Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Синько Алла Анатольевна

Подгрупповое логопедическое зантие с применением  информационно-коммуникативной технолоии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx34.57 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx568.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

по теме « Защитники Отечества.»

Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, спасать людей. Расширение и активизация словаря по теме «Наша армия», «служба спасения МЧС» (армия, МЧС, Родина, граница, кинолог, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный,  спасатель, пограничник, летчик, моряк, кнолог, овчарка, защищать, охранять, спасать, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести; трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, верный, государственный, внимательный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно, тщательно). Совершенствование связной речи (составление рассказа по картинкам).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, координацию речи с движением, артикуляционную и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к Родине.

Оборудование: мульти-медийное оборудование (проектор, экран), указка, мультимедийная презентация, серия сюжетных картин «Собака – санитар», контейнер с материалом для составления описательных загадок.

Предварительная работа: разучивание стихотворений к занятию.

Ход зантия:

  1. Организационный момент, объявление темы занятия. [Составление загадок-описаний о профессиях военных. Развитие связной речи.]

Слайд №1

Дети заходят в кабинет логопеда, останавливаются перед контейнерами, где сложены вещи, которые нужны человеку определенной военной профессии.

- Составьте загадки-описания о профессиях, которые я назвала каждому из вас по секрету. Расскажите, где работает этот человек, что делает, чем пользуется для работы, какая у него работа. Тот, кто отгадает загадку может открыть соответствующий контейнер .

-  Этот военный работает в службе спасения. Для работы ему нужны рация, карта, компас, веревка, лестница, фонарь, санитарная сумка. Кто это? Это спасатель.

Дети открывают соответствующий контейнер,  на мультимедийной  доске появляются изображения спасателя, летчика, пограничника, танкиста. По ходу ответов появляются слайды  №2, 3,4,5.

Слайд №6.

 - Наша армия родная

 И отважна и сильна.

Никому не угрожая, охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале.

 Слава Армии Российской — Самой мирной на земле!

  - Ребята, подумайте и скажите, о каком празднике говорилось в стихотворении? (О празднике 23 февраля.)

 - Верно, ребята, 23 февраля — это праздник День Защитника Отечества.

- Как называется наша страна, в которой мы живём? (Наша страна называется Россия)

- Почему Россию – мы называем нашим Отечеством? (Потому что в ней жили наши отцы. деды и прадеды.)

- В нашей стране есть армия, как и во многих странах мира.  Итак, ребята, а кого мы называем Защитниками Отечества? Кто охраняет и защищает нашу Родину?  ( Нашу Родину защищают солдаты.)

-  23 февраля – праздник  Нашей Армии. В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

  1. Пальчиковая гимнастика «Наша армия».

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Всех сыновей, всех, кто готов, (Хлопают в ладоши.)

Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы.)

3.    Объявление темы.

 - Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет? Чтоб работать и учиться Мог спокойно весь народ?  ( Пограничник. )  Слайд №7.

- Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу. Есть такое военное подразделение – кинологическое. Обучают, тренируют и заботятся о собаках – кинологи. Собаки служат в полиции, в таможенной службе и службе МЧС. Это собаки — спасатели, которые являются незаменимыми помощниками в трудных ситуациях, таких как:  когда нужно найти человека под завалами в разрушениях, когда найти опасный запрещенный предмет, найти пропавшего человека.

 Слайд №8.

Ребенок. У нас уважают собаку недаром
                  Собака на фронте была санитаром,
                 Связистом, сапером.

                Порою собаки

                на танки фашистов бросались в атаки.

 - На фронте солдатам помогали  немецкие овчарки, спаниели, сенбернары.

-  Собакам – санитарам одевали сумки с красными крестами и клали лекарства.

 - Чрезвычайные ситуации бывают как на войне, так и в мирной жизни?  Подумайте, как собаки помогают людям? ( Собаки помогают находить мины, обезвреживать их, находить раненых людей.)

-  Сегодня мы с поговорим  об одной военной профессии — профессии спасателя. Но спасатель у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять сегодня рассказ.

4.      Беседа по картинкам.

Логопед предлагает детям разложить  картинки в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

-Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.)

-Что случилось с солдатом?

-Куда он был ранен?

-Кто пришел на помощь солдату?

-Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

-Почему собака оставила солдата?

-Кого она привела с собой?

-Что сделали санитары?

-Как вы думаете, что будет с солдатом?

-Кого он должен благодарить?

-Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.)

Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

Как можно сказать по—другому: солдат ... (боец).

 5.      Составление рассказа.

Логопед просит 2—3 «сильных» детей сразу после беседы составить рассказ по картинкам.

6. Подвижная игра «Спасатели». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.] Слайд №9.

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им поиграть в спасателей.

Раз, два, три, четыре, пять        (Шагают.)

Эй, спасатель, стройся в ряд!   (Становятся в ряд.)

Мы всегда спешим на помощь (Подносят ладонь ко лбу, смотрят по сторонам.)

Потому, что мы отряд !             (Кладут руки друг другу на плечи)

Наш отряд молодой!                  (Раскачиваются)

Наш отряд озорной!

Мы хотим, чтобы везде

МЧС помог в беде!                      (Шагают.)

6.      Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми:  Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака—санитар спасла жизнь защитнику Родины.

  1. Игра «Назови действия» [Развитие слухового восприятия , внимания, мышления, связной речи.]

Педагог говорит  предложения по своему выборуи катит ребенку массажный мячик, дети заканчивают их подходящим по смыслу глаголом (глаголами).

Границу собака ... (охраняет).

Вместе со спасателями собака людей ... (спасает).

Когда нужно позвать людей собака ... (лает).

Если собаку разозлить, то она может... (укусить).

За бандитом вместе с милиционером собака... (бежит).

Незнакомого человека собака ... (обнюхивает, облаивает).

Своих хозяев собака... (любит, слушается).

8.  Игра «Азбука Морзе». [Развитие чувства ритма.]

- Давайте представим, что нам нужно передать сообщение о случившемся несчастье по рации  азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете вслед за мной передавать, простукивать разные сообщения. Слушайте внимательно.

Логопед прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу обратной стороной простого карандаша.

ООооОО ОоооОО оооОоо ОооОоо

        

9.Окончание занятия.

Слайд №10.

-  В горах беда случится с вами

 спасение не за горами.
Спешит в пургу, в метель, в мороз
На помощь людям добрый пес.

 Как называются собаки, которые спасают людей? ( Собаки – спасатели.)

 Каких собак спасателей вы знаете? (Сенбернар, водолаз.)

 Где собаки спасают людей? (Собаки обучены искать людей в горах, под завалами, лавинами, на воде.)

 Вы сегодня хорошо потрудились, все активно работали и заработали значки спасателей.

Логопед приклеивает каждому ребенку на одежду нарисованный значок службы МЧС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....