Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_khleb_prishel.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел».
Цель:
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- закреплять знания детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
- упражнять в объяснении слов - действий, связанных с выращиванием хлеба;
- развивать зрительное, слуховое внимание; логическое мышление;
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно —воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и к людям , которые его выращивают.
Материалы и оборудование:
колосья пшеницы, ржи; плакаты, сюжетные картины по теме; хлебобулочные изделия, тарелка с мукой; карандаши, бумага, ножницы, ИКТ.
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.
Предварительная работа:
- Рассказы о труде хлеборобов.
- Чтение рассказов и заучивание стихов: А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб»,
Е. Трутнева «Золотой дождик», С. Дрожжина «Каравай»,
Н. Семенова «Хлебушко».
- Рассматривание иллюстраций в книгах «Кубань — житница России», «Славен труд хлебороба».
- Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
- Сюжетно - ролевая игра «Жатва», «Путешествие по родному краю».
- Экскурсия в хлебобулочный магазин.
- Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста для использования в сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Лексика:
Предметный словарь: хлеб, хлебобулочные изделия, рожь, колос, хлебороб, мельник, тракторист, комбайн, комбайнер, пахарь, пекарь, элеватор.
Словарь признаков: пахучий, ароматный, душистый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, твердый.
Глагольный словарь: пахать, боронит, сеять, молотить, выпекать.
Х о д з а н я т и я :
Групповая комната оформлена в виде мини — музея «Все о хлебе».
1. Организационный момент.
Логопед.
Каждому знакомы мудрые слова:
«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!».
Он дороже злата, серебра ценней.
Крепкого булата хлебушек сильней.
Ребята, скоро наш детский сад будет отмечать юбилей. Нам с вами нужно подготовиться к встрече гостей, а у нас на Кубани принято встречать гостей хлебом - солью. А почему?
Дети . Хлеб — наш достаток и богатство. Хлеб — всему голова. Хлеб — хозяин дома. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб — главный продукт питания. Без хлеба не обходится ни одно застолье.
2.Объявление темы.
Логопед.
Длинна дорога от зернышка до булочки, каравая. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари, чтобы хлеб появился у нас на столе!
Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма «Битва за большой урожай на Кубани». (2 минуты).
3.Дидактическая игра «Узнай профессию».
(Закрепление знаний у детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.)
Логопед. Ребята, кто же выращивает хлеб? Посмотрите внимательно на картинки. Послушайте мое предложение и закончите его нужным словом.
Дети.
На тракторе работает(тракторист). На комбайне ...(комбайнер).
Пашет землю ...(пахарь, землепашец).
Работает на мельнице ... (мельник).
Работает в пекарне ...(пекарь).
Выращивает хлеб ... (хлебороб).
Логопед.
А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).
(Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам.)
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.
Дети.
Тракторист на тракторе пашет поле.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.
Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.
4.Дидактическая игра « Какой хлеб?»
(Учить детей подбирать определения.)
Логопед показывает булку хлеба.
Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,
чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети.
Хлеб по запаху (какой?) - пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.
5. Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.
Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).
6. Дидактическое упражнение «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».
(Формирование языкового чутья (объяснение пословиц)).
Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. А вы их знаете?
Дети.
Будет хлеб - будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша - мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится - хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.
7. Дидактическая игра «Один — много».
(Образование существительных в родительном падеже множественного числа.)
Логопед. Перед нами витрина магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!
Дети.
Бублик -много бубликов.
Пряник -
Булочка -
Торт -
Баранка -
Кекс -
Пирожок -
Блин -
Пирог -
Логопед. Молодцы, ребята.
8. Дидактическая игра «Слова — родственники».
(Подбор однокоренных слов.)
Логопед. Ребята, много слов начинается со слова «хлеб». Вы знаете эти слова? Назовите их.
Дети.
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)
Человек, который печет хлеб ...(Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба- .(Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб - ...(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа Я.М. Тайца «Все здесь».
(Формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды.
ВСЕ ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия делают из муки.
Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля .
(Развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.)
Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки.
Дети рисуют на отдельных листах булки, пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед
приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В.Витлина).
12. Итог занятия.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. А сейчас я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».
Пашет землю ...(пахарь, землепашец).
Работает на мельнице ... (мельник).
Работает в пекарне ...(пекарь)
Выращивает хлеб ... (хлебороб).
Логопед.
А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять,
убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам).
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.
Дети.
Тракторист на тракторе пашет поле.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.
Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.
4.Дидактическая игра « Какой хлеб?» (учить детей подбирать определения)
Логопед показывает булку хлеба. Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,
чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети.
Хлеб по запаху (какой?) - пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.
5. Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.
Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).
6. Игра «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».(формирование языкового чутья (объявление пословиц)).
Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и
хлеборобах. А вы их знаете?
Дети.
Будет хлеб - будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша - мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится - хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.
7. Дидактическая игра «Один — много».(образование существительных в разных падежах. Родительный падеж
множ. Числа).
Логопед. Перед нами витрина магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!
Дети.
Бублик -много бубликов...
Пряник -
Булочка -
Торт -
Баранка -
Кекс -
Пирожок -
Блин -
Пирог -
Логопед. Молодцы, ребята.
8.Игра «Слова — родственники», (подбор однокоренных слов)
Логопед. Ребята, много слов начинаются со слова «хлеб». Вы знаете эти слова? Назовите их.
Дети.
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)
Человек, который печет хлеб - .....(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- ... (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб - ...(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды. ВСЕ
ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
И баранки здесь. А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).
Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки
Нади, чтобы она смогла представить,
что можно испечь из муки. Дети рисуют на отдельных листах булки,
пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).
12. Итог.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»
Человек, который печет хлеб - ...(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- ... (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб - ...(Хлебозавод.)
9. Физкультминутка «Золотая рожь».
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по
теме)).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды. ВСЕ
ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
И баранки здесь. А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.
11. Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).
Логопед.
Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки. Дети рисуют на отдельных листах булки,
пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.
Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).
12. Итог.
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб!Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.
Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии....
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВведение...
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...
Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО
В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....