп – много карпов,

лещ – много лещей,

пескарь – много пескарей,

окунь – много окуней,

стая – много стай,

малек – много мальков,

икринка – много икринок,

плавник – много плавников,

хвост – много хвостов,

водоросли – много водорослей,

камни – много камней,

рыбак – много рыбаков,

удочка – много удочек,

крючок – много крючков,

червяк – много червяков,

сеть – много сетей,

озеро – много озер.

Игровое  упражнение  «Скажи  ласково».

Рыба – рыбка,

щука – щучка,

карась – карасик,

ерш – ершик,

лещ – лещик,

пескарь – пескарик,

сом – сомик,

окунь – окунек,

хвост – хвостик,

плавник – плавничок,

червяк – червячок;

жирный – жирненький,
гладкий – гладенький,
толстый – толстенький,

усатый – усатенький,

полосатый – полосатенький.

Игровое  упражнение  «Чем питаются  рыбы?»

Рыбы питаются (чем?) – червяками, мальками, рыбками, водорослями, насекомыми.

Игровое  упражнение  «Что  делают  рыбы?»

Рыбы (что делают?) – дышат (жабрами), ловят (мальков, мелких рыб), охотятся, плавают, резвятся, играют, т.д.

Игровое  упражнение  «Скажи  какой?»

Щука (какая?) – хищная, зубастая, сильная.

Сом (какой?) – крупный, длинный, усатый.

Ерш (какой?) – быстрый, колючий, светлый.

Мальки (какие?) – маленькие, шустрые, быстрые.

Подбери слова-родственники к слову РЫБА.

Большая рыба, а маленькая (кто?)  – … (рыбка).

Маленькая рыбка, а очень мелкая (кто?)  – … (рыбёшка).

Очень мелкая рыбёшка, а очень крупная (кто?)  – … (рыбища).

Из ведра торчат хвосты (чьи?)  – … (рыбьи).

Ловит рыбу на берегу (кто?)  – … (рыболов).

Большая рыба, а маленькая (кто?)  – … (рыбка).

Рыбную ловлю называют  – … (рыбалка).

Суп из рыбы (какой?)  – … (рыбный).

Игровое  упражнение  «Что  делает?  Что  делают?»

Сом зимой спит, а сомы … (спят).

Щука охотится, а щуки … (охотятся).

Карась плывет, а караси … (плывут).

Ерш ловит мальков, а ерши … (ловят).

Малек играет, а мальки … (играют).

Малек резвится, а мальки … (резвятся).

Игровое  упражнение  «Посчитай  рыб».

Один сом, два сома, три … , четыре … , пять сомов.

Одна икринка, две икринки, три … , четыре … , пять икринок. 50o5b59nytax7stn2

Одна маленькая рыбка, две маленькие рыбки, три … , четыре … , пять маленьких рыбок.

Сравни  рыбу  с  людьми  и  животными.

У птицы птенцы, а у рыбы … (мальки).505ou5wfs9pcz7vc2

У птицы клюв, а у рыбы … (рот).

У птицы крылья, а у рыбы … (плавники).

У животных шерсть, а у рыб … (чешуя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

Игровые упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личност...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...