Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.

                                   Лексическая тема: «Космос».

Цель: Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
  • учить образовывать предложные конструкции.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление и связную речь детей;
  • активизировать словарь по теме;
  • формировать представления детей о космосе, космонавтах;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • закреплять знания о профессиях, связанных с космосом. Коррекционно — воспитательные:

-    воспитывать у детей познавательный интерес к космическому пространству и уважение к труду людей, работы которых связаны с освоением космоса.

Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, макет ракеты, звезды из картона, фотографии планет, музыкальное оформление («Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова), фотографии Ю.А. Гагарина и космического корабля «Восток», наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», цветные карандаши, ИКТ.

Ход  занятия:

  1. Организационный момент.

(Звучит «Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова, показ слайдов по теме «Космос»).
Чтение стихотворения о космосе.
Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?

Нет! Среди звезд там планеты блуждают!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовется планетой ... (Земля)!

2.        Беседа по теме.

Ребята, 12 апреля мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики. Мечта человечества подняться в космос стала реальностью с первым полетом человека на ракете. Люди обрели возможность покидать Землю и открывать мир космоса, изучать звезды и планеты. Но и сегодня для людей космос остается загадкой.

Я хочу пригласить вас в космическое путешествие, но прежде мне нужно проверить ваши знания о космосе.

  • Как называется планета, на которой мы живем?  (Земля).
  • Что мы увидим на небе безоблачным ясным вечером?   (Звезды).
  • Почему они кажутся нам маленькими сверкающими точками?      (Находятся очень далеко).
  • Что собой представляют звезды? (Звезды — это огромные раскаленные газовые огненные   шары).
  • Какого цвета бывают звезды? (Голубого, красного, желтого ...). Какие вы знаете планеты? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, ...)
  • Чем они отличаются? (Размером, цветом.).
  • Чем отличаются звезды от планет? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов).

    -     Какая звезда к нам ближе всего? (Солнце).

  • Что дает нашей планете Солнце? (Свет и тепло).
  • Кто был первым космонавтом?  (Юрий Алексеевич Гагарин).

Молодцы, ребята. Знания у вас хорошие.

3.        Дидактическое упражнение «Договори словечко»..

Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный ... (телескоп).

Телескопом сотни лет изучают жизнь планет,

Нам расскажет обо всем умный дядя ... (астроном).

Астроном — он звездочет, знает все наперечет! Только лучше звезд видна в небе полная ... (Луна).

Знает этот звездочет звезды все наперечет,

Дарит Солнце жизнь планетам, нам — тепло, хвосты - ... (кометам).

До Луны не может птица долететь и прилуниться, Но, зато умеет это делать быстрая ... (ракета).

У ракеты есть водитель — невесомости любитель. По-английски — астронавт, а по-русски ... (космонавт).

4.        Дидактическая игра «Выберите нужный предмет».

Ребята, что нужно, чтобы ракета отправилась в полет? Нужно оснастить ее всем необходимым.

          Посмотрите на картинки, которые у вас на столах. Что мы возьмем с собой в полет и почему?  (По темам «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты».)

Дети: «Мы возьмем фрукты, потому что …» и т. п.

Правильно ответили. Ракета к старту готова. Займите места на космическом корабле. Сядьте правильно. Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7....,

пуск!

Внимание! Звездолет «Солнышко» отправляется в путешествие по Солнечной

системе.

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

 Улетают на планеты наши

быстрые ракеты!

  1. Физкультминутка. Состояние невесомости.

Ребята, космонавты во время полета испытывают состояние невесомости. Давайте и мы почувствуем это состояние.  (Имитация движений.)

  1. Развивающая игра «Назови планету». Ребята, мы с вами в космическом пространстве. У нашей звезды — Солнца — есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Семью Солнца называют Солнечной системой. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Что вы можете о них рассказать? Если вы отвечаете правильно, то Звездочет это подтверждают.  (Ребенок  нажимает  кнопку на игровом поле  и называет планету.  Если ответ верный, раздается музыка.)

(Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Венера — вторая от Солнца планета. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на

небе.

Земля — третья от Солнца планета. На земле есть жизнь. Земля имеет свой

спутник — Луну. (Луна — каменистый шар  размером с четверть Земли. Луна

— безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее

поверхность покрыта пылью, на ней очень много впадин, называемых

кратерами.).

Марс — четвертая от Солнца планета. На Марсе, как и на Земле, четыре

времени года. Там есть ледяные полярные полюса и каналы, напоминающие

русла рек.

Юпитер — пятая от солнца планета. Это самая большая планета Солнечной

системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли поместиться в  нее.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна тем, что имеет

огромные кольца изо льда, камней и песка.

Уран — седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной

системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют

«лежачая планета».

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь бога моря — Нептуна,

потому что она холодная и синяя. Там дуют самые сильные ветры в Солнечной

системе.

7. Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий, два — Венера,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

  Семь — Уран, за ним — Нептун.

  1. Дидактическое упражнение «Посмотри в иллюминатор. Что или кого ты видишь?».

(Винительный  падеж  существительных) .  Дети  рассматривают  сюжетную  картину  через   иллюминатор  (окошко)  и называют  предметы: «Я  вижу  море»,  «Я  вижу  горы»  и т.п.  

  1. Дидактическое упражнение « Подбери словечко».

Ребята, быть космонавтом — это не только почетно, но и очень трудно!   Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт? ( Быть сильным, умным, выносливым, смелым, решительным,  организованным, настойчивым, добрым, ответственным,  ...).

А что делает космонавт во время полета ? ... (Следит за приборами, выполняет указания из центра управления полетами, выходит в открытый космос, и т.д.).

Внимание! Внимание! Вызывает земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю! Вот мы приземлились!

10.        Д/упражнение «Земля из космоса».

Дети, попробуйте нарисовать, как выглядит наша планета из космоса.

11.        Итог занятия.

Как красива наша Планета! Наш полет в Космос завершен! Вы сегодня были умными, ловкими, организованными, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир Космоса. Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, тренируйтесь, ведь далекие Планеты ждут вас! А на память о сегодняшнем путешествии я подарю вам по звездочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...